Знак для ангела

СИМВОЛИКА ГОЛОВНОГО ПОКРОВА В ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ



         Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обри-тая…
Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.

Апостола Павла 1-е послание к коринфя-нам, 11:3-5, 10.



Из символических действий, связанных с молитвенным состоянием, в практике древней Церкви заслуживает внимания и разъяснения тради-ция молить¬ся с не покрытой головой. Это требование обязательное для каждого мужчины, приступавшего к молитве, имеет в основании апо-стольское правило, вменяющее мужчинам в обязанность молиться с от-крытой, а же-нщинам с покрытой головой. Покрытие головы, как знак повиновения определенной власти, является свидетельством не только для видимого мира, но и, как утверждает апостол Павел, – “знаком для Ангелов” (1 Кор. 11:10), то есть свидетельством для невидимого духов-ного мира.
 В отношении мужчин практика хри¬стианства совершенно отличалась от практики язычества и иудейства, потому что в древности как иудеи, так и языч¬ники предстояли на молитве с покровенной головою. Совре-менные иудеи хотя и следуют религиозной традиции, но в силу соб-ственного обмирщения и внешнего давления императивов секулярного мира – снимают с себя головной покров, ортодоксальный иyдeй нико-гда не позволит себе обнажить голову и, следуя древнему обычаю, все-гда оставляет на себе небольшую шапочку – кипу или ермолку . Иудеи-консерваторы, как обычно, носят кипу лишь  в синагоге и во время еды. В еврейской традиции покрытая голова – это и знак божественного по-кровительства, и знак собственной покорности перед Создателем. Но-шение ермолки есть обычай, а не закон. Нигде в Торе и Талмуде мы не найдем предписания покрывать голову. Языческие жрецы также стояли перед жертвенником и алтарем с покрытой головою. Жрецы зоро-астрийского культа огня носили шлемовидные шапки, “чтобы прикрыть волосы и бороду”, так как  “было необходимо в целях ритуальной чи-стоты” . Римский гражданин, принося жертву, покрывал свою го¬лову тогой. Этот обычай служил символическим выражением благоговения к божеству, на которое смертный как бы не дерзал и взирать в сознании своего недостоинства. Здесь, повторялось то же самое, что происходило в обыкновенной гражданской жизни в отношениях раба к своему госпо-дину. В Священной истории Моисей и Илия закрывают лицо свое, когда видят явившегося им Бога. Серафимы, как рассказывается в видении пророка Исаии, покрывали лица свои крылами в виду величия славы Иеговы.
Правда, головная повязка, или покров, вручались и римским невольни-кам, когда их отпускали на волю, и гладиаторам – при их освобожде-нии, как знак их независимости, однако, этих головных покровов они не носили и ходили с открытыми головами. Гай Юлий Цезарь, прося у се-ната позволения носить на голове поднесенный ему гражда¬нами лавро-вый венок, руководствовался при этом больше не побуждением често-любия, но желанием скрыть облысевшею голову. Об императоре Адри-ане  известно, что он, совершая свое 17-летнее путешествие по разным странам своей Империи, никогда не появлялся публично с обнаженной головой. Вопреки иудейской и языческой традиции христианин, по за-поведи апостола, должен являться в храм с открытой головою. Не с рабским страхом, но с чувством свободы, дарованной искуплением, с сознанием своего сыновства должен он яв¬ляться пред Богом, по смыслу апостольского послания. Что касается женщины, то она, по правилам восточного этикета и требованиям религиозной морали, могла являться в собрание не иначе, как с покрывалом на лице.  В этом костюме приво-дили невесту к ее жениху. Например, Ревекка – жена Исаака – закрыва-ла покрывалом свое лицо при первой встрече с ним.
Как строго смотрели за соблюдением этого закона женщиной, видно из того, что некто Сульпиций Галл  развелся со своей же¬ною, когда узнал, что она позволяла себе являться в со¬брание с открытым лицом. Лишь в античной Греции девушки пользовались преимуществом до замужества ходить с  не покрытой головой и без покрывала на лице и в этом виде позволяли себе являться на общие собрания христиан в Коринфе. Апо-стол Павел находил этот обычай неприличным и требовал, чтобы и де-вицы, как и замужние женщины, участвовали при богослужении с по-крытой главою. Этот обычай должен был служить выражением подчи-нения жены мужу и вместе ограждением присутствующих от соблазна женской красоты и самой женщины от возможного блуда. Женщина, го-ворит Павел, должна носить на го¬лове своей символ власти мужа над нею, в виде по¬крывала, “для Ангелов” (1 