Из жизни профессора В. В. Глуздовского

1950–60-е годы прошлого века были временем великих триумфов советской науки и техники. Первый спутник и первый космический полёт человека, первая в мире водородная бомба и атомная электростанция, первый в мире перехват головной части баллистической ракеты. Система С-25 «Беркут» ПВО СССР без сомнения – один из таких триумфов.
Не малый вклад в создание «Беркута» внёс уроженец г. Орла Виктор Владимирович Глуздовский.
Более полувека его трудовой биографии отданы разработке эффективных концепций вооружения, поиску новых путей в создании современных образцов отечественного оружия.
Семья Глуздовских
Виктор Владимирович Глуздовский родился 31 декабря 1922 года. В метрической книге за 1923 год под №4 есть запись: «Тысяча девятьсот двадцать второго года декабря тридцать первого дня родился младенец именем Виктор. Родители Владимир Алексеевич и Анна Николаевна Глуздовские. В том орловский городской подотдел Записей Актов Гражданского Состояния подписями с приложением печатями удостоверяет. Января второго дня 1923 года №22».
Отец Вити, будущий генерал-лейтенант Владимир Алексеевич Глуздовский, в 1920 году служил в Орле военным цензором.Здесь он познакомился с Анной Николаевной Плаховой. Вскоре молодые вступили в брак. Владимиру Глуздовскому в ту пору было  19 лет.
В домашнем архиве Глуздовских сохранилось свидетельство об окончании в 1918 году 2-го Орловского двухклассного приходского училища Анной Плаховой дочерью гражданина Орловской губернии, уезда села Звенигородского дер. Польковой, православной. Девица Анна Плахова в преподаваемых предметах оказала успехи: В Законе Божьем «отлично», русском языке «хорошо», арифметике и геометрии «отлично» и «хорошо», истории «отлично», географии «отлично», естествознании «хорошо», чистописании «отлично», рукоделию «отлично».
 В 20-х годах Анна Николаевна Глуздовская работала в органах НКВД.
Детство и юношеские годы
До шести лет Витя Глуздовскийжил вместе с родителями в Орле. В связи с частымипереводамиВладимира Алексеевича по службе семья переезжала с место на место. Сначала  Глуздовские жили в  Батуми, в 1930 году  переехали в г. Барнаул, где Витя  поступил в школу. В связи с новым переездом продолжил учёбу в  одной из московских  школ. В  конце 30-х гг.  учился в  Минске, где в январе 1938 года вступил в комсомол. В 1939 году семья Глуздовских  вновь переезжает в Москву.
В это время Владимир Алексеевич был направлен в правительственную командировку за пределы Советского Союза, где в течение года был советником гоминьдановской армии Китая. За успешное выполнение ряда боевых заданий был награждён китайским орденом «Облаков и Знамени».
 Вернувшись в Москву в 1940 году, Владимир Алексеевич радовался успехам сына. Виктор  окончил с отличием 10 классов 279-й школы Щербаковского района г. Москвы. Что же касается перспектив дальнейшей жизни, тут сказалась природная целеустремленность – Виктор увлекался математикой и радиоделом, поступил в МГУ на  физический  факультет.
В октябре 1940 года Виктор  Глуздовский был призван  в ряды Красной Армии. Для прохождения службы направлен в Отдельную мотострелковую дивизию Особого Назначения НКВД.
Накануне Великой Отечественной войны в семью Глуздовских пришла беда. При невыясненных обстоятельствах погиблаАнна Николаевна.Её прах покоится на Новодевечьем кладбище г. Москвы.
В первые же дни Отечественной войны заместитель командира 1-й мотострелковой дивизииполковник В. А. Глуздовский принимает участие в боевых действиях под Смоленском. А осенью 41-го в качественачальника  штаба 1-го Особого Гвардейского корпуса, командиром которого был генерал-майор Д.Д. Лелюшенко, Владимир Алексеевич участвует в боях под Орлом. «В силу исключительно тяжёлых обстоятельств на фронте, -воспоминал он, - корпус далеко не в полном составе был брошен на Орёл, который к этому времени был захвачен немцами. В составе этого корпуса я принимал участие в боях под городом Орлом и Мценском».
