Церковный костюм в дискурсе истории

Нет ничего труднее национальных характеристик.
                Они  легко   даются  чужому  и  всегда  отзываются
                Вульгарностью   для   «своего»,  имеющего  хотя  бы
                смутный  отпечаток  глубины и сложности  нацио-
                нальной жизни.
                Г. Федотов


Как  первоначально выглядело церковное облачение, каким образом  оно появилось? Где родина его возникновения? Церковный костюм – область скудно познанного в общей истории костюма. Очень незначительные све-дения о так называемой «духовной одежде» мы с величайшим старанием сможем найти в разрозненных изысканиях историков, культурологов, ис-кусствоведов, археологов, этнографов, реставраторов, филологов.

Итак, начальные или повседневные одежды духовенства и монашества – это подрясник  и ряса . Прародитель подрясника – длиннополое одеяние с узкими рукавами имело широкое распространение в миру у восточных и западных народов. Древний аналог рясы – ниспадающая длинная одежда с просторными рукавами  ближневосточного происхождения. Она тради-ционно использовалась в палестинской ойкумене времен земной жизни Христа. Существует устоявшееся мнение, что подрясник и рясу монахи и священники носят в подражание Спасителю и Его апостолам. Это не со-всем так. Подрясник – длиннополая рубаха – в гардеробе восточного ко-стюма, являлся и поныне является нижним мужским бельём. По традиции он одевается непосредственно на обнаженное тело. Поверх этой рубахи носилась верхняя одежда свободного покроя (подобие современной рясы). На заре юной христианской Церкви (I–IV вв) не имелось  никаких специ-ально предназначенных для богослужения одежд. Не существовало ника-ких правил или канонических предписаний о фасоне духовного одеяния. Облачение священнослужителей упоминается лишь несколько раз в кано-нах, и эти упоминания вовсе не регламентируют форму, покрой или цвет. Правило 27-е Трулльского Собора сообщает: «Никто из числящихся в клире да не одевается в неприличную одежду, ни пребывая во граде, ни находясь в пути, но всякий из них употребляет одежды, уже определенные для состоящих в клире. Если же кто учинит сие: на одну седмицу да будет отлучен от священнослужения». Зонара  пишет, что «если увидят, что ли-ца, посвятившие себя в удел Богу, не держатся устава и обычая по отно-шению к одежде, но одеваются не свойственным их состоянию образом, и, или надевают на себя какие-нибудь светлые и пестрые и дорогие одежды, или облекаются в какие-нибудь воинские одежды с тем конечно, чтобы во-оруженными отправляться в путь, то осудят верных, и от бесчиния во внешнем обращении тоже будут заключать и о внутреннем состоянии по-святивших себя Богу» . Вальсамон  уточняет, что «одежда, не свойствен-ная клирику, не есть та, какую носят воины, ибо клирик, когда-нибудь надевший такую, подвергнется строгому наказанию, но дорогие златотка-ные одежды, так называемые в народе перловые узоры и бахромы, и пур-пурные одежды, ибо клирики должны быть примером и добродетели, и благообразия, а не роскоши и неблаговидной жизни» . Приведём слова 12-го Правила Гангрского собора: «Если кто из мужей, ради мнимого по-движничества, употребляет суровую верхнюю одежду и, якобы от сего по-лучая праведность, осуждает тех, которые со благоговением носят шелко-вые одеяния и употребляют общую и обыкновением принятую одежду, да будет под клятвой».  Аристен комментирует это правило следующим из-речением: «Хулящий носящих одежды красного цвета – анафема» . Валь-самон добавляет: «Итак тех, которые по надменности и лицемерию носят грубую одежду и обвиняют носящих красного цвета одежды, то есть шел-ковые ткани ради чести обета, а не по причине изнеженности или для хва-стовства, правило подвергает анафеме» .  