Философия искусства. Заметки

ОГЛАВЛЕНИЕ

Искусство — коллективное чувствование 2
Искусство — игра 3
Искусство как художественная деятельность 4
Красота, эстетика 7
Возвышенное, среднее, низкое 8


ИСКУССТВО — КОЛЛЕКТИВНОЕ ЧУВСТВОВАНИЕ

                ...цель искусства есть объединение людей в одном и том же чувстве.
                Л.Н. Толстой

                Талант художника — это его способность поделиться своими
                чувствами с другими и заразить этими чувствами других.
                А. С. Михалков-Кончаловский

                Самое главное правило любого искусства — сопереживать.
                Ю. Макаров, телеведущий


Искусство — коллективное чувствование, общение людей на языке чувств и воспитание-развитие-совершенствование чувств на основе общения.

В вопросе об искусстве постоянно идет спор между теми, кто делает упор на коллективности (крайнюю позицию занимают сторонники «искусства для народа, для всех»), и теми, кто делает упор на чувствовании (здесь крайнюю позицию занимают сторонники «искусства для искусства», «чистого» искусства).

Гегель отстаивал позицию первых. Он писал: «...художественные произведения должны создаваться не для изучения и не для цеховых ученых, а они... должны быть понятны и служить предметом наслаждения непосредственно сами по себе. Ибо искусство существует не для небольшого замкнутого круга, не для немногочисленных очень образованных людей, а в целом для всего народа.» (Гегель. Соч. Т. XII. С. 280)

На такой же позиции стоял марксизм. Известно такое высказывание В. И. Ленина: “Искусство принадлежит народу”. В советское время это высказывание было руководящим принципом в художественной политике государства. Художественной интеллигенцией он переосмысливался в таких не менее крылатых словах Е. Евтушенко: «В России поэт больше чем поэт».

Сторонниками указанной точки зрения были два художественных гения России — Л. Н. Толстой и П. И. Чайковский. Первый категорично утверждал: «Причина, почему декадентство есть несомненный упадок цивилизации состоит в том, что цель искусства есть объединение людей в одном и том же чувстве. Это условие отсутствует в декадентстве. Их поэзия, их искусство нравятся только их маленькому кружку точно таких же ненормальных людей, каковы они сами. Истинное же искусство захватывает сущность души человека. И таково всегда было высокое и настоящее искусство.» (Л. Н. Толстой. Полн.собр.соч. Т. 41. С. 136). Второй же был более мягок, но не менее убедителен: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору».

С другой стороны, деятели искусства всегда выступали за то, что искусство должно быть внутренне свободным, незаинтересованным, неутилитарным, одним словом, относительно самостоятельной сферой жизни.

В последнее время указанная дискуссия приняла форму борьбы между сторонниками-деятелями элитарного искусства (или искусства для немногих, для избранных) и сторонниками-деятелями массового искусства («масс-культуры». «поп-культуры»).
Мне представляется, в этом вопросе нужно отсечь крайности и признать, что имеют право на существование как искусство для многих, так и искусство для некоторых. Ведь и коллективность имеет разные масштабы-уровни: от узкого круга друзей-единомышленников до человечества в целом.

ИСКУССТВО — ИГРА

Игра как элемент присутствует во всех видах деятельности (и в труде, и в отдыхе, и в познании, и в мышлении, и в практической деятельности), но как особый вид деятельности она протекает в трех формах: детская игра, искусство (художественная деятельность) и спорт.

Детская игра занимает-развлекает ребенка и подготавливает его к взрослой жизни. Например, игра девочки в куклы. Это и занятие-развлечение, и подготовка к различным взрослым ролям (матери, жены, врача и т. п.). Формы детской игры весьма многообразны. В них проигрываются основные сценарии жизни и некоторые наиболее распространенные виды профессиональной деятельности.