В середине октября Владимир Алексеевич был назначен начальником штаба 31-й армии. В её составе Виктор Глуздовский, пройдёт плечом к плечу вместе с отцом нелегкий военный путь.
,Парад 7 ноября 1941 года
Виктор Владимирович – участник Парада на Красной площади 7 ноября 1941 года. Об этом событии он  вспоминал: «Наступило 7 ноября. Рано утром наше подразделение посадили на машины и повезли в Москву. Небо над столицей было в низких тучах. Шёл снег, мела поземка. Зима в том году приближалась быстро, суля большие холода.В 8.00 из ворот Спасской башни выехал на коне принимающий парад  маршал Семен Михайлович Буденный. Войска на его здравицу ответили громким «Ура!» и парад начался...  Торжественный марш открыли курсанты минометного училища и училища имени Верховного Совета, за ними проследовали стрелки 322-й Ивановской и 2-й Московской дивизий, затем дивизия имени Дзержинского и полк бригады особого назначения. Мы проехали по Красной площади, сидя в кузове машины с карабинами в руках. Далее все шло более или менее обычным порядком: кавалерия, артиллерия, танки. Наши войска с Красной площади тогда ушли сразу на фронт, в бой. Враг стоял в 60 километрах от Москвы».
На фронтах Великой Отечественной войны
До июля 1942 года  Виктор Глуздовский служил  рядовым, командиром отделения, помощником  командира  взвода. Шофер автороты ефрейтор Виктор Глуздовский несколько раз писал рапорты с просьбой направить его на фронт. Его просьбу удовлетворили, и с июля  1942 по  октябрь 1943 года в звании сержанта наш земляк находился  в  действующей  армии. Воевал на Калининском, а  затем на Западном  фронтах. В составе 180-го отдельного автовзвода 31 армии Виктор Глуздовский принимал участие в штурме Калинина, в боях за освобождение Калининской области от фашистских захватчиков. Будущий учёный был награждён орденом Отечественной войны II степени, 9 медалями, в том числе «За оборону Москвы», «За победу над Германией».
Научная работа
После демобилизации в октябре 1943 года Виктор Владимирович Глуздовский был зачислен в Московский авиационный институт на факультет авиамоторостроения. В апреле 1948 года он защитил дипломный проект с оценкой «отлично».
В характеристике В.В. Глуздовского, подписанной академиком Б. С. Стечкиным, сообщается:  что «...с июня 1947 года Виктор Владимирович начал работать инженером в Особом Конструкторском бюро, как конструктором, так и на расчётно-теоретической работе. Принимает участие в работе по сравнению тактико-технических средств некоторых типов летательных аппаратов... В 1948 году был переведён в конструкторское бюро №2 на должность старшего  инженера, как специалист по реактивной технике командируется в качестве консультанта для специальных работ. В дальнейшем с конца 1949 года работает в специальном конструкторском бюро при научно-исследовательском институте химического машиностроения. 
Написал три работы по вопросам реактивной техники. В этой области имеет ряд интересных приложений. Изобрёл прибор, позволяющий графически решать важные уравнения газовой динамики (авторское свидетельство №84337). В  феврале 1949 года успешно сдав вступительные экзамены, был зачислен в заочную адъюнктуру Академии артиллеристских наук. В марте 1950 года переведён в основную адъюнктуру ААН и зачислен в НИИ-4 ААН». В заключении Б.С.Стечкин пишет: Я уверен, что из В.В.Глуздовского выйдет научный работник, полезный для нашей страны».
Борис Сергеевич Стечкин не ошибался. Виктор Владимирович Глуздовский внёс достойный вклад в разработку нового оружия.
