В редакцию не вернулись

В Москве у входа в Центральный Дом журналиста на Никитском бульваре установлен памятник фронтовым корреспондентам.
Журналист на развалинах Рейхстага с орденами, фотоаппаратом, карандашом и записной книжкой в руках. Позади него полуразрушенная колонна, на которой наверху нанесена надпись  «С лейкой и с блокнотом, а то и с пулеметом сквозь огонь и стужу, мы прошли…» (цитата из песни фронтовых корреспондентов «От Москвы до Бреста» — текст Константина Симонова). Это работа скульптора Л.Е. Кербеля и архитектора Е.Г. Розанова. За памятником стенды с именами погибших  корреспондентов.
Каждый раз, приезжая с моими учениками на подведение итогов международного интернет-конкурса «Страница семейной славы», мы отдаём долг памяти погибшим журналистам, среди которых, есть и наши земляки.
Тысячи газетчиков, фотокорреспондентов, кинодокументалистов работали на фронтах Великой Отечественной, вели летопись сражений под Москвой, у Сталинграда, на Курской дуге и у стен Берлина. Вместе с солдатами они ходили в атаку на врага, форсировали водные преграды с передовыми подразделениями, дерзко действовали в разведке. А в перерывах между боями писали свои взволнованные яркие и правдивые очерки. Да еще заботились о своевременной доставке этих материалов в редакцию.
Смерть обрывала работу журналиста, но продол¬жали жить его статьи, очерки, кни¬ги, сделанные им фотографии - они сражались за Победу.
Их «строки, оборванные пулями», остались памятью о войне, и то, что строки эти уже никогда не будут исправлены или дописаны, налагает на них особую печать – печать вечности...
Журналисты «Орловской правды»
В вестибюле орловского Дома печати спешащих на работу журналистов встречает мемориальная доска, где по белому мрамору золотом написано: «Вечная слава журналистам «Орловской правды», погибшим в боях за честь и независимость Родины в 1941-1945 годах. Александр Астанин. Сергей Беляков. Федор Воронин. Леонид Зирка. Николай Калмыков. Борис Николаевский. Иван Петрушин».   
Написанные орловскими журналистами, не вернувшимися с войны стихи и рассказы, рассеянные по страницам орловских газет и сборников, давно уже стали библиографической редкостью. Тем дороже любая сохранившаяся информация об этих замечательных людях.   
Александр Астанин начал печатать свои стихи, ещё, будучи учеником школы ФЗУ железнодорожников, в начале 30-х годов. Это был веселый светловолосый парень, своим внешний видом напоминавший Сергея Есенина, любивший его звонкую поэзию и в какой-то степени подражавший ему в своих стихах. В первые дни оккупации фашистами Орла Александр Астанин находился в Ельце, куда эвакуировалась редакция «Орловской правды». Оттуда он и был призван в Красную Армию.
В письме с фронта Александр писал матери Анне Степановне, эвакуированной в Пензенскую область: «Дорогая мама! Подлые гитлеровские разбойники под ударами Красной Армии откатываются назад. Уже освобождено много сел и городов, в том числе Людиново, Сухиничи... Скоро и Орел будет в наших руках... Кончится война, и опять мы заживем на славу. Я женюсь, а ты будешь нянчить внучат. Ну, будь здорова. Твой сын Саша».
И еще одно его письмо, посланное из Керчи в 1942 году: «Здравствуй, дорогая матушка! Я жив и здоров, нахожусь в Крыму... Погода здесь теплая, цветут подснежники... Будь здорова. Твой сын Саша» .
Это — последнее письмо в оборванной жизни Александра Астанина, он погиб под Керчью весной 1942-го года.
Сергей Беляков пришёл работать в «Орловскую правду» после окончания орловской школы №8. Он писал об орловских металлургах и рационализаторах завода им. Медведева, рабочих с обувной фабрики им. Коминтерна, о съёмках на берегах Оки художественного кинофильма «Человек остался один».
Сергей любил город Орёл, но страстно мечтал о дальних городах и странах. До войны он побывал в Мурманске и Архангельске, работал в газетах Вологды, Курска, Ярославля. В 1939 году после возвращения в родной город вышла в свет его книга « Рассказ о нашем городе».
