Пятая поездка в Литву и вторая в Вильнюс. Часть 6

Пятая поездка в Литву и вторая в Вильнюс (4 дня, июль, 2019. Но! В этот раз без группы и ограничений по времени!).

Часть 6.

От необычных достопримечательностей (признанных, кстати говоря, 320 городами мира, освящённому самим Папой Римским Франциском, в 2018-ом году), переходим к великим, историческим.

Вновь идём по мосту через речку (Вильня, а в конституции Республики Ужупис – Вильняле). Вновь видим Старый город. Улицы Пилес, Диджиои (Диджиоджи – как мне хотелось назвать, любя), Вильняус...

Я уже начинаю привыкать к этим маршрутам. Завтра надо будет выбрать другой путь по Старому городу, а то не узнаю, где лучше срезать. Хотя… Есть карта в кармане, но тут так всё понятно и легко, что можно самому разобраться. Без помощи. Главное не зацикливаться на популярности этих великих улиц и идти новыми тропами, просто пересекая их.

А не обращать внимание трудно. Улицы действительно манят своей красотой… Пойдёмте по Бокшто, по направлению к следующей достопримечательности – Артиллерийскому бастиону оборонительной городской стены (обычным людям вход в музей – 4 евро, мне, по карточке скидок на 48 часов – бесплатно).

Улица Бокшто… Считается одной из древних улиц Старого города. Идёт параллельно Диджиойи (Диджиои, Диджёи, ребята, литовцы, сейчас напишу это слово в электронном переводчике! ДИДЖЁЙИ! Хорошо, но Диджиоджи я оставлю для себя) и даже берёт своё начало именно от неё! Идёт плавно в гору, где на конце улицы (она всего 700 метров) мы и видим бастион. Бастион на горе Бокшто. Зайдём…

8-я достопримечательность. Артиллерийский бастион оборонительной городской стены. 

И сказал тогда великий князь Литовский Александр (годы правления: 1492-1506): «Удовлетворяю я просьбу вашу, мои славные горожане! Построим мы оборонительную городскую стену для укрепления Вильнюса нашего!». И построили. А чуть позже, уже в начале XVII века, где-то в 1640-ом году, и сей артиллерийский бастион возвели. Мол, гора есть? Есть. Высокая? Для холмистого края сойдёт. Стена построена? Построена. Значит, нужен и бастион. Башня, пушки, туннель, артиллерийская часть. Всё для защиты Великого Княжества Литовского да Речи Посполитой… Ну, а в наши дни это музей. Походим же по нему.

Миленький. Пушки, как снаружи, так и внутри (экспонаты), несколько стендов, окунающих нас в эпоху тех лет, таинственное, кругообразное, неярко освещённое подземелье (специально!) с пустыми комнатами, в одной из которых вы найдёте чучело грифа (кажется), прямо и хитро вглядывающегося в вас, как бы говоря: «Что здесь ищешь, странник? Заблудился? Ну, заходи, заходи. И оставайся навсегда! У-ха-ха!». И тишина…

Ещё можно выйти на крышу и посмотреть на город (гора же)... Вот-с…

В целом, бастион неплохой, но маленький. Те люди, которые не будут сюда заходить, могут обойти его снаружи. Прогуляться по низу, посмотреть на возвышающиеся прямо перед вами стены. Потом подняться в парк, разбитый неподалёку, и увидеть ещё одну, так называемую, смотровую площадку. Бесплатную. Но тогда вы пропустите подземелье. А оно впечатляет. Решать вам. А я пойду дальше… 8:0 в пользу Лёши.

Здесь же, недалеко, в Старом городе, есть и девятая достопримечательность, которую я очень бы хотел посетить: Музей театра, музыки и кино.

Посетил… 

В Малом дворце Радзивиллов (богатого и знатного рода Великого Княжества Литовского в Средние века), в здании эпохи ренессанса, барокко и классицизма, после многочисленных перемен, реконструкций и переделок, в конце XX-го века, открылся музей театра, музыки и кино Литвы.

Конечно же, сам музей кочевал и переезжал много раз, пытаясь спасти и сохранить свои ценные экспонаты (музей существует с 1926-го года, а в здание Радзивиллов переехал лишь в 1996). Не стоит также забывать и о горьких потерях во время Мировых войн. Поверьте, вы смогли бы увидеть больше. Ну, и тот пункт, что театр является его самой главной частью, не забудем упомянуть. Но это интересное место, позволяющее познакомиться с культурой и искусством Литвы поближе...

Правда, должен честно сказать (ведь я не гид и не аггитатор), что пустые, голые стены в некоторых частях большого, длинного дворца, возле которых стоят экспонаты - удручают и выглядят слабо (нет должного подхода, декораций, антуража, дизайна), но есть и целые комнаты, которые, несомненно, смогут окунуть вас в прошлое, познакомят с местными композиторами, актёрами/актрисами, выдающимися деятелями искусства.

К сожалению, не могу выделить что-то, что мне понравилось особо. Повторюсь, там, где хотелось видеть комнату, размах, дизайн – было лишь несколько экспонатов на фоне голых стен, а там, где были целые помещения, там не хватало… Короче, дом-особняк театрала Эдуарда Смильгиса в Риге, бьёт весь этот дворец по полной программе. И отдел кино надо смотреть не в Прибалтике (тут и Рига ничем хорошим похвастаться не может). 