ЗРК «Беркут»
Начало 1950-х годов стали для В.В. Глуздовского порой становления, жизненной и профессиональной закалки. Эти годы во многом способствовали формированию личности недавнего выпускника МАИ Виктора Владимировича как специалиста. Именно такие люди, как он, требовались в период научно-технической революции в вооружении ПВО.
9 августа 1950 года вышло Постановление Совета Министров СССР  за подписью И. В. Сталина о создании суперсовременной эффективной системы противовоздушной обороны городов и стратегических объектов под шифром «Беркут».
Приказом Министерства вооружения СССР №427  от 12 августа 1950 года была создана головная организация – КБ-1 (ныне конструкторское бюро Концерна ПВО «Алмаз-Антей»). Конструкторов «Беркута» было назначено два –П.Н. Куксенко и С.Л. Берия. А вот заместитель у них был один – А.А. Расплетин, который позже станет генеральным конструктором зенитных систем, известных всему миру. По преданию, наименование первой зенитной ракетной системы образовывалось первыми буквами фамилий главных конструкторов («БерКут»). После низвержения Л.П. Берия система «Беркут» получилабезликое обозначение «Система-25». Вскоре утвердилась и сокращенная форма - С-25.
Капустин Яр
Уже 25 июля 1951 года, меньше чем через год после принятия решения, в рамках начала заводских испытаний  на полигоне Капустин Яр был проведён первый пуск зенитной ракеты С-25.
В интересах «военного строительства» Виктор Владимирович около семи лет служит на полигоне. На первом этапе автономных испытаний ракеты с 25 июля по 16 декабря 1951 года было произведено 30 пусков ракет первых трёх серий, из которых 26 – с программным управлением ракетой от бортового устройства. Задачами первого этапа автономных испытаний ракеты являлись отработка старта ракеты, исследование ее летных характеристик  и  проверка  работы  бортовой аппаратуры.
 Основную работу по обработке результатов измерений и их анализу выполняли сотрудники ОКБ-301 и КБ-1, в том числе, В. В. Глуздовский. Во время очередного испытания Виктор Владимирович Глуздовский попал в зону взрыва, получил тяжелые ожоги.
25 апреля 1953 года был выполнен пуск по самолету-мишени, летящему на высоте в 7000 метров, самолет был сбит. Этот день можно считать днем рождения нового вида вооружения ПВО, которое было способно вести эффективную борьбу с самолетами противника днем и ночью, в любых погодных условиях.
7 мая 1955 года менее чем через 5 лет после начала разработки система ПВО Москвы, включающая в свой состав ЗРК С-25, была принята на вооружение.
После рассекречивания американских планов бомбардировок Советского Союза, можно с уверенностью говорить, наличие в  арсенале Советской Армии  столь совершенного оружия берегли страну от налётов американской авиации в начальный период «холодной войны», а Москву – от участи Хиросимы.
Интересно, что согласно схеме размещения основных средств системы-25 в Орле была размещена станция дальнего обнаружения «А-100Д».
Комплекс С-25 «Беркут» простоял на вооружении 30 лет и после первого мая 1960 года,когда под Свердловском С-75 (перевозимые зенитные ракетные системы на базе С-25) сбила считавшийся американцами неуязвимым высотный самолет-разведчик U-2, пилотировавшийся Пауэрсом, количество желающих проверить надежность советского комплекса свелось к нулю.
После службы на полигоне
После службы на полигоне пути и судьбы «первопроходцев», ставшими специалистами в новой области военной техники, разошлись. В числе офицеров, убывших с полигона, был и В. В. Глуздовский. Его переводят в  ГНИИП-10.
