За последней чертой

«За последней чертой», 1991. Реж. Николай Стамбула.

Боксер-ЗМС Виктор Дремов выходит после трехлетней отсидки. Оставленный возлюбленной, без гроша в кармане, Виктор против своей воли оказывается втянутым в криминальный водоворот.

Один из первых постсоветских боевиков, поставленный по сценарию Э. Володарского, «За последней чертой» выгодно отличается на фоне ублюдочных детищ перестройки: отсутствует чернуха, нет столь пришедшегося ко двору «новым русским» гражданам лубка и клюквы. Картина Стамбулы – крепкая социальная драма, снятая в антураже криминального передела на излете СССР.

Отдельно следует остановиться на актерской игре. Атмосферу фильма во-многом задает темное обаяние главного антагониста Гарика в исполнении культового певца Игоря Талькова.

Тальков – яркий харизматик с ликом Христа, проникновенно вещавший народу со сцены о Родине в начале 90-х - на поверку оказался очередным эстрадным проходимцем-Иудой. Квазиправославный псевдопатриот и сусальный эполетчик, Тальков со страниц своего пресловутого откровения-«Монолога» туманно изливал на размягченные "кашпировскими" мозги сограждан мистическую ересь о «Космическом Разуме», «Белых и Черных силах» и прочих маловразумительных «кармических эгрегорах».
 
Склонный к экзальтации, Тальков порой довольно комично «заламывал руки». В частности, это произошло на премьере картины «Царь Иван Грозный», в которой артист снимался параллельно с работой в проекте Николая Стамбулы. До православного христианина Талькова внезапно дошло, что он снимается в откровенном непотребстве, порочащем Государя и Святую Русь. А посему «Князь Серебряный» картинно преклонил колена и смиренно призывал публику отказаться от просмотра неправедного фильма.

К слову, православная фофудья нисколько не мешала нашему былинному герою петь осанну шоу-бизнесу и низкопоклонничать перед Западом. Однако проникновенность тальковской лирики признают даже самые ярые его недоброжелатели [1]. Одна из композиций Талькова – «Летний дождь» - ненавязчиво проходит мелодичным рефреном на протяжении всего фильма.

Диалог Гарика и Дремова в машине – гениально срежиссированная и столь же гениально сыгранная сцена, не побоюсь этого слова, находка мирового кинематографа. Если сцена застолья в «Смиренном кладбище» (1989) по повести Каледина в своей натуральности до сих пор не имеет равных в кино [2], то сцена в автомобиле, когда шайка головорезов глумится над Дремовым под зловеще-раскатистый смех Гарика так же остается непревзойденной по своей аутентичности. Со справедливостью такого вывода, пожалуй, согласится всякий, кому доводилось хоть раз очутиться одному в недоброжелательно настроенной компании, или, того хуже, оказаться объектом психологической травли в коллективе.

Отчуждение - непреходящая тема картины. Морально опустошенный Дремов пытается спастись от неизбывного сплина, фланируя по городу. Каждый раз, возвращаясь в неподвижный полумрак своей квартиры, Дремов испытывает непреодолимое чувство тоски. Тоска неотступно наползает на Виктора из полутьмы комнатушки свинцовыми воспоминаниями, печально глядит собственным отражением в зеркале.

В картине нарочито много сцен с зеркалами: оператор не случайно показывает обстановку затемненной комнаты Дремова в отражении зеркала. "Тебе виднее" - эта как бы невзначай оброненная несколько раз фраза позволяет киноведу глубже развивать метафору зеркальности, отражаемости.

Герои здесь лишены самодовлеющего бытия, они существуют лишь в восприятии других персонажей. “Обербандит“ Гарик, подобно дымящейся зеркальной глади, постоянно проецирует свое искаженное восприятие-отражение на Дремова,окончательно обезоруживая и ставя в тупик последнего. "Чей, ты, говоришь, чемодан? Мой? И что, на нем есть мои отпечатки пальцев?“

"Ехал бы ты на родину, пропадешь ведь. Зачем тебе Москва, не для тебя она" - с наивным цинизмом сердобольствует бывшая возлюбленная Дремова, променявшая его на старика-антиквара. "Кошелькам везде у нас дорога" - сентенциозно заключает Виктор. "Город - злая сила", и Дремову действительно здесь не место. Виктора подставляют рекетиры, убивая последнего честного мента у него на квартире.

В картине Стамбулы отчетливо прослеживаются экзистенциальные мотивы [3]. Несгибаемый Дремов упорно продолжает противостоять надвигающемуся абсурду, безо всякой надежды на успех. Некоторые стилистические особенности фильма (игра света и тени на лице протагониста, вечная полумгла комнаты [4], зеркала, неотступно преследующая героя атмосфера безысходности - Дремов словно муха в "закопченной баньке с пауками", а порой и он сам напоминает паука - тень от приспущенных жалюзи сквозь которые в комнате едва брезжит свет паутиной ложится на стены и лицо Виктора) позволяют отнести "За последней чертой" к жанру noir.