Во взрослой жизни на смену детской игре приходят игры-развлечения (как формы отдыха), игры-дела (деловые игры, военные и иные игры-маневры) и специальные формы игровой деятельности, не связанные напрямую ни с трудом, ни с отдыхом, ни с познанием, ни с практикой. Это искусство и спорт. И то, и другое — лишь игра, “жизнь понарошку”. Но: искусство “проигрывает” ситуации с целью воспитания и развития чувств, в частности достижения гармонии, согласия (красоты, прекрасного), а спорт “проигрывает” ситуации с целью воспитания и развития волевых качеств, в частности с соревновательной целью, чтобы совершенствовать бойцовские качества, ощутить вкус борьбы, преодоления, победы, добиться благодаря этому высоких результатов в физическом и умственном развитии.
Искусство ближе к познавательной деятельности, спорт — к преобразовательной, практической.

В русском языке слово «спорт» появилось сравнительно недавно. Оно укоренилось лишь в ХХ веке. А до него в этом значении обычно употребляли слово «игра». Так и Л. Н. Толстой, говоря у двух видах забав, вместо слова «спорт» употребляет слово «игра». Толстой не вполне прав, разделяя игру и искусство. Любая забава есть игра. И искусство — тоже игра. Только в игре-спорте главное — игра сил физических и духовных, борьба, преодоление «понарошку». А в игре-искусстве главное — игра чувств, эмоциональная жизнь «понарошку».

ИСКУССТВО КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Искусство — квази- как бы познание и квази- как бы практика.
Помимо чистого искусства, не заинтересованного ни в получении знания, ни в получении блага, есть искусство, включенное непосредственно в познавательную или практическую деятельность. Это — прикладное искусство, с одной стороны, и научно-популярная литература, научно-художественная деятельность, с другой.

Если познание — перевод реального в идеальный план, а практика — перевод идеального в реальное, то искусство — способ взаимосогласования и/или “выяснения отношений” идеального и реального, их взаимопереход.

Особенность искусства по сравнению с познанием и практикой в том, что оно не является “дорогой с односторонним движением”, т. е. либо движением от реального к идеальному (в случае познания), либо движением от идеального к реальному (в случае практической деятельности). Искусство — именно взаимодвижение идеального и реального, когда они, с одной стороны, “идут” навстречу друг другу, к согласию и гармонии, а, с другой, как бы спорят друг с другом, “выясняют отношения”, выясняют “кто есть кто” (кто сильнее, важнее, главнее).

Результатом поисков согласия и гармонии является красота, прекрасное. Результатом “выяснения отношений” является, как правило, безобразное. Когда идеальное и реальное (дух и тело) “договариваются” — получается прекрасное. Когда они “не договариваются” — получается безобразное, уродливое.

Как видим, в силу своего промежуточного характера (между познанием и практикой) искусство включает в себя в какой-то мере обе эти противоположные формы деятельности. Отсюда разность мнений относительно его статуса.
Одни акцентируют внимание на познавательном значении искусства и даже рассматривают его как форму познавательной деятельности. Например, в марксистской философии. Или, вот, по телеканалу Евроньюс (5.05.2011 г.) в программе, посвященной современному искусству, прозвучала такая мысль: «Ведь дело искусства — исследовать мир, а не выносить суждения».

Другие акцентируют внимание на преобразовательной стороне искусства, что оно меняет реальность, как заблагорассудится человеку. Английский скульптор Генри Мур говорил, например: «Искусство — плод воображения, а не отражение реальности».

Прекрасное и безобразное, красота и уродство — полюсы художественной деятельности.

Главная категория в искусстве – красота или прекрасное. Правда, в современном искусстве появилось мода изображать все, связанное с человеком в смысле антикрасоты (абстрактная живопись, театр абсурда или балет Мориса Бежара и т. д.).

