Одноклассники. Как мы изучали историю

   С четвёртого класса я пристрастился к чтению книг. До этого я учился в первом классе сельской школы, где библиотеки не было и художественных книг я там никогда не видел, разве что у сельчан дома были религиозные книги, которые они посторонним и в руки не давали. Во втором классе я учился в городе Шостка, в мужской школе, где тоже мне не привили любви к чтению книг, кроме учебников. А в третьем классе я вообще учился на дому, в школу ходил только последний месяц, так как мне лечили серьёзную травму ноги и я несколько месяцев не мог ходить.

   В четвёртом классе и библиотека была рядом, и читать мне нравилось, и по учёбе я как бы изголодался. Вот и записался в исторический кружок. В этом кружке нас было около сорока человек, но регулярно посещали кружок человек пятнадцать со всей школы. Руководитель кружка, наш учитель истории Василий Семёнович Китань, долго думал, как нас распределить по разным темам, чтобы нам всем было интересно. Сначала он нам рассказывал о Великой Отечественной войне. Это было очень интересно. Василий Семёнович во время войны служил на кораблях Черноморского флота радистом и держал связь с самолётом Ф. Рузвельта, когда тот прилетал на Ялтинскую конференцию. Мы всё это слушали затаив дыхание, а я всё это осознал значительно позже, став взрослым, с каким человеком меня свела судьба. Василий Семёнович даже приносил на занятие Благодарность от Верховного Главнокомандующего (И. Сталина) за обеспечение связи в период Ялтинской конференции.

   Чуть позже мы начали собирать историю нашего края. Это тоже было очень интересное занятие. Василий Семёнович через сельские советы находил людей, которые рассказывали нам про годы гражданской войны в наших краях, про годы Великой Отечественной войны. Мы всё это записывали, затем из этих записей составляли рассказы в виде сочинения по литературе на исторические темы и эти сочинения затем читали на занятиях кружка и посылали на районный конкурс. Часто мы занимали первые места и нас награждали грамотами и книгами, которые в то время были довольно ценными подарками. У меня и сейчас хранятся несколько таких ценных подарков.

   Один из таких рассказов я кратко изложу. Это было в Харьковской области, когда из города Харькова все красногвардейцы ушли на Южный фронт воевать против Врангеля. Был мобилизован весь харьковский гарнизон. А в это время в городе Чугуеве на полную мощность работал обозный завод, который в то время выпускал знаменитые конные тачанки. На этом заводе в мастерских работали два десятка простых рабочих и девятнадцать человек, которые были и красногвардейцами и были вооружены винтовками и одним пулемётом, который пристреливался на изготовленных тачанках.

   Вот и решили кулака и бандиты из местных сёл захватить и сжечь обозный завод и казнить красногвардейцев. Собрались больше пятидесяти человек и толпой двинулись за несколько километров на завод, он был на окраине Чугуева, вблизи железнодорожной станции. Один из свидетелей тех событий показал нам даже пожелтевшую газетёнку тех времён с довольно чётким изображением этой толпы с палками, вилами, лопатами и, главное, с большим транспарантом, на котором можно было читать их лозунг «Чугуев вазьмем, а Харьков сам сдасца». Орфографию по памяти постарался сохранить.

   Этой толпой они дошли только до спуска у обозного завода с стороны Старой Покровки, после чего красногвардейцы дали в их сторону одну очередь из пулемёта и вся эта толпа разбежалась. Как рассказал свидетель тех событий, даже из винтовок не пришлось стрелять. А завод и во время нашей учёбы успешно работал, выпускал, конечно, уже не тачанки, а так называемые «бестарки», телеги для перевозки зерна, которое можно было в них перевозить без тары, то есть без мешков, просто насыпать и при разгрузке открывалась специальная задвижка и зерно само высыпалось.

   Таких рассказов было много, мы только успевали записывать. Из того, что когда-то было заготовлено, через 30 лет я скомпоновал исследовательский материал, см. http://proza.ru/2017/11/08/1934. Даже после окончания школы я иногда заходил к ребятам из кружка и читал их сочинения.


     Продолжение темы смотреть здесь: http://proza.ru/2021/02/17/1544

   Более подробно об учениках нашего можно прочитать в моих дневниковых записях, которые я переформатировал в "Повесть о Талисмане любви", 
    


Рецензии