О конкурсе Морские истории

…И дома порою ночною,
Лишь только раскрою окно,
Опять на ветру надо мною
Тугое поёт полотно…

И старость отступит, наверно,-
Не властна она надо мной,
Когда паруса «Крузенштерна»
Шумят над моей головой*


Вот и закончился замечательный конкурс «Морские истории», идейным вдохновителем и главной движущей силой которого является Владимир Пастернак (http://www.proza.ru/avtor/paster52). Уже второй год его страница на целый месяц превращается в литературную площадку, где собираются авторы, над головой которых, вопреки и наперекор всему, продолжают шуметь паруса «Крузенштерна»…

Надо отметить, что конкурс, едва родившись, сразу вызвал интерес у многих прозаровцев, даже из числа тех, кто на море никогда и не был. Поэтому конкурсные работы в 2018 году были представлены как сюжетами, основанными на реальных событиях, так и сюжетами, ставшими плодом авторского воображения. Причем, работ было много и что очень важно: Владимир Пастернак не стал отсекать произведения, которые по каким-либо критериям не вписывались в установленные рамки конкурса. Поддерживая авторов и поощряя их энтузиазм, Пастернак просто ввел для таких текстов раздел «Вне конкурса».

Новым этапом в развитии конкурсной идеи стали «Морские истории – 2019». Прежде всего, к конкурсу были допущены только новые произведения. Кроме того, были раздвинуты и сюжетные рамки: теперь любой водоем, будь то океан или деревенский пруд, можно было использовать в своих произведениях. Такой подход себя оправдал в полной мере: некоторые «речные» истории, непосредственными участниками которых были наши авторы, оказались не менее впечатляющими, чем истории, связанные с морями-океанами. Чего только, например, стоит четырехдневная Жигулевская «кругосветка» Льва Неронова («Кругосветка»)! Его захватывающие приключения, приправленные прекрасным юмором, ничуть не уступали удивительным ситуациям – порой забавным, порой печальным, а порой и трагическим, о которых вспоминали Евгений Солнечный («Подводные работы в открытом океане»),  Юрий Маков («Контрабанда»), Иван Супрунович («Надо же…»), Константин Кучер («Арабы»), Маргарита Давыдова («Круиз по Черному морю»), Адвоинженер («Таймекс»), Реймен («Бермудский треугольник»), Ариса Мельникова («Морское купание и женская логика»), Мореас Фрост («Тайна бухты Кочин»), Александр Харченко 2 («Прерванный рейс»).

Тут стоит сделать небольшое отступление.

Иногда авторы, желающие принять участие в конкурсе, просят дать совет, как правильно проработать сюжет, чтобы достойно выглядеть на общем фоне. На мой взгляд, такой вопрос означает «начало конца».  Никто не скажет вам, как и о чем писать, что правильно и что неправильно в литературе, какие приемы следует использовать, а о каких надо забыть. Как только вы начнете следовать чьим-то рекомендациям, вы сразу потеряете свой собственный авторский почерк и пополните ряды безликой писательской массы, чьи произведения похожи одно на другое – стилем, техническими приемами, даже сюжетной компоновкой.

Автор лишь тогда сохраняет свою неповторимость, когда в творческом процессе прислушивается только к своим собственным ощущениям.  И конкурс «Морские истории» лишний раз это доказывает: узнаваемость авторского почерка – результат его творческой независимости и самостоятельности.

Возьмем навскидку несколько фраз из разных конкурсных работ.

«Ты не один приятель, я провожу тебя туда, где ветер с парусами дружит, где за землей никто не тужит, где флаг над головою вьется и время весело живется, я подожду с тобой твоих друзей». Тот, кто хотя бы однажды побывал на странице Миши Лунина, сразу узнает этот своеобразный стиль и безошибочно определит автора конкурсного рассказа «Старый пират».

«Себе сейчас можешь всё позволить и на суше : иметь  счета \\  Мультимиллионные,  пентхаус на Манхеттене с видом на Гудзон \\ Личный " джет "  для скоростной переброски смены  экипажей \\ Кораблей в  любую акваторию океанов - Тихого , Индийского…» Разбивка строк, ритм, подача… Ну, конечно же, это Вит Талийросса! Его стихи не спутаешь ни с какими другими!

«После того, как я отсидел срочную службу старшим кочегаром на подводной лодке, меня устроили "по блату" капитаном рыболовного авианосца». Ну, как не узнать КВН-щика из далеких 70-х! Амушл Кабак, он же – Михаил Зусьевич Носоновский.