Ну, а музыка… XVIII – XX веков… Тут, пожалуй, было мило. Народные музыкальные духовые инструменты, скрипки, цимбалы, гармоники, концертино, механические музыкальные инструменты (предшественники патефонов полифоны, симфонионы, пианолы)... Но, лично мне, также не хватало размаха, дизайна, должного подхода. Ведь видел я его раньше. И тут он мог бы быть. Но всё слишком блекло. Да простят меня местные жители, гиды да работники данного музея. Вам бы немножечко улучшится. А то, я снова был практически один в вашем большом дворце (два, три туриста и я). А не этого люди ждут от истории музыки, кино, театра… Брошюры, фотографии, афиши, костюмы, маленькие скульптуры, газеты, плакаты - хорошо, но надлежащей атмосферы нет. Понимаю, что вы часто переезжали с места на место, но раз вам позволили осесть во дворце Радзивиллов, вот уже 22 года, то можно было украсить помещения под яркий музей.

Также я понимаю, что тут кружки, семинары, лекции, репетиции и пробы, но загляните к Эдуарду Смильгису в Ригу. Это… Бесподобно! Даже, если не брать его кабинет и спальни. Чтобы вам дать фору. Там есть дух театра. А вы? У вас дворец! Но прикройте белые, голые стены чем-нибудь. Поставьте столики с канделябрами, простыми подсвечниками. Ну, любезные, не мне же, опытному музейному посетителю, вас учить. Украсьте! Иначе во мне проснётся Станиславский… 

Пауза на обед. На цеппелины с мясом. О! Это уже лучше, чем последний музей! Вкусно, питательно, насыщенно! Приятно! Ну-ка, что там есть ещё бесплатного, ну, или со скидкой в брошюре?

Достопримечательность номер 10. Музей виртуальной реальности.

О! Однако… В таком я ещё не был. Вход 8 евро, мне – бесплатно. Ну, тут звёзды сошлись, чтобы я его посетил...

Музей виртуальной реальности Telia Nonmuseum в Старом городе, где помимо специальных очков, с видео путешествием по Литве (по суше, воздуху на дронах, по воде), вам предлагают посмотреть необычный исторический фильм. Фильм о Вильнюсе. 700 лет истории за 15 минут! Без очков, но в оригинальном зале, с зеркалами на потолке и на стенах. В наушниках, установленных возле каждого сиденья и на выбранном вами языке (хотите русский, хотите английский, немецкий, французский, испанский, пожалуйста, там большой выбор).

Ну, братцы, я вам скажу, что это было круто! Должно же быть что-то хорошего в XXI веке! Такой подход к истории уважаю и ценю! Могли бы входную плату, конечно же, уменьшить (8 евро многовато), но спасибо за увлекательное развлечение! Это большой плюс! Вот, как надо технику использовать! Стильно, мощно и солидно!.. Культурно и познавательно!

10:0! (к музею театра, музыки и кино я тоже отнёсся с уважением, не спешил, по комнатам не бегал, внимательно слушал то, что говорят смотрители, но, увы, не до конца проникся. Ну, и голые стены меня в унынье привели. А так. Я считаю, что это большой музей. Кстати, за 3 евро нормально. Мне же он был, как всегда, бесплатно).

Спасибо, уважаемая брошюра! Ну, а закончить последний день скидок хочется масштабно, захватывающе и так, чтобы тряхнуло. А? Массажный салон? Нет, что вы! Он тут не указан! Но, вы подловили. Да, схожу. Только после прогулки на гондоле по реке. Обычным туристам она будет стоить 8 евро, а мне всего 1! За один евро да по реке! Да как ж не воспользоваться такой возможностью!!!..

Достопримечательность номер 11. Прогулка на гондоле по реке.

После 40 минутной поездки… Да-а-а… Это было хорошо. И погода солнечная. И кое-что интересное узнал. Оказывается, что в Вильнюсе несколько мостов особенные. С признаками власти Великого Княжества Литовского. Под одним висит огромный шар, под другим - цепь, ну, а на третьем фигурирует копьё! Вот так! Если бы не проплывал, не увидел бы, не узнал. Спасибо капитану! В его обязанности не входили услуги гида. Он молча катал с мотором людей. Просто я полюбопытствовал, он и ответил. А я-то думал, мол, зачем тут шар висит. От яхт больших, что ли? Мешают движению, заполоняют реку. Ан, нет. Символы власти и величия Литвы! Столица! Забавно. Таких мостов ещё не встречал.

На этом карточка скидок закончилась. Кстати, если бы взял на 72 часа (три дня), то был бы включён ещё и бесплатный транспорт (автобус, троллейбус). Но и так нормально вышло. Город небольшой, пешком ходить удобно. Было хорошо и насыщенно. Не всё сразу. Приезжать ещё раз будет не так интересно. Вот-с…

Однако сама поездка на этом не закончилась…

Продолжение следует.

Благодарю за внимание!

Алекс Джей Лайт.

         


Рецензии