Эта мода на антикрасоту зашла так далеко, что и красоту некоторые деятели искусства стали воспринимать-изображать как что-то безобразное, дисгармоничное. По телеканалу «Культура» 28 сентября 2005 г., отмечая разные даты, в том числе дату рождения французского художника-сюрреалиста Андре Бретона, не нашли ничего лучшего, как озвучить абсурдное высказывание этого художника: «Красота должна быть подобна судороге; иначе ей не выжить». Судорога — нечто весьма болезненное, ненормальное и опасное для организма. И вот художник уподобляет ей красоту! А телеканал «Культура» тиражирует это безумное заявление художника. Судорога и красота несовместимы как несовместимы жизнь и смерть. Как можно выжить с помощью судороги?! Если, например, человек оказался в воде в глубоком месте и у него свело ногу, то его ждет не выживание, а гибель.

Все же, в конечном счете, художественная деятельность ориентируется на красоту, потому что красота – это гармония жизни. Я вполне согласен с таким высказыванием Нильса Бора: «Причина, почему искусство может нас обогатить, заключается в его способности напоминать нам о гармониях, недосягаемых для системного анализа». Любовь делает жизнь гармоничной, а красота, хотя и не делает ее гармоничной, но украшает ее. Она как бы делает жизнь эмоционально-гармоничной. Благодаря красоте человек настраивается на прекрасное, на гармонию, на лад (согласие, порядок жизни).

К сожалению, в современном искусстве всё чаще руководствуются такой триадой: эпатаж, скандал, шок.
Петр Вайль 29 сентября 2003 г. в программе «Тем временем» телеканала «Культура» проговорился: «чем истеричнее, чем визгливее, тем нормальнее» — это он сказал о современном искусстве.

Борис Моисеев, скандально известный «певец», в одном интервью откровенно заявил: «В шоу-бизнесе репутация — ничто, скандал — всё».
Некий авангардист из Лондона высказался следующим образом: «Все должно быть чересчур. Кто не понимает, тот мещанин». (1 телеканал, 19.10.06, 12.17.). Это очень близко к тому, что сказал еще в начале ХХ века художник-сюрреалист А. Бретон (см. выше его слова о том,, что: "красота должна быть подобна судороге…"
Русский писатель В. Набоков заявил в "Лолите": «“Неприличное” бывает зачастую равнозначаще “необычному”. Великое произведение искусства всегда оригинально; оно по самой своей сущности должно потрясать и изумлять, т. е. “шокировать”».

Я МОГУ УКАЗАТЬ ТЫСЯЧИ И ТЫСЯЧИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА, КОТОРЫЕ НЕ СКАНДАЛЬНЫ, НЕ ЭПАТИРУЮТ И УЖ ТЕМ БОЛЕЕ НЕ ШОКИРУЮТ. И ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, ОНИ ОРИГИНАЛЬНЫ, ТАЛАНТЛИВЫ ИЛИ ГЕНИАЛЬНЫ. КТО ПУТАЕТ ОРИГИНАЛЬНОСТЬ С ЭПАТАЖЕМ, СО СКАНДАЛОМ, С ШОКОМ, С КАКОЙ-НИБУДЬ КРАЙНОСТЬЮ-ЧРЕЗМЕРНОСТЬЮ, ТОТ НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЕТ В ИСКУССТВЕ ИЛИ ПРОСТО «БОЛТАЕТ».

В искусстве мы проигрываем ситуации, которые могут случиться в жизни, в познании и практике. Это “проигрывание” необходимо человеку (человечеству) для того, чтобы психологически и физически подготовиться к реальным ситуациям, к реальной жизни.

