Откуда берется хлеб

Как-то вечером перед сном папа спросил Зинаиду:
- Хочешь завтра со мной поехать в деревню к бабушке?
- А на сколько? – в свою очередь задала вопрос Зинаида. – Как всегда, на часок, возьмем картошки и обратно?
- Нет, - ответил папа. – Поедем на все выходные. Бабушка просила крышу в доме починить. А пока я буду делами заниматься, ты с собачкой Бобкой поиграешь, гусей попасешь… у стен дворца.
- Какого дворца?
- Есть там дворец. Только в деревне он домом культуры называется. Но по виду – дво-р-р-р-ец. Потом время выберем, да в лес сходим, по грибы, по ягоды.
- Езжай, доченька, - подключилась к уговорам мама. – Я в эти дни со своими студентами заниматься буду, так что, приглядывать за тобой не смогу.
- Ладно, - согласилась Зинаида и по-взрослому добавила, - тогда я пошла спать, завтра ведь рано вставать придется.
 
Солнце еще не выкатилось на небо, когда папа с Зинаидой выехали их города. Машина неслась по шоссе, из радиоприемника неслась веселая музыка, и Зинаиде, сидевшей на заднем сиденье, совсем не хотелось спать. Она смотрела то в левое, то в правое окошко, где по обе стороны от дороги золотились бескрайние поля. Но из окошек девочка не высовывалась, так как знала, что этого делать нельзя.
- Папа, а чего там такое растет? – наконец спросила она, показывая пальцем на поле.
- Это хлеб, - ответил отец, не отрывая глаз от дороги.
- Хлеб? – Удивилась Зинаида. – Как это?
Она  много раз видела, как хлеб покупают в магазине, но даже не представляла, что он может расти за городом словно трава.
- Хочешь посмотреть? – спросил папа.
- Да!
Машина сбавила скорость и остановилась на обочине. Зинаида с папой спустились с шоссе и наперегонки побежали к хлебному полю.
- Вот, это и есть хлеб,- сказал папа, срывая один колосок.
Он растер его между ладонями и осторожно подул на них, сдувая сор. Зинаида недоверчиво смотрела на то, что осталось лежать на отцовской руке. Она взяла несколько зерен, положила в рот и пожевала. Зернышки были твердыми и совсем не такими вкусными, каким бывает свежий хлеб из магазина.
- Ты меня обманываешь? – разочаровано спросила Зинаида. - Хлеб таким не бывает.
- Вовсе нет, - ответил папа. – Я и не думал тебя обманывать. Из этих зернышек получается и хлеб, и булочки, и те вкусные пирожки, которые обязательно напечет бабушка к нашему приезду. Но пока все это испечется, подрумянится и станет вкусным – превкусным, должно пройти много времени, и должны крепко потрудиться много – премного людей. Пойдем к машине, и я тебе обо всем расскажу.
Папа сорвал несколько колосков, которые Зинаида зажала в кулачке, словно букет цветов.
- Еще весной этими зернышками нужно засеять все поля, - начал рассказывать отец. – Но вначале землю, на которой они будут расти, пашут. Помнишь, как я перекапываю землю на даче?
Зинаида согласно кивнула и тут же спросила:
- Так у нас дача, вон какая маленькая, а поле, вон какое большое. Это ж, сколько народу надо, чтобы все это перекопать?
Папа усмехнулся.
- Да, дачка у нас маленькая, и я один ее могу быстро перекопать, а  на полях работают большие трактора, у которых вместо лопат, стоят огромные плуги. Тут же в землю садятся семена, после чего прокатывают по полю тяжелую борону. Она разбивает большие комки и ровняет поле. Через несколько дней из земли появляются ростки. Они быстро набирают силу, поднимаются все выше и выше, а дожди, поливают их, отчего они растут все быстрее и быстрее. Так продолжается все лето. Колоски начинают поспевать, меняя цвет с зеленого на желтый. Тогда начинается уборка урожая. На поле выезжают комбайны. Это очень сложные машины. Впереди у них  есть такое устройство, которое подрезает колоски, словно машинка для стрижки волос.
- Как в парикмахерской?
- Точно, как в парикмахерской, - рассмеялся папа. – Потом срезанные колоски попадают внутрь комбайна, где из них выбивают зерна и ссыпают их в большую емкость – бункер, а шелуха выбрасывается обратно на поле. Как только бункер заполняется, к комбайну подъезжает машина. Она забирает зерно и везет его на элеватор.
- А, знаю, - обрадовано воскликнула Зинаида. – Наш дом недалеко от элеватора. В прошлом году там много машин стояло, я видела. Так это там делают хлеб?
- Нет, на элеваторе зерно подсушивают, перемалывают на мельнице, чтобы получить муку. Ее потом развозят по пекарням. И вот там-то из муки замешивают тесто, из которого в печах и пекут хлеб. А наша бабушка, к которой мы сейчас едем, умеет сама замешивать тесто и печь хлеб, булки и всякие другие вкусности.
- Как это? Самый настоящий хлеб?
- Самый что ни на есть настоящий. Вот приедем, сама увидишь, - усмехнулся папа.
Всю дорогу до села Зинаида нетерпеливо ерзала на сиденье, так ей поскорее хотелось увидеть, как же печется настоящий хлеб. Едва только машина остановилась у ворот, девочка тут же бросилась в дом.
- О, моя внученька приехала! – радостно воскликнула бабушка, подхватывая Зинаиду на руки и целуя в обе щеки. – А я как раз хлебушек собралась печь. Давай-ка, помогай мне.
Зинаида с жаром принялась помогать бабушке. Она следила за тем, как поднимается тесто, потом месила его, формируя небольшие караваи, отправляла их в печь, а потом сидела за столом и с аппетитом уплетала горячий, дивно ароматный кусок свежего хлеба, запивая его парным молоком.
- Вкуснотища! – проговорила она с набитым ртом. – Теперь я знаю, откуда берется хлеб. От начала и до конца.


Рецензии