Полярный лётчик
"То взлёт, то посадка, то снег, то дожди,
Сырая палатка и писем не жди.
Идёт молчаливо в распадок рассвет,
Уходишь - счастливо,приходишь - привет"
(Ю.Визбор)
1951 год, год, когда ещё был жив Сталин и когда был зачат я.
Наша семья проживала тогда на острове Кег, в устье Северной Двины.
Отец мой летал, был бортмехаником, сначала на Ли-2, потом на Ил-14.
Из моих детских воспоминаний - когда шёл по реке лёд и его вы-
пирало на берег, весь остров быстро погружался под воду. И тогда
единственным средством передвижения по острову были лодки. Но вот
что удивительно: десятки лет производящий стружку деревообрабатыва-
ющий завод и которая по какой-то причине уже несколько лет горела
(как вулкан в Неаполе), вода погасить не могла! Но вот, по прошест-
вии времени, вода отступала и на свет божий появлялось море одуван-
чиков, заполоняющих всю обезвоженную сушь.
В этот период года мой отец был всегда дома, поскольку аэро-
дром был затоплен, а взлётная полоса, вернее то что ею называлось,
была абсолютна не пригодна для полётов.
В конце мая - июне, с отступлением воды, начинался лётный сезон,
и труженики Ли-2, сменив зимние лыжи на колёса, отправлялись с грузом
в близлежащие города, к стойбищам местных аборигенов и стоянкам гео-
логов. Впрочем, летали они туда и зимой, благо оборудованной полосы
им было не надо, хватало накатанной грейдером примитивной ВПП , а ко-
гда её не было, то и садится можно было где угодно, была бы ровная
площадка.
И вот тогда-то я стал, в неполные пять лет, полярным лётчиком. Ко-
нечно, лётчик громко сказано и посадить такую серьёзную машину как
Ли-2 (помните персонаж старого советского фильма "Последний дюйм"?)
я естественно не мог, но основные рычаги самолёта изучил назубок.
Рычаги эти, кто знает, были изумительно красивы,с разноцветными "ши-
шечками" на концах. Отец часто брал меня с собой и экипаж, все пять
человек, были самыми родными мне людьми. Обычно, после взлёта я за-
бирался на закорки к командиру самолёта и внимательно следил за всеми
его действиями. Через некоторое время мне доверяли, конечно под кон-
тролем отца и с его помощью, увеличивать или уменьшать тягу двигате-
лей и производить другие незамысловатые операции.Также в мою обязан-
ность входило следить за состоянием груза в хвосте самолёта, вернее,
в целостности металлической сетки не позволяющей ему перемещаться.
А ещё при посадке отец прижимал меня крепко к себе, открывал входную
дверь, и нажимал вместе со мной спусковой крючок ракетницы, стрелял
в воздух, дабы определить направление ветра.
Но самое интересное начиналось потом, после посадки.
Как правило,это было стойбище аборигенов, не хочу никого обидеть-
поморов, и располагающейся здесь же геологической партии. Моя дет-
ская память не сохранила как выглядели эти поморы, но, спустя мно-
го лет, будучи в Москве, я поселился в гостинице на ВДНХ, вместе
с выходцами из тех мест. Они приехали в Москву, чтобы катать мос-
квичей на оленях в зимние праздники. Но не это меня поразило. Все
они были белокурые(!) и с голубыми глазами! Это, собственно, те,
которых мы называли чукчами. По общению с ними, они выглядели как
малолетние дети, впервые привезенные из тундры в огромный город,
в котором они ничего не понимали,
если бы не сопровождающий их "дядька".
Так вот, после посадки самолёта, это стойбище, буквально оживало.
Все - взрослые, дети, окружали самолёт, дабы участвовать в разгруз-
ке того, что он приволок. А это, в большинстве случаев, была соляр-
ка в бочках, самый дефицитный продукт в этих местах. Сдав по описи
горючку геологам, летуны сбывали аборигенам припасённый левый товар.
Ту же солярку, купленную в складчину. И тут начиналось! Подвозили на
санях замороженную рыбу, названия которой я сейчас уже не помню. А
вот та, которая мне нравилась, копчёная, называлась престипома. За
две бочки солярки самолёт был загружен под завязку. В тоже время к
самолёту подгоняли молодого оленя, олешку. Старик-помор делал у не-
го надрез на бедре и подставлял чашку, куда лилась кровь. Мне, как
самому молодому, выпадало первому хлебнуть её. Кто знает её вкус,
подтвердит, что это такое. Выворачивает напрочь, но зато я не болел
ни чем. Угостив весь экипаж этим напитком,старик заделывал порез
чем-то, похожим на землю, и , хлопнув олешка по спине, отпускал его
в стадо. Дальше следовало такое. Мы, вместе с радистом, включали
рацию и слушали прогноз погоды на следующий день. Прогноз переда-
вали по множеству участков и надо было уловить свой. Самое лучшее
для экипажа - это была нелётная погода. Тут доставался припасённый
спирт, меня закрывали в соседнем чуме, от глаз подальше, и начина-
лась просто пьянка. Тут же возле чума появлялись молодые аборигенки,
и кто из читателей постарше помнит повесть "Алитет уходит в горы",
знает, чем это заканчивалось. Через день, два, погода налаживалась и
"отдохнувший" экипаж летел домой, на остров Кег.
Спустя много лет, в 1969 году, после окончания школы, я поступал в
Кременчужское лётное училище, поскольку жизнь свою не мог представить
иначе, как лётчиком. Медицинская комиссия была очень суровая, я про-
шёл через все круги её ада, а вот последнее испытание, тест на зрение,
не прошёл. Не хватило 0,1% на правый глаз. И в то время не помогло, как
сейчас его не пытаются обгаживать, ни репутация моего отца, заслуженного
летчика СССР, ни мой, практически отличный аттестат. А я всё таки
окончил авиационный ВУЗ, мой любимый РКИИГА в Риге. И я всё же был по-
лярным лётчиком!
Свидетельство о публикации №219080100573