Кор. 11:10). В древние време-на это апостольское правило Церковь соблюдала со всею строгостью. После того, как девушки, в силу предоставленного им античным зако-нодательством права приходить в церковь с непокрытою головой, или, как выражается Тертуллиан, стали позволять себе «находиться в собра-ниях, чтобы видеть других и себя показать, чтобы выставить на прода-жу целомудрие» , строгий моралист выступил с особенным сочинением о том, что девицы должны носить на лице своем покрывало. В этом трактате между другими доводами он старался употре¬бить в дело и распространенное в древности воззрение на покрывало, как на принад-лежность обрученной молодой особы, потому что, по его понятию, хри-стианские девушки чрез крещение обручены Самому Христу, как свое-му жениху.
Вообще, плат в христианстве имеет глубоко символическое значение защищающего покрова. Из широко известных примеров можно указать на вуаль, как на покрывало для головы или лица в европейской среде. По преданию, вуаль христианской святой девы-мученицы Агаты, например, обладает чудодейственной силой защищать от вулканических потоков лавы. Вероника своим покрывалом вытирала пот с лица Хри-ста, когда он нес свой крест на Голгофу. Божия Матерь сняв с Себя омофор (головное покрывало), покрывает им Влахернскую церковь, защищая молящихся в ней людей от нападения русов.  Здесь следует отметить и закутанную в покрывало аллегорическую фигуру Целомуд-рия в средневековом христианском искусстве.
На символике головного покрова осно¬вывается и употребление мона-шеского покрывала  – апостольника – вместе с обрезанием волос. И тот, и другой обряд служат знаком верности обрученной своему мужу. Как известно, волосы во многих традициях считались источником жизнен-ной силы. Поэтому женщины не должны были на людях показывать свои волосы, им следовало их тщательно скрывать от посторонних взо-ров. Эта традиция существовала и в России, где замужняя женщина должна была всегда скрывать свои волосы. С открытыми волосами могли ходить лишь незамужние. По христианскому понятию, лишив-шись волос – лучшего своего украшения, – женщина становится как бы обесчещенной в глазах своего окружения, теряет одно из преимуществ своего пола и тем побуждается крепче и сильнее быть верной своему не-бесному Жениху – Христу.  Постепенно это церков¬ное установление стало приходить в забвение, особенно странах католического мира, на Балканах и в Греции. В приводимом нами апостольском правиле реци-дивировалось античное представление о женщине. Разумеется, не малую долю уча¬стия в приложении этого правила к христианской практике имели мотивы морального свойства, которыми было вызвано и отделе-ние мужчин от женщин во время богослужений и строгий надзор за по-ведением тех и других посредством диаконов и диаконис.
О чем же свидетельствует Ангелам этот знак “покровения женских глав”? Конечно не о замужестве, носящем этот знак. Писание явно ука-зывает, что это знак, заключает в себе свидетельство о власти мужа над женой, а не о самом факте замужества. То есть, женщина, покрывающая свою голову, свидетельствует Ангелам о своем добровольном подчине-нии мужу. Она как бы говорит этим знаком: “Я покрываю голову, так как не стремлюсь быть главою. Я принимаю мужа как своего главу, да-же если он и не заслуживает этого, но я подчиняюсь, прежде всего, иерархии, данной людям Богом, а не заслугам мужа и своим рассужде-ниям”.
Промысел Божий распорядился так, что социальная активность (реали-зация функций добытчика, кормильца, защитника семьи и т.п.) мужчин – за пределами стен дома, а место женщин – преимущественно у семей-ного очага и около детей, что, следовательно, покров на главе и длин-ные волосы больше соответствуют женской (вспомогательной) природе.




Литература

Кинжалов 1999 - Кинжалов Р.В. К реконструкции древнегреческого свадебного обряда // Астарта. Вып. 1. Культурологические исследова-ния из истории Древнего Мира и средних веков: проблемы женственно-сти. СПб., 1999.

Киреева Е.В. История костюма. Европейские костюмы от античности до
XX века. М., 1970.

Липе Ю. Происхождение вещей. Из истории культуры человечества / Пер. с нем. В.М. Вахта. Смоленск, 2003.

Рабинович М. Г. Древняя одежда народов Восточной Европы.  М.: Наука. 1986.

Русский народный свадебный костюм. Горожанина С., Зайцева Л. М.: Культура и традиции. 2003.

Томилина Л.Б., Шарков И.Г. Головные уборы духовенства как элемен-ты церковной миссии и предметы сакрального искусства // в сборнике: Макарьевские чтения. Материалы X международной научной конфе-ренции. 2015. С. 328-334.


Рецензии