Алексей Кубышкин - итальянский партизан

Во время Второй мировой войны советские солдаты защищали от гитлеровцев не только свою Родину, русские бойцы воевали против нацистов в самом сердце Европы.
Около 5 тысяч советских солдат, сбежавших из фашистского плена, сражались бок о бок с партизанами в Италии, около тысячи из них погибли.
 Во многих городах Италии имеются захоронения советских солдат.
Так, под Римом, в стороне от Аппиевой дороги,  высится величественный мавзолей - памятник бойцам Сопротивления фашизму.

 Под ним, в нише молчаливых Ардеатинских пещер, установлены 335 саркофагов, высеченных из застывшей лавы Везувия.
На одном из саркофагов среди итальянских фамилий выгравирована русская – Алексей  Кубышкин, о котором в Италии слагают легенды. А он, чья жизнь действительно похожа на легенду, к счастью, всё -таки, выжил. 
Нелегкая, но удивительная судьба выпала на долю русского парня с Орловщины, балтийского моряка, участник итальянского движения Сопротивления.
Война оторвала его от родной земли и бросила далеко за пределы Родины. Там ждали его тяжелые испытания, жестокая борьба с фашизмом. Но не склонил головы русский человек, не пал духом. Пройдя через все невзгоды и неимоверные трудности, он не растерял своих душевных качеств и боролся не только за свою жизнь, но и за свободу Италии.
Алексей Кубышкин родился в городе  Мценск Орловской области  в 1921 году. Образование получил в железнодорожной школе №27.
С детства у мальчишки были золотые руки. Недаром мать говаривала: «Он у нас и столяр, и слесарь, и печник, и сапожник, и механик — хоть кто». Еще подростком он смастерил однажды «зажигательное» ружье и через день принес домой к обеду зайца. Эти руки учились мастерству не только в домашних делах и ребячьих забавах. Они закалялись, когда он совсем молодым парнем работал в команде рыбачьего катера на Азовском море, когда трудился машинистом на заводе в родном Мценске, когда проходил курсантскую службу в военном училище...
Окончив с отличием военно-морскую электромеханическую школу в Кронштадте и получив звание корабельного дизелиста, Алексей был зачислен в команду миноносца «Сильный». На этом корабле и застала Кубышкина война.
Миноносец «Сильный» участвовал в боях при защите Ленинграда и неоднократно выходил на поддержку флангов армии, действовавшей на Карельском перешейке.
В 41-м, когда немцы быстро продвигались по нашей территории, многие матросы и командиры добровольно уходили с корабля на сухопутный фронт, в морские бригады. Так Алексей Кубышкин в  составе Седьмой морской бригады  был переброшен на защиту Ленинграда. После одного из ожесточенных боев, контуженный, попал в госпиталь. Поправившись, снова пулемётчиком пошёл на фронт.  Морская бригада, в которой сражался Алексей  Кубышкин действовала  на Волховском направлении.
Отброшенные назад горсткой балтийских моряков, фашисты окопались в густом перелеске в километре от линии обороны. Собственно, линии обороны как таковой здесь не было. Рота матросов, занявшая выгодную высоту, врезалась клином в позиции немцев, не давая им сомкнуть кольцо.
Каждый день фашистские танки утюжили окопы, автоматчики поливали огнем, но балтийцы яростно отбивались.
Отчаявшись сломить сопротивление матросов пехотой и танками, немцы бросили на моряков авиацию.  И вздрогнула земля! Одна за другой на высоту падали бомбы. Фонтаны земли и камней взлетали в воздух.
Взорвавшаяся неподалеку от пулеметной точки бомба завалила Алексея землей. Так Алексей Кубышкин впервые был похоронен заживо.
В сентябре 1944 года мать Кубышкина, Вера Петровна, получила извещение за № 4798, в котором сообщалось, что её сын Алексей погиб в ноябре 1941 года...
Но Алексей выжил. Очнувшись, попытался выбраться из-под земли, но увидел рядом немцев с автоматами.
В фашистском аду
Временный лагерь для военнопленных, куда доставили Алексея, размещался в бывших кавалерийских конюшнях, обнесенных рядами колючей проволоки. По углам стояли вышки с пулеметами и прожекторами. Между рядами проволоки бегали осатанелые овчарки. Ими травили пленных.
Так началась вторая жизнь Алексея Кубышкина. Эта жизнь была похожа на бредовый кошмар.
«Бежать! Во что бы то ни стало! Бежать и снова в бой!»
Только эта упрямая, не покидавшая Кубышкина мысль давала ему силы, чтобы жить.
В конце ноября 1941 года наиболее выносливых военнопленных посадили на товарные платформы, обтянутые колючей проволокой, повезли в Псков. В псковском стационарном лагере «Кресты» Алексей был определен пилить дрова для квартир эсэсовцев.
Утро 10 сентября 1942 года военнопленных загнали в товарные вагоны, и пленные оказались в одном из немецких трудовых лагерей  в Италии, в Риме.
Освоившись с итальянскими рабочими, советские военнопленные  стали вредить немцам, делали бракованные детали. В бою эти танки и орудия сразу выходили из строя.
Алексей попал в диверсионную группу итальянского движения «Сопротивление». Эта группа во главе с Анжело Галафати бежала с завода и организовала партизанский отряд в горах. Так Алексей Кубышкин стал партизаном на итальянской земле.