1. Александр Бурьяк. Игорь Тальков как псевдорусский и псевдоправославный
Патриотический мачо с чужими «георгиями» // http://bouriac.ru/CRP/Talkov.htm

2. М. Иванов. Смиренное кладбище // https://m.afisha.bigmir.net/

3. Анжелика Артюх. Нуар: голос из прошлого https://old.kinoart.ru/archive/2007/05/n5-article18

4. Пол Шредер. Заметки о фильме нуар (отрывок) https://kinoshkola.org/node/4116


Рецензии
Очень опасное занятие, говорить ОТ лица Героя... за него, но почему- то некоторые люди, смело берутся за такие дела. Им не стыдно, СВОИ умозаключения выдавать за мировоззрение Героя сценария или публикации. Обмельчал народ, на потеху людям сочинялки выдают за шедевры.
Как ты, человек, можешь своим УМОМ проникнуть в мысли, а затем дела... по мыслям другого человека или ты провидцем стал?

Описывается образ И. Талькова
За месяц до своей смерти, Игорь Тальков давал концерт в Воркуте.
Многие, кто сумел на него попасть, были восхищены его мужеством, со сцены говорившем в своих стихах о Родине, о любви к России, боялись, что за смелость, он может поплатиться жизнью. Все ли сейчас имеют такое МУЖЕСТВО?
Когда через месяц он ушёл из жизни, люди очень сожалели об этом.

А теперь... свобода слова, особенно о тех, кто покинул Землю.
Выдумает кто-либо ИЗ себя нечто подобное, тому и... ура!
И всё же я больше доверяю тем, Кто САМ видел, слышал И. Талькова и, как ОЧЕВИДЕЦ, дал свою объективную оценку.
Галина.

Галина Ефатерова   06.01.2020 16:14     Заявить о нарушении
Ваш пресловутый кумир Тальков сам невозбранно пользовался свободой слова. Почему он не разразился своими раблачительными тирадами до перестройки, так удачно подгадав коньюктуру, когда уже стало можно? Самонареченный рок-бард Тальков никогда не был в подполье, в отличие от представителей русского рок-андеграунда. Он ворвался на эстраду с аполитичным шлягером "Чистые пруды", а после, в ходе перестройки, на волне своей популярности стал исполнять свои знаменитые политические песни-стенания о России, которую мы потеряли.

Паша Цвибышев   06.01.2020 16:03   Заявить о нарушении
Ув. Паша,
мне бы очень хотелось знать конкретно о Ваших выступлениях, а то мы с азартом всегда говорим о ком-то, но о СВОИХ заслугах, скромно молчим.
Гражданскую позицию очень громко выражаем в ОЦЕНКЕ других людей, но... про мужество, я уже писала, повторять не буду.

Благости!!!

Галина Ефатерова   06.01.2020 16:23   Заявить о нарушении
Да какие мои заслуги, куда мне... Я даже не ЧЛЕН СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ, о чем не преминул бы сообщить на своей авторской страничке большими буквами, если бы таковым являлся.

Паша Цвибышев   06.01.2020 16:50   Заявить о нарушении
Оу, как Вас задевают чужие заслуги!

Нехорошо писать высокие слова и завидовать,
некрасиво это, особливо от мужчин.

Божиих благословений!!!

Галина Ефатерова   06.01.2020 22:54   Заявить о нарушении
Никогда не понимал, в чем здесь заслуга - обвешаться регалиями (зачастую мнимыми), словно служебная собака и бряцать ими на потеху публике. Вы крупными буквами возвестили граду и миру, что вы ЧЛЕН СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ. Больше зависти мне претит только мелочное самолюбие.

Паша Цвибышев   06.01.2020 23:03   Заявить о нарушении
Уважаемый Павел!

Уважая Вас, я прочла Ваши публикации, а Вы, увидев что я член РСП, сразу же высказали СВОЮ точку зрения обо мне, значит - это Вас и задело, дорогой человек!
Сразу за звание и перешли на личность!

"Обмельчал народ" - написала я в своей рецензии, это к Вам относится?

Благости!!!

Галина Ефатерова   07.01.2020 00:20   Заявить о нарушении
Вас очень задело, что у кого-то собственные взгляды на деятельность вашего невозбранно возлюбленного светоча Талькова и вы стали укорять меня в отсутствии мужества и настойчиво принялись допытываться о каких-то моих заслугах. Вот и мне позвольте поинтересоваться: высказывать свое мнение у нас, что, позволено только заслуженным ЧЛЕНАМ СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ (именно так, с большой буквы)?

Паша Цвибышев   07.01.2020 10:30   Заявить о нарушении
О, раз Вас, Паша, заинтересовала моя деятельность,
то откиньте гордость, и прочтите хотя бы несколько
из моих произведений, как и я познакомилась с Вашими,
проявите учтивость, милостивый сударь!

ПОРАЗМЫШЛЯЙТЕ НАД ТЕМ, ЧТО ТАМ НАПИСАНО ДЛЯ ВСЕХ!
***
Законы Царства Божия:
Законы Государства и Вселенной! - религия, 11.10.2012 05:18
10-ый, Закон Грядущий царь - познай его, сын Мой! - религия, 04.10.2014 04:01
6-ой, Закон Ответственности - каждому давал! - религия, 07.07.2014 06:34
5-ый, Закон Величия - ты знай, Человек! - религия, 04.07.2014 05:34
1-ый, Закон Воздаяния - запомните, люди! - религия, 17.05.2014 06:39

И Вы узнаете, за что мне присвоили ЭТО ЗАСЛУЖЕННОЕ звание!

Божиих благословений в День Рождества Христова!!!

Галина Ефатерова   07.01.2020 13:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.