Рождённая на стыке веков 53 глава

     Поезд тронулся, мы расположились на своих местах, Анна с ребёнком и я на нижних полках, Абдулла на ночь полез на верхнюю полку. Анна ребёнка грудью уже не кормила, как она мне объяснила, когда я спросила, почему она отняла внука от груди, что подействовала перемена климата.
     - Когда мы приехали из Ташкента в Ленинград, он сразу перестал брать грудь. Я и сцеживала для него молоко, и грудь пыталась сунуть в ротик, а он ни в какую. Вот молоко и пропало. Но ему уже больше года, думаю, достаточно, - ответила Анна.
     - Благо, аппетит у него хороший, летом опасно ребёнка от груди отнимать. У нас лето жаркое, дети мучаются, а материнское молоко поддерживает организм.   Давай ему больше жидкого. Иначе, откроются рвота и понос, - сказала я, поглаживая густые для ребёнка, вьющиеся, как у его отца, волосы внука.
     Анна не на шутку испугалась.
     - Правда? Не нужно мне было в Ленинград приезжать. Я должна была докормить Андрюшу до осени. Только бы он не заболел, - обеспокоилась Анна.
     - Не переживай, дай Аллах, не заболеет. Андрюша на отца своего похож, а Абдулла в детстве почти не болел, - ответила я, ласково посмотрев на Анну.
     Андрюша уснул на руках матери, поезд, стуча колёсами, словно убаюкивал. У меня закрывались глаза.
-      Мамочка, ложитесь, Вы устали, Вам отдохнуть нужно, - сказала Анна, положив ребёнка и укрыв покрывалом.
     Я посмотрела в окно, тёмные силуэты деревьев и холмов проносились мимо.
     - Дорога длинная, отдохну, конечно. И ты ложись, дочка, поздно уже, - располагаясь на ночлег, сказала я.
     Дорога почти всегда одинакова, редко выходишь из купе, завтрак, обед, ужин, сон, дневной отдых... но мы не смогли ничего взять с собой поесть, поэтому я оставалась в купе с внуком, а Абдулла с Анной, на коротких и длинных остановках на станциях, выходили из поезда, чтобы купить еду. Пару раз, мы плотно пообедали в вагоне ресторане. Так мы и доехали до родного Ташкента.
     Мы приехали, когда уже вечерело. Анна и Абдулла решили ехать к себе домой, я же, поехала к Мухаббат, очень по дочери и по родным соскучилась. Сев в такси, Абдулла сначала доехал до дома Мухаббат, но заходить к ней не стал, сказав, что устал и поздно уже.
     - Мы домой поедем, я заеду к тёте Мухаббат на днях, а Вы всем привет передавайте, - сказал сын, когда я вышла из машины.
     - Ладно, поезжайте, я тут на ночь останусь, - сказала я.
     Вся семья сидели на топчане, в летние дни, возле протекающего во дворе арыка, топчан был самым любимым местом для всех. Когда я вошла, все, обернувшись, посмотрели на меня.
     - Мамочка приехала! - воскликнула Гульнара и спустившись с топчана, побежала ко мне.
     С топчана встали и Мухаббат, и Батыр с Хурсандой и Санджаром. Это было проявление уважения к старшим, так должно было быть. На сердце потеплело, так хорошо было среди родных и любимых.
     - Как же я без вас в Ленинграде жить буду? - подумала я, обнимая и целуя дочь.
     - Ассалому аляйкум, кеное. А Абдулла не приехал? - спросила Мухаббат, обнимая меня, когда я подошла к топчану.
     Поздоровались и Батыр с Хурсандой. Объятия и приветствия, вскоре мы сидели и мирно разговаривали.
     - И Абдулла и Анна с моим внуком приехали, но они решили к себе поехать. Привет всем передавали, - ответила я.
     Поужинав, я раздала всем подарки, сказав, что Абдулла всё покупал в Ленинграде. Гульнара и Хурсандой тут же, взяв платья, побежали в дом. Через несколько минут, они вышли, чтобы показаться нам. Стройные, красивые девушки, мило улыбаясь, смущались, когда мы стали хвалить их. Долго мы ещё сидели и разговаривали, Батыр и Санджар ушли в дом спать, сказав, что им утром рано идти на работу. Дети Хурсандой спали на курпаче, постеленной на топчане. Поздним вечером, мы постелили постель во дворе и легли, в дом ушла только Хурсандой с детьми.