О С. Белякове пишет в своем очерке «Наш друг Сергей» Михаил Шибалис: «С газеты 13-й армии и началась боевая биография Белякова... В украинском селе за Днепром мы сидели с ним в тени вишневого сада и вспоминали Орёл, Курск, наших общих друзей... Встреча в украинском селе оказалась последней. Я знал, что Сергей учился на военно-политических курсах в Москве, он писал мне оттуда на фронт — это было уже в начале сорок пятого года, — знал, что после курсов его направили снова в действующую армию, но с этого момента наша связь прервалась…».
Сергей Беляков прошёл многими дорогами войны. Иногда они перекрещивались с родными местами — Ливнами и Орлом. Однажды ст. лейтенант Беляков был командирован в Тамбов, а потом солдаты и офицеры с волнением читали серию его очерков о героях тыла, о том, как они трудятся для победы над врагом.
 В январе 1943 года Сергей Беляков был награждён  медалью «За боевые заслуги», в ноябре того же года орденом Красной Звезды.
15 апреля 1945 года гвардии капитан Сергей Лукич Беляков, корреспондент-организатор редакции газеты «Боевой товарищ» политотдела 3-й гвардейской армии был представлен к награде орденом Отечественной войны 1 степени (посмертно).
Вот как о последних днях С. Белякова вспоминал Николай Грибачёв: «Сергей Беляков прибыл к нам в редакцию газеты «Боевой товарищ» в марте 1945 года, всем понравился мягкий раздумчивый человек. Выехали на фронт, нашли штаб нашего полка. В этот момент немецкие самоходки с улиц Цюхена открыли убийственный огонь».
Военный корреспондент гвардии капитан Сергей Беляков погиб в марте 1945 года на западном берегу Одера (Германия).
Память о Сергее Белякове увековечена в названии одной из улиц в Северном районе города Орла.
Сотрудника многотиражной газеты завода «Текмаш» Федора Воронина призвали на армейскую службу накануне войны.  Он погиб в 1941-м в  оборонительных боях первого периода войны, место гибели не установлено.
Леонид Зирка работал в газетах на Магнитке, в Выборге, в Петрозаводске. В «Орловской правде» заведовал городским отделом, обладал разносторонними способностями: при Дворце пионеров возглавлял театр юного зрителя,  был диктором орловского радио. Его яркие очерки, фельетоны, рецензии на театральные постановки встречали живой интерес читателей.
С первых дней войны — Леонид на фронте, погиб под Ленинградом в 1943¬-м.
Ответственный секретарь редакции «Орловской правды» Николай Калмыков вступил в схватку с врагом в сентябре 1941 года. Он был политруком роты, секретарем партийного бюро полка. Затем Н. Калмыкова перевели в редакцию газеты 9-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Сотни огненных вёрст он прошёл по фронтовым дорогам. Воевал под Сталинградом, на Орловско-Курской дуге.
Радовался освобождению родных мест: «Орел и Змиёвка! Как сейчас ясно представляется вся наша жизнь, которая протекала там, - писал он жене Анне Федоровне, - Там мы учились, там познакомились, там поженились, там родились наши дети. Там. В Змиёвке, похоронены мой отец, мать, братья, как мне хочется посмотреть на родные места!»
207 –я стрелковая дивизия, в которой сражался Николай Калмыков,  с боями шла на Запад.  Харьков, Полтава, Днепр. Прибалтика, Польша. Война шла к концу. В феврале 45-го Николай Калмыков писал жене Анне Федоровне: «...Мы все время наступаем, очень близко Берлин…Немного осталось теперь и до нашей встречи. Я жду этого дня с нетерпением...». Это письмо оказалось последним. Николай Калмыков погиб 19 февраля 1945 года. Обстоятельства его  гибели описаны Михаилом Гурьевым в книге «Письма с фронта».
Борис Николаевский, окончив школу, работал слесарем на заводе «Текмаш». В предвоенные годы в «Орловской правде» возглавлял промышленно-транспортный отдел. Весной 41-го  был призван в ряды Красной Армии и получил назначение в окружную газету «Сталинец», спустя несколько недель после начала войны он корреспондент  армейской газеты «За счастье Родины».