Партизаны, действовавшие в окрестностях Рима, уничтожали живую силу противника, совершая нападения на патрули и отдельных солдат и офицеров, взрывали мосты, склады оружия немцев, печатали и распространяли листовки среди населения Рима и других городов  Италии.
Гестапо сбилось с ног в поисках неизвестных диверсантов, наносивших серьезный урон дислоцированным в округе Рима гитлеровским соединениям.
Однажды на виллу Тай –базу итальянских партизан пришёл связной из центрального штаба. Сказав, что группе надо перебазироваться, ушел якобы за другой одеждой, а через некоторое время предатель явился с немецкими автоматчиками. Группу арестовали и увезли в тюрьму «Реджина Челли».
Весна 1944 года сопровождалась упорными попытками гитлеровских оккупантов расправиться с партизанским движением в окрестностях итальянской столицы.
Командующий фашистскими войсками в Италии фельдмаршал Кессельринг принимал самые решительные меры для подавления Сопротивления.
23 марта 1944 года во второй половине дня в Риме произошло событие, которое вызвало ужасающие репрессии немцев против населения оккупированной Италии.
Ежедневно, примерно в три часа, отряд одного из германских полицейских полков проходил по улице Разелла. В этот день партизаны, действовавшие в Риме, напали на него и разгромили. Тридцать три эсэсовца были убиты, многие ранены. Вскоре на место взрыва прибыл оберштурмбанфюрер СД Капплер, который приступил к следствию.
Тем временем о действиях партизан было доложено в ставку Гитлера. Кессельринг получил приказ немедленно взорвать все примыкающие к улице Разелла кварталы и в течение суток расстрелять по двадцать итальянцев за каждого убитого немца. Однако такая жестокость показалась страшной даже самому Кессельрингу, и он приказал: кварталы не взрывать, а расстрел произвести из расчета — десять за одного убитого.
В кратчайшие сроки был сформирован список из 280 человек. В него включили заключенных Римской тюрьмы, отбывавших длительные срока заключения, а также арестованных за подрывную деятельность.
Тем не менее, требовалось набрать еще 50 человек – чтобы за каждого из 33 убитых немецких полицейских получалось по десять итальянцев. Поэтому Капплер арестовывал и обычных жителей итальянской столицы. Как отмечают современные историки, схваченные гестаповцами и обреченные на смерть жители Рима, представляли собой настоящий социальный срез всего тогдашнего итальянского общества. Среди них были и представители аристократических семей, и пролетарии, и интеллектуалы – философы, врачи, адвокаты, и обитатели еврейских кварталов Рима. Самым разным был и возраст арестованных – от 14 до 74 лет. Все арестованные были помещены в тюрьму на улице Тассо, находившуюся в ведении гитлеровцев. В список были включены не только лица, отбывавшие длительный срок заключения, но и многие из тех, кто был арестован за партизанские действия. В список был включен и Алессио Кулишкин- Алексей Кубышкин.
 Гитлеровцы увезли 335 человек в Ардеатинские пещеры, где узники и были расстреляны. Затем трупы патриотов были свалены в Ардеатинских пещерах, после чего гитлеровцы подорвали пещеры толовыми шашками.
После освобождения итальянской столицы 4 июня 1944 года пещеры были расчищены. Трупы героев итальянского Сопротивления были опознаны, после чего с почестями захоронены. Среди погибших в Ардеатинских пещерах антифашистов был и советский человек, похороненный под именем «Алессио Кулишкин» — так итальянские партизаны называли двадцатитрехлетнего парня Алексея Кубышкина. Однако на самом деле в Ардеатинских пещерах погиб не Кубышкин, а неизвестный советский партизан.
Алексею Кубышкину и Николаю Остапенко удалось избежать расстрела, и в этом им помог итальянский тюремщик Анжело Сперри. Так Алексей Кубышкин остался жив. Итальянские друзья Алексея не знали этого и приняли другого русского партизана за него, так саркофаг под №329 и получил его имя.
Когда им удалось бежать  из тюрьмы «Реджина Челли», они попали в лагерь перемещенных лиц к американцам.  Их привезли в порт, якобы, на погрузку парохода,  но загнали в трюм, палубу оцепили колючей проволокой и поставили автоматчиков. Были долгие месяцы в лагере на берегу Суэцкого канала в Африке, потом – Каир, Каспийское море, Баку, Урал. Вот так он, наконец, и попал домой.
 После войны, в 1945 году Алексей Кубышкин  переехал в г. Березовский, Свердловской области.
В «Книге учёта военнообязанных, находившихся в плену и снятых с учёта, Т.2 за 1957 год», хранящейся в архивном фонде «Берёзовский городской военный комиссариат Свердловской области Уральского военного округа» Государственного архива административных органов Свердловской области есть следующие данные -  Алексей Афанасьевич Кубышкин, год рождения -1921, домашний адрес и место работы- Новый посёлок, ул. Бетонщиков-13 БЗСК (Берёзовский завод строительных конструкций).