     - Гульнара, дочка... мы с твоим братом решили, что ты будешь учиться в Ленинграде. Осилишь? Сможешь там поступить в институт? - начала я разговор, когда мы легли.
     - Как в Ленинград... Кеное? Как же Вы её одну туда отправите, если и Абдулла, и Анна вернулись?- удивилась Мухаббат.
     - Ну да, они вернулись, Мухаббат, но Паша и Катя там одни остались. Поэтому, я поеду с Гульнарой, чтобы быть рядом с ними. С работы уволюсь, может там найду школу. Но не это важно, дорогая, дети одни не будут, - ответила я.
     Гульнара моя совсем не ожидала такого поворота, я видела, как заблестели её глазки и обняв дочь, поцеловала в лоб.
     - Мамочка, я осилю, я поступлю, обещаю. И Катя рядом будет. Как она? - спросила Гульнара.
     - И Паша, и Катя здоровы, привет передают. Мы срочно должны собраться, утром заявление напишу и может вечером мы уже уедем. Иначе, ты на вступительные экзамены опоздаешь, не хотелось бы, чтобы ты зря год потеряла, - сказала я.
     - Хорошо, мамочка, я утром соберу свои вещи, - ответила Гульнара, засыпая в моих объятиях.
     А я, прижимая хрупкое тело дочери, вдыхала аромат её густых волос, которые не были похожи на волосы Абдуллы. Они у дочери были прямые от природы. Она заплетала длинную косу и бросала за спину. Скромная, тихая, было страшно за неё. Её могли обидеть, а она и защитить себя не умела.
     - Совсем на меня не похожа, вылитая отец. Такая же мягкая и добрая, - подумала я, вспомнив себя в её годы и всё, что мне пришлось вынести.
     Утром, мы с Гульнарой, позавтракав, поехали сначала домой, чтобы открыть окна, нужно было проветрить квартиру. Её я решила оставить Замире, об этом и хотела сказать Даше.
     - Ты оставайся дома, дочка, собирай вещи свои и мои, поесть приготовь, может мясо принесу или фарш, в дорогу тоже готовить надо. В столе, на кухне, тушёнка есть, пожарь с картошкой. Больше тёплых вещей бери, в Ленинграде зимы суровые. Там валенки тебе куплю и если получится, тулуп из овчины, можно на рынке, с рук купить. А я пойду в школу, заявление об уходе напишу, потом к Даше зайти нужно. Вечером и к брату твоему сходим, - сказала я.
     - Зачем? Я не пойду, Вы лучше сами сходите, - испуганно посмотрев на меня, сказала Гульнара.
     Я взяла дочь за руку и посадила на кровать. Немного помолчав, я посмотрела в её чистые, испуганные глаза.
     - Послушай, дочка... твой брат на войне получил психологическую травму, психологическую, понимаешь? Я не знаю, что там такого произошло, ни твой брат, ни доктор, к которому я и повезла Абдуллу,  мне ничего не рассказали. Но я подозреваю, что это было что-то ужасное, связанное с жестокостью и насилием, что очень повлияло на твоего брата. То, что произошло с Катей, Абдулла совсем не помнит, это и произошло в момент приступа, кризиса, как хочешь назови. Но он ничего не соображал, когда творил то зло, понимаешь? Это звучит сумбурно и тебе трудно понять, но доктор его вылечил, совсем. Слышала про гипноз? Нет? Я и сама только недавно услышала. Профессор Дубовицкий применил его к Абдулле. Просто никогда не нужно напоминать брату о том, что было, нельзя. Так доктор сказал, ты поняла меня? Нужно вести себя так, будто ничего не было. Ради твоего брата, дочка, - говорила я, пристально глядя в глаза дочери, в которых я увидела удивление и недоумение. Страха не было.
     - А знаете, мамочка, я где-то читала, что люди иногда меняются, делают поступки, о которых потом напрочь забывают. Я правда, очень люблю брата, но тогда, я испугалась. Я боюсь его, - ответила Гульнара.