Еще один канон о повседневной священнической одежде с большой убедительностью подтверждает наш вывод: 16 Правило 7 Вселенского собора: «Всякая роскошь и украшение тела чужды священнического чина и состояния. <…> Понеже, от древних времен, всякий священный муж довольствовался нероскошным и скром-ным одеянием: ибо все, что не для потребности, но для убранства прием-лется, подлежит обвинению в суетности, якоже глаголет Василий Вели-кий» . Слова  Василия Великого, приводимые в этом правиле, можно во-обще понять как обличение идеи отдельной священнической одежды. Та-ким образом, мы видим, что цитируемые правила Соборов ограничивают гардероб духовного одеяния, и еще раз удостоверяемся в том, что в нача-ле истории церковного костюма священство носило «общую и обыкнове-нием принятую одежду».
Замечательно, что во времена миссионерский путешествий апостолам, проповедующим Евангелие, не было необходимости отличаться от своих слушателей внешне. Наоборот, они стремились выглядеть как можно более похожими на них, чтобы говорить с ними на их языке. Апостол Павел вос-клицает: «для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощ-ных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1Кор 9:22). Особая одежда миссионера появляется в то время, когда мис-сионерство практически исчезает или становится исключением. Протоие-рей Александр Мень пишет: «В ранней Церкви не было специальных куль-товых одежд. Исключение составлял «талит», кусок материи, которым в Иерусалимской общине, молясь, покрывали плечи и голову. Со временем-возникла потребность в облачениях, отвечающих торжественности момен-та…» .  В первохристианской Церкви никаких особенных одеяний и при-надлежностей для совершения богослужения не было, за исключением ораря у дьякона, епитрахили у священника и омофора у епископа. Носи-тели трёх учреждающихся священных степеней церковной иерархии, по прошествии долгого исторического пути, начинают облекаться в новые «талиты» каждый по-своему.
Апостолы, епископы, пресвитеры, дьяконы ходили в ничем не примеча-тельной одежде, как все окружающие их люди. Повседневный костюм священников эпохи Вселенских соборов с обыденной одеждой современ-ников ничем не разнился. Миланский эдикт (313 г.)  императоров Констан-тина и Лициния заложил фундамент союза Церкви и Империи. После по-беды над Лицинием в 323 году Константин входит в роль реформатора Империи на христианских принципах.
Катакомбная Церковь Рима, оставаясь под тяжелым бременем гонений, одновременно насыщалась сокровищами греко-римской цивилизации, ва-рилась в культурной среде Римской Империи. В костюме сохранялись древнеримские устои. Традиционной одеждой римлян была заимствован-ная у этрусков тога. Классическая римская тога имела, как правило, фор-му овала – 5,6;2 метра. Вместе с тем, как форма, так и соотношение между длиной и шириной тоги варьировались по произволению обладателя. Без-условно, тога являлась праздничным и официальным одеянием. Римлянин, преступивший закон, лишался достоинства носить тогу. Повседневной одеждой римлян была туника, по покрою сродная греческому хитону, с длинными или короткими вшитыми рукавами. Солдаты, торговцы и рядо-вые граждане носили туники до колен, вместо тоги покрывались неболь-шими плащами типа гиматия.
История костюма Византии была продолжением и развитием истории костюма Римской Империи. В общем и целом, Византия и была поздней Римской Империей с юной столицей – Константинополем и юной религией – христианством. Византия придерживалась римских традиций, пока не была ограничена турками и соседними странами до размеров, чуть больших, чем Константинополь и южная часть Греции. В 1460-х годах оставшийся обломок Второго Рима был поглощен Оттоманской Империей.
