Выручала отвага

...История военных лет Николая Гончарова — это история великого противостояния советского человека попыткам фашистов сломить его волю, унизить, растоптать достоинство, попыткам превратить человека в бессловесного раба. Три бесконечно долгих года длилась эта неравная борьба безоружного военнопленного с жестокой нацистской системой. И человек выстоял! Он прошёл через муки ада и остался верен своей Родине.
Семнадцатого июня 1941 года Николая призвали на военную службу, а двадцать второго напали на нашу страну фашисты. Его передовая оказалась в Эстонии. Через несколько дней у станции Дно тяжелый бой окончился неудачно.
— Выходить из окружения группами, — был дан приказ.
Группа, с которой отходил Гончаров, не сумела прорвать вражеское кольцо. С дороги под конвоем в Каунас и начался ад для Николая. В день умирали по триста — четыреста человек, согнанных за колючую проволоку. Падали тут же под ноги, когда фашисты гнали на работу.
Первая попытка бежать. Три дня удалось скрываться, а потом поймали и снова привезли в лагерь смерти в Каунасе. Через год Гончарова перебросили на территорию Польши. Его послали работать на станцию Катовицы. Отсюда — новый побег. Вдвоём с товарищем скрывался в Катовицком лесу с весны до ранней осени. Всюду враги, местность чужая, ни компаса, ни оружия, ни еды. Радовало лишь чувство свободы. Глухими ночами в глубокой яме они позволяли себе развести огонь и варили похлебку из зерна, которое удавалось раздобыть на полях.
Устраивая облаву с овчарками, фашисты натолкнулись на беглецов. Схватили, долго били, потом приказали раздеться донага.
Пленных бросили в трехметровые цементированные ямы. Редко, очень редко им швыряли туда куски хлеба, смешанного с опилками. Насладившись вдоволь страданиями, фашисты перевели пленных в тюрьму, а потом погрузили в вагоны и повезли на запад.
Чехословакия. Еще один лагерь, огороженный тремя рядами проволоки, по которой пущен электрический ток.
В начале 1944 года русскую зону эвакуировали из Тешицы в Штрамберк. Пленных загнали в старый разрушенный кирпичный завод. Отсюда-то еще раз решился бежать Гончаров. Он сговорился с надежным парнем из Пензы — Анатолием Чекмаревым. Ночью спрятались в солому, чтобы и подозрения у фашистов не возникло.
Утром при проверке немцы недосчитались двоих. Начали искать. Штыками искололи всю солому, и только чудо спасло Николая, с криками и руганью погнали пленных дальше.
Дождавшись темноты, Анатолий и Николай бежали от развалин кирпичного завода. В одной из деревень они решили попросить еды. Это была деревня Рыби округа Нови Ичия. Отсюда для Николая и Анатолия началась новая жизнь.
Через чеха Яна Найзара они нашли партизан. Каких национальностей тут только не было! И русские, и словаки, и чехи, и поляки. Командовал отрядом немецкий антифашист Альфред Барабаш. В одном из боев Барабаш погиб. Командование принял Иосиф Шенк, комиссаром партизанской бригады был советский человек — Василий Матвеевич Герус.
Кончились для Гончарова годы унижения и страданий. В руках снова оружие. Началась боевая жизнь. Каждый день операции против гитлеровских палачей. Нападали на обозы, доставали оружие, истребляли живую силу противника. Как хотелось Гончарову возместить все потерянные годы! С каким усердием он выполнял боевые задания! Смерть не раз поджидала его на лесных дорогах, но выручали воинская отвага и дружба товарищей по оружию.
После того как наши войска освободили Чехословакию, Николая Гончарова зачислили в 113-й запасной полк, а месяца через три он ехал на восток, где шла война с японскими милитаристами. Гончаров награжден медалями «За отвагу», «За победу над Германией», «За победу над Японией» и другими.
Николай Гончаров произведен в почетные граждане Чехословацкой Социалистической Республики, награждён знаками и медалями партизанского Сопротивления.


Рецензии