     - А знаешь, родная, Абдулла полдня для тебя и Кати платья искал, всё боялся, что вам они не понравятся. Очень волновался. Он любит тебя, ты же его родная кровь. Но проклятая война оставила свой след. Но к счастью, доктор сказал, что вылечил Абдуллу окончательно. Так что ты можешь не бояться, сама в этом убедишься, - сказала я.
     Взгляд дочери потеплел.
     - Правда? Он специально для меня полдня ходил по магазину? - улыбнувшись, спросила Гульнара.
     - Правда, родная, чистая правда, - ответила я, прижимая голову Гульнары к своей груди.
     - Я поняла, мамочка, сходим к брату вместе, - согласилась Гульнара.
     Я поднялась, погладила дочь по голове и вышла из квартиры.
     Приехав в школу, я прошла в кабинет директора и объяснив ситуацию, написала заявление по собственному желанию, которое обещали подписать. Из школы, я поехала домой к Даше. Мирзы не было дома, но Даша была с Замирой.
     - Халида, ты вернулась? Проходи, кажется у Замиры схватки начались, я только что бегала звонить и вызвала машину скорой помощи. Так волнуюсь! Как хорошо, что ты пришла, ведь и Мирзы дома нет, - с волнением говорила Даша.
     - Не волнуйся так, дорогая, всё будет хорошо, я с тобой. Замира, дочка, как ты, родная? - подойдя к девушке, спросила я.
     - Здравствуйте, тётя Халида. Страшно мне, больно, - испуганно моргая глазами, ответила Замира.
     - Замира, скажи, как часто у тебя схватки? Через полчаса, через пятнадцать минут? - спросила я.
     - Ну... я на часы... ой! Вот, опять! Мамочка! - вскричала Замира.
     - Я тут, дочка, я рядом. Сейчас в больницу поедем. Где же скорая? - Даша нервничала так, что у неё дрожали руки.
     - Так... Всё, успокойтесь обе. Замира, дыши глубоко, давай, - я сама растерялась.
     В открытую дверь вошли две женщины в белых халатах, увидев их, Даша вскочила с места.
     - Дочка моя рожает, помогите, - взмолилась она.
     - Успокойтесь, мамочка, все рожают. Поднимайтесь, поехали, - сказала одна из них, видимо врач.
     Даша помогла дочери встать, Замира, схватив её руку, другой рукой держась за спину, прошла к выходу. Спустившись вниз, они сели в машину скорой помощи, мне сказали, чтобы я ехала в родильный дом сама.
     - Халида, прошу тебя, поезжай, я сама не справлюсь, - взмолилась Даша.
     - Куда ехать? - обратилась я к врачу.
     - В шестой родильный. Поехали, - ответила женщина, обращаясь к водителю.
     Я побежала на остановку, казалось, трамвая нет очень долго. Наконец, он показался, я нетерпеливо уставилась вдаль, дожидаясь его. Приехав к родильному дому, я побежала к приёмному покою. Четырёхэтажное здание, с проходной, куда меня пропустили после долгих расспросов. Я прошла во внутренний дворик и вошла. Тут я увидела Дашу, она беспокойно поглядывала на закрытое окошко в двери.
     - Даша, ну что там? - спросила я, отчего она, вздрогнув, обернулась.
     - Ой, не знаю, её увели. Не знаю, как Салиму сообщить. Так волнуюсь я, она за последнее время очень похудела, ты видела? - беспокойно поглядывая в окошко, говорила Даша.
     - Успокойся, дорогая, всё будет хорошо, - обняв подругу за плечи, сказала я, подумав, что сегодня уехать не получится.
     Только вечером к нам из родового зала вышла нянечка. Мы с Дашей за эти часы очень перенервничали.
     - Кто тут Даша? - почему-то спросила пожилая женщина, в белом халате и такой же косынке.
     - Я Даша, я, - подойдя к женщине, быстро сказала Даша.
     - У вас внучка родилась, поздравляю, - улыбаясь, сказала женщина.
     Даша растерянно смотрела то на меня, то на санитарку.
     - Внучка... Халида, у меня внучка родилась... - бормотала Даша.
     Я радостно обняла её.