Для Византии свойственна интеграция римско-эллинистической культуры и христианства. В эпоху позднего Рима  и Византии одежда сильнее вуалирует тело, чем ранняя. Модники предпочитали одеваться в короткие туники и длинные узорчатые штаны «от варваров». Тоги, превратившиеся в длинные полосы тонкой декоративной ткани, достались императорам, их сенаторам и префектам. В употреблении были орнаментальные ткани, вышивка и бисер, особенно в церковном и придворном гардеробе. Воцерковленная византийская эстетика отторгала мир плотской и чувственный от мира духовного и противопоставляла один другому. Чувственная природа человека провозглашалась греховной и не чистой. Парадоксальным для того времени было провозглашение аскетизма и вместе с тем оправдание роскоши, связанной с церковными ритуалами.
Византийский костюм, как светский, так и духовный, оказал значительное влияние на костюм Древней Руси, с которой у ромеев были тогда весьма прочные культурные и торговые связи. Но, с XIII по XIV век – время партнерства Руси с Золотой Ордой – достаточно заметен поворот в направлении стиля и приоритетов в одежде. Половецкая степь стала законодательницей новых вкусов и пристрастий в истории русского костюма.
Сигизмунд фон Герберштейн  оставил нам такие свидетельства о русской одежде начала XVI века: «Кафтаны они носят длинные, без складок, с очень узкими рукавами, почти на венгерский лад». По удостоверению ан-глийского путешественника Дж. Флетчера  побывавшего в России в 1588-1589 гг., зипун – часть боярского костюма, одевавшаяся на срачицу (ис-поднюю рубаху) и под кафтан («корзно») – представлял из себя легкую шелковую одежду, длиной до колен, которая застегивалась спереди . Учитывая эти данные, вполне можно предположить, что корзно по своему покрою мог быть не только плащом, но и наплечной распашной одеждой, со сшитыми боковыми швами. Источники, упоминающие корзно, датиру-ются серединой XII – XIII веков. В сочинении «Путешествие Антиохийско-го Патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанном его сы-ном архидиаконом Павлом Алеппским» ясно видно, чем отличались свя-щенники от других людей высших сословий. Автор пишет, что священни-ки и диаконы носили длинные широкие одеяния из зеленого или коричне-вого сукна или из цветной ангорской шерсти со стеклянными или серебря-ными вызолоченными пуговицами от шеи до ног, с застежками из круче-ного шелка. «Воротник этой одежды суконный или шерстяной, шириною в пядень, он отложной и охватывает шею, доходя до нижней части груди, свободно висит, наподобие того, как надевается епитрахиль… Такова же одежда жен диаконов и священников, дабы знали, что они попадьи. Про-топоп делает этот воротник из тяжелой материи, для того чтобы люди от-личали его» .
«Одежда духовенства по силуэту и покрою от светской не отличалась. Ос-новными видами ее были подрясник типа кафтана и верхняя ряса типа шу-бы», – замечает Н.М. Каминская в своем исследовании «История костю-ма» .
То же читаем и в книге о. Александра Меня «Таинство, Слово, Образ»: «Внебогослужебная одежда русского духовенства состоит из «полукафта-нья», или подрясника, и рясы. Полукафтанье в допетровское время было «мирским» платьем, точно так же как и ряса, имеет покрой повседневной одежды, носимой на Востоке» .
По-видимому, уже в XVI в. началось более активное знакомство русских с европейской модой и европейским костюмом. В первой половине XVII ве-ка иностранцы в России получили возможность ходить в традиционной одежде своей страны, о чем свидетельствует Адам Олеарий . До этого иностранец в России был обязан одеваться в русскую одежду. В последней четверти XVII столетия проникновение иностранного костюма стало одним из важнейших факторов развития русской моды, предопределив переход к европейскому костюму в начале XVIII века. Указ царя Федора Алексееви-ча 22 октября 1680 года предусматривал замену традиционного верхнего парадного платья на служилый костюм. В результате указа костюм рус-ского служилого сословия стал, в соответствии с общеевропейской тенден-цией, постепенно укорачиваться