За последней чертой
Боксер-ЗМС Виктор Дремов выходит после трехлетней отсидки. Оставленный возлюбленной, без гроша в кармане, Виктор против своей воли оказывается втянутым в криминальный водоворот.
Один из первых постсоветских боевиков, поставленный по сценарию Э. Володарского, «За последней чертой» выгодно отличается на фоне ублюдочных детищ перестройки: отсутствует чернуха, нет столь пришедшегося ко двору «новым русским» гражданам лубка и клюквы. Картина Стамбулы – крепкая социальная драма, снятая в антураже криминального передела на излете СССР.
Отдельно следует остановиться на актерской игре. Атмосферу фильма во-многом задает темное обаяние главного антагониста Гарика в исполнении культового певца Игоря Талькова.
Тальков – яркий харизматик с ликом Христа, проникновенно вещавший народу со сцены о Родине в начале 90-х - на поверку оказался очередным эстрадным проходимцем-Иудой. Квазиправославный псевдопатриот и сусальный эполетчик, Тальков со страниц своего пресловутого откровения-«Монолога» туманно изливал на размягченные "кашпировскими" мозги сограждан мистическую ересь о «Космическом Разуме», «Белых и Черных силах» и прочих маловразумительных «кармических эгрегорах».
Склонный к экзальтации, Тальков порой довольно комично «заламывал руки». В частности, это произошло на премьере картины «Царь Иван Грозный», в которой артист снимался параллельно с работой в проекте Николая Стамбулы. До православного христианина Талькова внезапно дошло, что он снимается в откровенном непотребстве, порочащем Государя и Святую Русь. А посему «Князь Серебряный» картинно преклонил колена и смиренно призывал публику отказаться от просмотра неправедного фильма.
К слову, православная фофудья нисколько не мешала нашему былинному герою петь осанну шоу-бизнесу и низкопоклонничать перед Западом. Однако проникновенность тальковской лирики признают даже самые ярые его недоброжелатели [1]. Одна из композиций Талькова – «Летний дождь» - ненавязчиво проходит мелодичным рефреном на протяжении всего фильма.
Диалог Гарика и Дремова в машине – гениально срежиссированная и столь же гениально сыгранная сцена, не побоюсь этого слова, находка мирового кинематографа. Если сцена застолья в «Смиренном кладбище» (1989) по повести Каледина в своей натуральности до сих пор не имеет равных в кино [2], то сцена в автомобиле, когда шайка головорезов глумится над Дремовым под зловеще-раскатистый смех Гарика так же остается непревзойденной по своей аутентичности. Со справедливостью такого вывода, пожалуй, согласится всякий, кому доводилось хоть раз очутиться одному в недоброжелательно настроенной компании, или, того хуже, оказаться объектом психологической травли в коллективе.
Отчуждение - непреходящая тема картины. Морально опустошенный Дремов пытается спастись от неизбывного сплина, фланируя по городу. Каждый раз, возвращаясь в неподвижный полумрак своей квартиры, Дремов испытывает непреодолимое чувство тоски. Тоска неотступно наползает на Виктора из полутьмы комнатушки свинцовыми воспоминаниями, печально глядит собственным отражением в зеркале.
В картине нарочито много сцен с зеркалами: оператор не случайно показывает обстановку затемненной комнаты Дремова в отражении зеркала. "Тебе виднее" - эта как бы невзначай оброненная несколько раз фраза позволяет киноведу глубже развивать метафору зеркальности, отражаемости.
Герои здесь лишены самодовлеющего бытия, они существуют лишь в восприятии других персонажей. “Обербандит“ Гарик, подобно дымящейся зеркальной глади, постоянно проецирует свое искаженное восприятие-отражение на Дремова,окончательно обезоруживая и ставя в тупик последнего. "Чей, ты, говоришь, чемодан? Мой? И что, на нем есть мои отпечатки пальцев?“
"Ехал бы ты на родину, пропадешь ведь. Зачем тебе Москва, не для тебя она" - с наивным цинизмом сердобольствует бывшая возлюбленная Дремова, променявшая его на старика-антиквара. "Кошелькам везде у нас дорога" - сентенциозно заключает Виктор. "Город - злая сила", и Дремову действительно здесь не место. Виктора подставляют рекетиры, убивая последнего честного мента у него на квартире.