     - Поздравляю, дорогая. Долгих лет малышке. А как себя чувствует наша девочка, как наша Замира? - повернувшись к санитарке, спросила я.
     - Да, как моя дочка? - спросила Даша.
     - Хорошо, она сейчас спит. Схватки длились долго, но в обед мы заставили её поесть, а Вы домой поезжайте, можете бульон ей привезти или как обычно, тут роженицам аталю привозят, - сказала женщина.
     - Спасибо Вам. Спасибо, - воскликнула Даша, а я сунула в карман женщины несколько монет.
     - Ну что Вы, не нужно. Ой, неудобно как... - произнесла женщина.
     - Это суюнчи, Вы же первая сообщили нам радостную новость, - сказала я.
     Мы с Дашей, сев на трамвай, поехали к ним домой.
     - Мирза наверное уже дома, не знает где я,  волнуется, - загадочно улыбаясь, сказала Даша.
     Мирза и правда был дома.
     - Даша? Где тебя носит? И ужина нет, - раздражённо сказал Мирза, но увидев наши взволнованные лица, сам изменился в лице.
     - Что? Что случилось? Замира, да? - быстро спросил он.
     - Поздравляю, Мирза, Вы стали дедушкой, - широко улыбнувшись, сказала я.
     - Правда? Я дедушка... девочка моя, доченька... - растерянно произнёс Мирза.
     Было и смешно, и радостно смотреть на них, Даша бросилась на шею Мирзы, а ему, вроде и неловко было передо мной, я быстро прошла на кухню, включила там свет и приготовилась готовить аталю. Следом вошли Мирза и Даша.
     - Даша, у тебя есть топлёный бараний жир? - спросила я.
     Даша словно меня не расслышала. Мирза сам достал маленькую кастрюлю и подал мне.
     - А зачем тебе? - спросил он.
     - Аталю готовить буду, - ответила я.
     - А ты когда приехала, Халида? Как Абдулла? - наконец успокоившись, спросил Мирза.
     - Ой и правда, я совсем забыла спросить. Как съездила, Абдулла тоже вернулся? - спросила Даша.
     - И Абдулла вернулся, и Анна с моим внуком. Мы все вместе вчера вечером приехали. Я ведь и пришла рассказать, как всё прошло, - ответила я.
     И я рассказала, готовила аталю и рассказывала. Я поведала обо всем, что произошло в Москве и в Ленинграде, что решила ехать с Гульнарой туда, где она попытается поступить в медицинский институт. Ещё я сказала, чтобы Замира и Салим переехали жить ко мне на квартиру. Мирза и Даша молча выслушали меня, аталя была почти готова.
     - Как же хорошо, что ты сегодня пришла к нам, Халида, одна бы я не справилась, - сказала Даша.
     - Да куда бы ты делась? Ещё как бы справилась, - улыбнувшись, ответила я.
     Мирза молча обдумывал мои слова.
     - Значит Абдулла совершенно здоров... что ж, это хорошо. Жаль, что ты уезжаешь, Даша совсем одна останется, - сказал наконец Мирза.
     - Ну что делать, Мирза? Иначе никак. Дети там совсем одни. Ничего, Катя вырастет, Гульнара институт закончит и мы вернёмся. Да и приезжать мы будем на лето, - ответила я.
     - Ладно, всё правильно. Для Гульнары в Ленинграде будет больше возможностей. А за Аббуллу не переживай, мы с Дашей не оставим их. И спасибо за квартиру, Замира устала жить в большой семье Салима. Свекровь житья им не даёт, а парень хороший, любят они друг друга, спасибо тебе, - сказал Мирза.
     - Мы же не чужие, Мирза. Замира мне, как дочь. Ладно, аталя готова, Вы поезжайте к ней, я к Абдулле пойду. Мы же хотели прямо сегодня и уехать, но вот как получилось, - засмеявшись, сказала я.
     - Налей в банку аталю, я свежие лепёшки принёс, возьми для Замиры. Яблоки возьми, она их любит. На обратном пути, к Салиму домой заедем, ему сообщить нужно, - сказал Мирза.
     Даша всё приготовила и мы вместе вышли на улицу. Они поехали в родильный дом, а я поехала к Абдулле, куда, как я надеялась, должна была уже прийти и Гульнара.
 


Рецензии