При участии Виктора Владимировича Глуздовского были разработаны основы теории оценки эффективности стрельбы средствами ПВО, проведены испытания первых отечественных образцов техники зенитной артиллерии послевоенного периода. С января 1957 года В. В. Глуздовский работает над определением «перспектив развития вооружения огневых средств Войск ПВО и влиянием их на оперативно-тактические формы построения противовоздушной обороны страны». Он заложил основы методологии формирования облика зенитных управляемых ракет в составе ракетного комплекса.
В 1956 году Виктор Владимирович защитил кандидатскую диссертацию.
НИИ-2 МО СССР
В 1959 году Виктор Владимирович был переведён в г. Калинин, в НИИ-2 Министерства обороны  СССР, где  работал ведущим специалистом по военно-техническому проектированию зенитно-управляемых ракет.  В 1968 году, уже работая начальником отдела, защитил докторскую диссертацию в  области военной техники.
Двенадцать лет с 1969 по 1981 гг.  В.  В. Глуздовский  являлся членом диссертационного совета 2-го научно-исследовательского института Министерства обороны  СССР, а с июня 1972 по декабрь 1976гг. учёным секретарём Совета.
 Коллега В.В.Глуздовского по работе в НИИ-2 С.Л. Федченко, в книге «Жизнь как «миг между прошлым и будущим» о нём пишет: «Глуздовский  Виктор  Владимирович, один из первых в институте защитил докторскую диссертацию. Он внёс заметный вклад в прикладную теорию технической кибернетики. Его отличительными чертами  до самых последних дней были вежливость и расположение к собеседнику независимо от его статуса и служебного положения».
Тверской политехнический институт
Значительную часть научной деятельности В.В.Глуздовского составляла преподавательская работа. После увольнения  из рядов Вооруженных Сил в 1976 году Виктор Владимирович преподавал в Тверском политехническом институте. Был заведующим кафедрой теоретической механики, впоследствии кафедрой технической кибернетики, проректором по научной работе, профессором кафедры вычислительной математики и программирования.
Личная жизнь
В семейном архиве Глуздовских хранятся письма с фронта, написанные аккуратным почерком Виктора Владимировича. Часть из них адресована его однокласснице Вере Петровой. В начале войны восемнадцатилетней студенткой московского  института рыбной промышленности Вера пошла на курсы медсестер. Окончив учебу, всю войну она проработала хирургической медсестрой в одном из московских госпиталей, помогая восстанавливаться тысячам раненых солдат.
30 июня 1944 года Виктор Владимирович и Вера Александровна поженились.В 1946 году в семье Глуздовских родился сын Владимир, в будущем кандидат физико-математических наук. Дочь Татьяна родилась в 1952 году. Получив специальность врача, Татьяна Викторовна несколько лет проработала участковым терапевтом в Тульской области. После переезда в Калинин, её трудовая деятельность продолжилась в одной из  поликлиник города, позднее Татьяна Викторовна работала в отделе здравоохранения.
На вопрос: «Каким был Виктор Владимирович?» она ответила так: «Мой отец хорошо играл на аккордеоне, самостоятельно выучился игре на гитаре, домре, мандолине, балалайке, пианино. Увлекался шахматами, в совершенстве знал немецкий язык. Хорошо разбирался в автотранспортных средствах (свой личный автомобиль всегда ремонтировал сам). Виктор Владимирович вёл спортивный образ жизни. Играл на любительском уровне в волейбол, занимался плаванием, лыжами. Любил поэзию, сам сочинял стихи. Отличался безупречной честностью и принципиальностью. Очень тяжело переживал распад Советского Союза, в мощь и справедливость которого верил свято».
Доктор технических наук, профессор, полковник,  в отставке, ветеран «подразделений особого риска», так назывались прежде части обеспечивающие разработку и испытание ядерного оружия, Виктор Владимирович Глуздовский, скончался 16 февраля 2002 года, похоронен на Николо-Малицком кладбище г. Твери.

Марина САМАРИНА,
 член Союза журналистов России

Фотографии  и документы из архива Т.В.Евсеевой-Глуздовской


Рецензии