Александр Арбатский в статье, «Шёл журналист дорогами войны» писал: «...B начале октября сорок первого фашисты прорвали фронт. Их танковые колонны устремились вперед и сомкнулись далеко за Вязьмой. Вместе с войсками в окружение попала и наша армейская газета. Редакционные машины попытались прорваться. Но скоро стало известно, что кольцо окружения сжимается... Пришлось уничтожать полиграфическую технику, подшивки газет, бумагу, редакционный архив... Вечером девятого октября начальник отдела капитан Гуревич повел в атаку редакционный взвод. Его заместителем редактор назначил лейтенанта Николаевского. Неся потери, необычный взвод на этот раз вышел из вражеского окружения. Но в середине октября юго-западнее Наро-Фоминска при переходе через небольшую речушку Борис Николаевский был смертельно ранен… Так в возрасте 29 лет в расцвете сил и творческих дерзаний погиб в боях за Родину талантливый журналист и поэт».
Иван Петрушин ещё до поступления в редакцию «Орловской правды» писал стихи, зарисовки, очерки. В 1941 году вышел его поэтический сборник «Потомки Прометея». Он погиб под Белостоком в 1944-м году.
Бывший ответственный секретарь редакции Павел Хохлов был призван в Красную Армию 15 августа сорок первого. В письме жене Софье Марковне, эвакуированной в Дергаческий район Саратовской области, 25 сентября 1941 года он  писал: «Я нахожусь в одной из частей Орловского военного округа, работаю инструктором политотдела. Но здесь, очевидно, пробуду недолго, так как скоро придется уехать на фронт... Как здоровье дорогих сыночков Димы и Генриха? Целую всех вас. Павел».  В сорок втором в ожесточённых боях с фашистами под Смоленском его жизнь оборвалась.
Книга Памяти павших журналистов
Выбитые на мемориальной доске имена корреспондентов «Орловской правды» внесены в «Книгу памяти журналистов, павших в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.», которая хранится в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе, их имена размещены на сайте Союза журналистов России.
Но этот скорбный список далеко не полный. Среди тех, кто не вернулся в редакцию болховской районной газеты Даниил Подольский.  В 1930-е годы он работал ответственным секретарем, с августа 1941-го и до оккупации города – редактор газеты. Д. Подольский был политруком, редактором дивизионной газеты, погиб на фронте.
Погибли на фронтах Великой Отечественной войны сотрудники «Комсомольца» Сергей Журавлев (сражался под Ленинградом), Сергей Морозов, Михаил Лускатов .  Редактор колпнянской районной газеты «Вперед к коммунизму» И.Е.Крючков погиб в боях за освобождение Дросковского района .
Судьба  орловского  журналиста Сергея Дмитриева малоизвестна. Во время оккупации г. Орла он попал в плен и  был расстрелян в Медведевском лесу. 
 Герасим Дурнов,  уроженец села Богодухово Орловского уезда (ныне Свердловский район), до войны работал заместителем редактора елецкой газеты «Красное знамя». Последний для себя номер родной газеты заместитель редактора «Красного знамени» Герасим Михайлович Дурнов подписал в свет поздно вечером 21 июня 1941 года. А утром началась война. По ускоренной программе в тамбовском училище Г. М. Дурнов прошел офицерскую подготовку, стал командиром роты противотанковых орудий. Погиб в бою в начале 1942 года.
Что ни фамилия, что ни строчка – молодая или в полном расцвете жизнь, трагически оборванная войной. По-разному пришли они в предвоенные годы в журналистику, по-разному сложилась их фронтовая судьба. Но всех их объединяло одно – они были в первых рядах строителей мирной жизни, первыми встали и в ряды защитников Отечества, выполнив свой долг до конца, поэтому неоценим их подвиг, воевавших пером, штыком и автоматом, внесшим свой вклад в нашу Победу!
А вот о них самих мало что известно нынешнему читателю. Наша задача – устранить эту несправедливость. Публикуя скупые сведения об ушедших в бессмертие журналистах, мы надеемся, что откликнутся родственники или знавшие их люди. И сообща мы устраним белые пятна в нашей памяти.


Рецензии