«Это была не любовь, это было воссоединение целого, неведомо каким образом когда-то разорванного, разбросанного по земле и во времени…» А это уже строки из пронзительно-щемящего рассказа «Путь в океане» автора Фрегатт.

Творчество не терпит советчиков – советы убивают вдохновение и превращают творческий процесс в старательное выполнение «сочинения на тему». Однако  советчики могут пригодиться там, где автор остается один на один с правилами орфографии, синтаксиса и семантики.

Правда, на Прозе встречаются авторы (и в последние годы, к сожалению, их становится все больше), которые полагают, что безграмотность – не беда.  «Главное, чтобы рассказ был интересным, талант и через ошибки видно» - убеждены они и напоминают, что Эрнест Хэмингуэй, Ганс Христиан Андерсен, В.В.Маяковский и другие, писали настолько безграмотно, что даже корректоры порой отказывались работать с их текстами.

Еще один любопытный момент на творческой кухне Прозы.ру – отношение к ненормативной лексике и сюжетам сомнительного свойства. Ряд авторов искренне считают, что настоящая литература – это отсутствие каких-либо ограничений морального, нравственного или этического порядка. И они тоже приводят в пример великих писателей и поэтов, чей авторитет в литературе неоспорим, а творчество стало мировым достоянием.

Никто не спорит, что «Лучше быть хорошим человеком, «ругающимся матом», чем тихой, воспитанной тварью» (Фаина Раневская). Но когда кто-то повторяет "заезженное" от генерала Лебедя, что «Русские матом не ругаются, они на нем разговаривают» - следует всё же обратиться к истории нашего народа. Как известно, еще Иван Грозный очень негативно относился к «черным словам», особенно если речь шла о людях определенного статуса: «Не подобает мужам благородным браниться, как простолюдинам». Собственно, когда-то на Руси, когда вера в Бога еще не была «модой на религиозность», как в наши дни, а составляла образ жизни и мышления, сквернословие воспринималось крайне отрицательно всеми слоями общества. «Злоречивые Царства Божия не наследуют»,– учит апостол Павел и призывает верующих: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших».

Можно долго спорить, нужен ли мат для «достоверности» сюжетных ситуаций или до какой степени позволительна непристойность в литературных произведениях. Единственно - не стоит ссылаться на Пушкина, Тургенева или Лермонтова.

Во-первых, они и сами понимали, что заступают границу дозволенного и поэтому свое литературное "хулиганство" никогда не делали достоянием широкой публики (в отличие, кстати, от Интернет-писателей, которые выкладывают свои творения на публичные сайты). А во-вторых, мы все – далеко не Пушкины с Лермонтовыми. И если уж кто-то решил равняться на мэтров, то для начала есть смысл равняться не на матершину в их произведениях для узкого (!) круга приятелей, а попытаться дотянуться до той высокой планки творчества, которую установили для себя эти авторы.

К счастью, критерии и требования при отборе работ в рамках конкретного творческого конкурса  определяются только его организаторами, а вовсе не участниками. И если кого-то не устраивает запрет на мат или на скабрезность, на извращения или на порнографию, на безграмотность или на несоответствие тематике, то всегда можно найти другой конкурс или даже организовать свой собственный.

Конкурс «Морские истории» объединяет тех авторов, которые в произведениях своих стараются сохранить «великий и могучий». И за это – отдельная благодарность Владимиру Пастернаку. Достаточно того, что наш родной язык сегодня до безобразия засорили американизмы и другие иноязычные заимствования – не стоит окончательно его уничтожать еще и матерным зловонием. Хотя бы в литературе.

Но вернусь непосредственно к конкурсу. Какие ассоциации чаще всего возникают у нас при слове «море»? Волны, корабли, маяки… Пляжи, ракушки, песок… Отпуск, причал, рыбалка… У каждого – свои ассоциации, но есть общее – это мечта, любовь к морю и очарование стихией. Именно они выразительным фоном звучат в конкурсных работах Айк Лалунц («Морское»), Натали Буш («К морю»), Нины Пигаревой («Морской волк»), Вахтанга Рошаля   («Тот, кто рождён был у моря, тот полюбил навсегда»), Людмилы Салагаевой («Дефиле медуз»), Екатерины Кириловой («Вздохнуло море»), Любови Куприяновой  («Море бушует»), Сергея Роледера («Покоритель Тасманова моря»), Игоря Бородаева («Мечта»), Жанны Рослой («Море бывает разное»), Нины Павлюк («По морям, по волнам»), Леонида Блоха («Данилыч»).