Трудился А. А. Кубышкин в цехе №16. Работу себе выбрал трудную — бурильщиком. Не каждому по плечу единоборство с камнем. Но Алексей Афанасьевич привык к трудностям. Судьба будто нарочно провела его через все свои «медные трубы». Стойкой оказалась душа советского моряка. Она победила даже смерть.
Женился. Вместе с женой Ниной подняли и воспитали  пятерых  детей.
В 1965 году, в дни 20-летия Победы над фашизмом среди других героев Родина отметила и А. А. Кубышкина — он награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.
О своих итальянских приключениях Кубышкин никому не рассказывал. Об этом стало известно из очерка в газете «Известия», опубликованного в ноябре 1963 года. На упреки своих друзей по бригаде коротко сказал: — А разве я сделал что-нибудь особенное? Мало ли наших ребят партизанило в Италии!
Ушёл из жизни герой итальянского Сопротивления в 1989 году.
О партизане Кубышкине из отряда «Бандьера росса» историк Афанасий Кузнецов написал книгу «Тайна Римского саркофага».
 Пусть и мой рассказ о нашем земляке  Алексее Афанасьевиче Кубышкине, боевые подвиги которого стали гордостью итальянского антифашистского движения Сопротивления,  станет малой толикой воздаяния нашего вечного долга тем, кто приближал день Великой Победы.

Марина САМАРИНА
               


Рецензии