и приобрел сходство с польским. Мода на европейское платье, широко распространившаяся в России с эпохи Петра I. 17  января 1700 года в Москве был объявлен именной указ Петра I «О ношении платья на манер Венгерского». В этом «решкрипте» всем слоям населения Российской Империи, «кроме духовного чину, священников и церковных причетников, и пашенных крестьян, носить платье Немецкое верхнее Саксонския и Французския…». Выглядело это так: для мужчин – короткий прилегающий кафтан и камзол, длинные чулки и башмаки с пряжками, белый парик или напудренные волосы, бритое лицо; для жен-щин, в том числе «попадьям и дьяконицам и церковным причетникам», как гласит указ, – широкая каркасная юбка, плотно облегающий лиф с глубо-ким декольте, парик и туфли на высоких каблуках, яркая декоративная косметика. В 1705 г. был обнародован указ «О бритье бород и усов всяко-го чина людям, кромя попов и дьяконов, о взятии пошлин с тех, которые его исполнять не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков». По-следующие указы, неоднократно повторяющиеся, обязывали дворян, бояр и «всех чинов служилых людей» носить немецкое платье по будням и французское – по праздникам.
Хотя традиционную удлиненную русскую одежду пытались отстаивать при Петре и после его смерти, короткая, европейская, со временем утвер-дилась в русском обиходе. С этого момента, как видим, бытовая одежда священнослужителей, не тронутая реформами, начинает резко отличаться от одежды других сословий. Это как раз совпадает с серьезными измене-ниями во всём русском обществе. «Табель о рангах» разделяет всех слу-живых людей по чинам и рангам. Предписывается носить особую форму не только военным, но и гражданским чиновникам. Священство в резуль-тате церковной реформы фактически превращается в отдельный разряд государственных служащих. Архаичная бытовая одежда становится со-словной формой духовенства. Положение резко меняется после революци-онных потрясений в начале ХХ века. Исчезает сословное деление обще-ства, отменяются и внешние отличия. Форма, значительно измененная, остается только у военных. С другой стороны, священство перестает быть сословием и частью государства. Все это обусловило и другое отношение к священнической бытовой одежде. Она воспринимается как часть церков-ного служения, а не как знак социального и служебного отличия священ-ства от других людей. Этим и объясняются слова известного священника советских времен, протоиерея Сергия Желудкова , сказанные им в одном из писем 1963 г.: «Ходить по улице в рясе – сегодня это было бы то же са-мое, как если бы ходить по улице в ризе…».
Таким образом, мы видим, что в Русской Церкви бытовая одежда священ-нослужителя резко отличается от бытовой одежды окружающих людей только с XVIII века. За вычетом  20 века (когда ношение подрясника пре-кратило  вменяться в обязанность), всего лишь десятая часть из двух тыся-челетней вестиментарной истории Церкви экипирована в подрясник и ря-су.


























Литература


Александр Мень. Таинство, Слово и образ: Богослужение Восточной Церкви / Пред. ар-хиеп. Иоанна (Шаховского). – Брюссель: ЖСБ. 1980.

Герберштейн С. Великая Московия: Записки о московитских делах. М., 2008.

Забелин И.А. Домашний быт русских царей в XVI и XVII cтолетиях. М., 2005.

Каминская Н. М. История костюма. М.: Легкая индустрия. 1977.

Левинсон-Нечаева М.Н. Одежда и ткани XVI–XVII веков // Государственная Оружейная палата Московского Кремля: Сб. науч. трудов. М., 1954.

Олеарий А. Описание путешествия в Московию. М., 2003.

Рабинович М.Г. Одежда русских XIII–XVII вв. // Древняя одежда народов Восточной Европы / Отв. ред. М.Г. Рабинович. М., 1986.

Романенко Е.В. Повседневная жизнь русского средневекового монастыря. М., 2002.

Флетчер Дж. О государстве Русском // Россия XVI века. Воспоминания иностранцев. Смоленск, 2003.


Рецензии