В картине Стамбулы отчетливо прослеживаются экзистенциальные мотивы [3]. Несгибаемый Дремов упорно продолжает противостоять надвигающемуся абсурду, безо всякой надежды на успех. Некоторые стилистические особенности фильма (игра света и тени на лице протагониста, вечная полумгла комнаты [4], зеркала, неотступно преследующая героя атмосфера безысходности - Дремов словно муха в "закопченной баньке с пауками", а порой и он сам напоминает паука - тень от приспущенных жалюзи сквозь которые в комнате едва брезжит свет паутиной ложится на стены и лицо Виктора) позволяют отнести "За последней чертой" к жанру noir.
1. Александр Бурьяк. Игорь Тальков как псевдорусский и псевдоправославный
Патриотический мачо с чужими «георгиями» // http://bouriac.ru/CRP/Talkov.htm
2. М. Иванов. Смиренное кладбище // https://m.afisha.bigmir.net/
3. Анжелика Артюх. Нуар: голос из прошлого https://old.kinoart.ru/archive/2007/05/n5-article18
4. Пол Шредер. Заметки о фильме нуар (отрывок) https://kinoshkola.org/node/4116
Свидетельство о публикации №219080100921
Как ты, человек, можешь своим УМОМ проникнуть в мысли, а затем дела... по мыслям другого человека или ты провидцем стал?
Описывается образ И. Талькова
За месяц до своей смерти, Игорь Тальков давал концерт в Воркуте.
Многие, кто сумел на него попасть, были восхищены его мужеством, со сцены говорившем в своих стихах о Родине, о любви к России, боялись, что за смелость, он может поплатиться жизнью. Все ли сейчас имеют такое МУЖЕСТВО?
Когда через месяц он ушёл из жизни, люди очень сожалели об этом.
А теперь... свобода слова, особенно о тех, кто покинул Землю.
Выдумает кто-либо ИЗ себя нечто подобное, тому и... ура!
И всё же я больше доверяю тем, Кто САМ видел, слышал И. Талькова и, как ОЧЕВИДЕЦ, дал свою объективную оценку.
Галина.
Галина Ефатерова 06.01.2020 16:14 Заявить о нарушении
Паша Цвибышев 06.01.2020 16:03 Заявить о нарушении
мне бы очень хотелось знать конкретно о Ваших выступлениях, а то мы с азартом всегда говорим о ком-то, но о СВОИХ заслугах, скромно молчим.
Гражданскую позицию очень громко выражаем в ОЦЕНКЕ других людей, но... про мужество, я уже писала, повторять не буду.
Благости!!!
Галина Ефатерова 06.01.2020 16:23 Заявить о нарушении
Паша Цвибышев 06.01.2020 16:50 Заявить о нарушении
Нехорошо писать высокие слова и завидовать,
некрасиво это, особливо от мужчин.
Божиих благословений!!!
Галина Ефатерова 06.01.2020 22:54 Заявить о нарушении
Паша Цвибышев 06.01.2020 23:03 Заявить о нарушении
Уважая Вас, я прочла Ваши публикации, а Вы, увидев что я член РСП, сразу же высказали СВОЮ точку зрения обо мне, значит - это Вас и задело, дорогой человек!
Сразу за звание и перешли на личность!
"Обмельчал народ" - написала я в своей рецензии, это к Вам относится?
Благости!!!
Галина Ефатерова 07.01.2020 00:20 Заявить о нарушении
Паша Цвибышев 07.01.2020 10:30 Заявить о нарушении
то откиньте гордость, и прочтите хотя бы несколько
из моих произведений, как и я познакомилась с Вашими,
проявите учтивость, милостивый сударь!
ПОРАЗМЫШЛЯЙТЕ НАД ТЕМ, ЧТО ТАМ НАПИСАНО ДЛЯ ВСЕХ!
***
Законы Царства Божия:
Законы Государства и Вселенной! - религия, 11.10.2012 05:18
10-ый, Закон Грядущий царь - познай его, сын Мой! - религия, 04.10.2014 04:01
6-ой, Закон Ответственности - каждому давал! - религия, 07.07.2014 06:34
5-ый, Закон Величия - ты знай, Человек! - религия, 04.07.2014 05:34
1-ый, Закон Воздаяния - запомните, люди! - религия, 17.05.2014 06:39
И Вы узнаете, за что мне присвоили ЭТО ЗАСЛУЖЕННОЕ звание!
Божиих благословений в День Рождества Христова!!!
Галина Ефатерова 07.01.2020 13:42 Заявить о нарушении