Искусство — “жизнь понарошку”, которая позволяет лучше наладить жизнь настоящую (заметьте, кстати: наладить — от слова «лад», т. е. красота-гармония). Л. Н. Толстой справедливо писал: «Как происходит совершенствование знаний, т. е. более истинные, нужные знания вытесняют знания ошибочные и ненужные, так точно происходит совершенствование чувств посредством искусства, вытесняя чувства низшие, менее добрые и менее нужные для блага людей высшими, более добрыми, более нужными для этого блага. В этом назначение искусства.» (Л.Н.Толстой. Полн. собр. соч. Т. 42. С. 308)
Видами искусства являются изобразительное искусство (живопись, скульптура, графика...), музыка, художественная литература, театр, кино, цирк, эстрада и т. д.

КРАСОТА, ЭСТЕТИКА

Красота, прекрасное относится всецело к сфере эмоционального. Она — эмоционально переживаемая гармония, которая одновременно является проекцией добра, истины, здоровья, силы в сфере чувств, эмоций.

Вполне справедлив тезис Н. Г. Чернышевского «прекрасное есть жизнь». Ему вторит Ф. М. Достоевский: «Если в народе сохраняется идеал красоты, значит в нем есть потребность здоровья, нормы, а следовательно, тем самым гарантировано и высшее развитие этого народа».
Эстетика, эстетическое — красота в культуре, культурная красота.

А. В. Луначарский отмечал: «Эстетическая деятельность — это стремление к гармонии впечатлений, переживаний» (См.: А. В. Луначарский. Наука, религия, искусство. М., 1923. С. 15).

Красота объективна и субъективна, абсолютна и относительна. Объективна как объективна гармония. Субъективна как переживание, чувство. Отмечая эту сторону красоты, А. М. Горький писал: «В пустыне нет красоты. Красота в душе араба». Почти о том же говорит народная мудрость: «Красота — в глазах смотрящего».

ВОЗВЫШЕННОЕ, СРЕДНЕЕ, НИЗКОЕ

В искусстве как в жизни всего полно: и возвышенного, и среднего,  и низкого. С одной стороны, Девятая симфония Бетховена или Патетическая симфония Чайковского, с другой, какой-нибудь шлягер типа песни про черного кота или народная частушка с не совсем приличным содержанием. С одной стороны, «Возвращение блудного сына» Рембрандта или «Боярыня Морозова» Сурикова, с другой, как-нибудь лубок или карикатура.

Ошибаются как те, кто понимает искусство исключительно как катарсис, как очищающее, облагораживающее и возвышающее душу человека, так и те, кто утверждает безыдейность, имморализм искусства, кто понимает его сугубо утилитарно, прагматически или в духе эстетического плюрализма и хаотизма.
О том, что нужно разное искусство (от возвышенного, героического до низкого, комического) говорили давно. Вот и наш М.В.Ломоносов в свое время выступил с теорией трех штилей.

«В «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» (1758) им «высказана схема деления литературного языка на три стиля — «высокий», «средний» и «низкий». Само по себе учение о трех стилях восходит к глубокой древности. В античных риториках, в учебниках красноречия духовных школ Запада, Юго-Западной Руси и Московского государства постоянно рассматриваются три разновидности речи.
Три стиля разграничиваются «по пристойности материй». Устанавливается зависимость между «материей», т. е. темой, предметом изложения, жанром и стилем. «Высокая материя» требует высокого жанра и соответственно — высокого стиля, «низкая материя» требует низкого жанра и соответственно — низкого стиля. Для каждого жанра предусматривается один из трех стилей, отклонения не допускаются. Героические поэмы, оды, «прозаичные речи о важных материях» должны были быть написаны высоким стилем; «все театральные сочинения, в которых требуется обыкновенное человеческое слово к живому представлению действия», стихотворные дружеские письма, сатиры, элегии, прозаические «описания дел достопамятных и учений благородных» — средним; комедии, увеселительные эпиграммы, песни, «в прозе дружеские письма, описание обыкновенных дел» — низким.
Эта регламентация для того времени имела определенное положительное значение, поскольку способствовала упорядочению употребления языковых ресурсов, что является одной из величайших заслуг Ломоносова в реформе русской словесности» (текст взят из интернета).


Рецензии