О своих «морских историях» можно вспоминать по-разному. Кто-то поделился не очень приятными моментами  (Светлана Зимина «К морю»), а кто-то рассказал о целительной силе морской воды (Скорнякова Наталья    «Море нас часто лечит»). Виктор Прутский удивил почти мистической историей («Уронила в море колечко»), а Александр Левит рассмешил реальной ситуацией, случившейся с ним еще в самом начале службы («Еврейский интернационал Тихоокеанского флота»).

Кстати, юмора и иронии на конкурсе «Морские истории – 2019» было очень много. Раиса 4 развеселила своей «Сказкой о старике и лодке», Амушл Кабак – «Островом». Вит Талийросса подарил конкурсу великолепное поэтическое произведение  «Купание в брюте - не плавание у мыса Горн», Владимир Потаповский  – «Пятницу», а Владимир Липатов – удивительный рассказ «Васиссуалий, он же Васька». Нельзя без улыбки читать и трогательные строки Анны Шустерман  о внуке («Будущий капитан»).

Среди работ, присланных на конкурс в особом ряду стоят истории, связанные с прошлым нашей страны, которое не отпускает, заставляет оглядываться назад, откликается печалью или гордостью, болью или желанием увековечить эти события для будущих поколений. Именно такие эмоции вызвали произведения Виктора Кармалитова («Айсберг»), Вячеслава Егиазарова 2 («Бухта Чехова»),  Сергея Чухонцева («Крейсер»), Сергея Соломонова («Высоцк. Южный мыс»), Светланы Петровской («Он сам был, как море»), Анатолия Дудника («Киевлянин»). А вот Варакуша 5 в своем путешествии в Крым столкнулась с заразой национализма и не смогла остаться равнодушной («В дороге»).

Сегодня разговаривала с морем...
Спросила: «Как принять тоску души?»
Сказало море: «Ведь тоска не горе!
Присядь на камень, вместе помолчим...»

Эти строки из прекрасного конкурсного произведения Джули Тай могли бы стать эпиграфом к той подборке работ, где связь «Человек – море» выделена особенно четко. У кого-то из авторов она помещена в оправу философских мыслей, кто-то разрабатывал ее в преломлении к конкретной ситуации, кто-то добавил сказочных мотивов, а некоторые каждой строчкой своей признавались морю в любви. «Путь в океане» Фрегата и «История одного путешествия» Виктора Тимофеева 2,  «Бушующее море» Олега Михайлишина и «Старый пират» Миши Лунина, «Золото» Татьяны Африкановой и «Сухопутные мысли о море» Владимира Кожина 3, «Балтийские поющие пески» Надежды Рыжовой-Никишиной и  «Океан жизни» Екатерины Красновой 3 – все эти конкурсные работы легли яркими красками и в жанровую, и в сюжетную палитру конкурса.

Внеконкурсные работы «Морских историй – 2019» - это тема отдельного разговора. Они стали неотъемлемой частью Литературного Фонда конкурса - Фонда, создаваемого авторами разного социального статуса, разных профессий, разного жизненного опыта и разного возраста. Кстати, самой юной участнице – Алисе Рыжковой, дебютировавшей в конкурсе со своей работой «Морские приключения Алисы», 1 августа исполнилось всего 9 лет. А самые старшие участники застали военное лихолетье и послевоенную разруху.

… Вот и закончился конкурс. Авторы возвращаются на свои странички, но они уже не будут одиноки в своей любви к морю – нас теперь навсегда  связала творческая мастерская Владимира Пастернака, ежегодно открывающая на один месяц свои двери для новых «морских историй».


*В.Курылев «Паруса «Крузенштерна»


Рецензии
Здраствуйте Оленька!Поздравляю с завершением конкурса!
С искренним большим удовольствием окунулся в Ваше красочное повествование о конкурсных работах!Работы
многих авторов читал ранее и Благодарен Вам за поданный, как всегда корректный и Интересный разбор!
Хорошего отдыха и Солнечных Радостных улыбок!
С Уважением Ваш!

Максимушка   17.08.2019 13:45     Заявить о нарушении
Спасибо, Максимушка!

Как же я рада Вас видеть.

У меня сейчас - пора путешествий и отдых от цивилизации. Изредка возвращаемся в город - постираться, пообщаться с дочкой - и снова в дорогу.

Ольга Анцупова   23.08.2019 19:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.