Тюренн в роли Вобана
1. ТЮРЕНН В РОЛИ ВОБАНА: СБОРНИК СОВЕТОВ ПО ОСАДНОЙ ВОЙНЕ
Рассказывая о военных принципах Тюренна, историки любят цитировать его знаменитый совет, испрошенный Конде:
«Производите мен;е осадъ и вступайте чаще въ бой, коль скоро вы довели собственную армію до превосходства надъ непріятельскою въ числ; и качеств; войскъ». Так он передан в переводе Н. С. Голицына [1, с.1**]. Через две страницы Голицын снова приводит эту же цитату, только на французском, как будто не замечая сходства с цитированной ранее: «Въ 1674 г. Конде спрашивалъ его, какъ ему д;йствовать противъ принца Оранскаго? Тюреннь отв;чалъ ему: «Faites peu de siеges et donnez beaucoup de combats»… Подобное суждение, по мысли цитирующих его историков, имеет важнейшее значение и укрепляет образ Тюренна как прогрессивного военачальника, желавшего покончить с рутиной бесконечных осад. Так, еще задолго до М.Робертса французский биограф Тюренна Ж. Руа (1844-1914) рассуждал о «военной революции» в Европе и называл Тюренна среди первых ее «революционеров» [2, p. 4*]. Другой исследователь, полковник австро-венгерского генштаба Нойбер, также выказывал восхищение Тюренном при анализе вышеупомянутого совета : «…Es ist also klar, da; die Armee im freien Felde selbst damals und dort, wo man ;ber eine Unzahl von Festungen gebot, der Haupttr;ger des Krieges blieb. W;hlte man nicht sie zum Hauptobjecte, so konnte man leicht selbst von einer bedeutend schw;chern, feindlichen Armee aufgerieben werden. War aber die Armee im freien Felde geschlagen, dann konnte sie ihren Festungen, wie es eben gezeigt wurde, nicht mehr beispringen. Es blieb ihr in den meisten F;llen nichts anderes ;brig, als sich zu theilen und mit diesen Theilen die Besatzungen der bedrohtesten Festungen zu verst;rken. Das lehren denn auch die ineisten Theoretiker der damaligen Zeit, das thaten die meisten der an der Spitze damaliger Armeen stehenden Feldherren. In diesem Rahmen mu; man Turenne's obigen Rathschlag betrachten, und wird dann bewundernd anerkennen m;ssen, da; er eine Ausnahme in jener Zeit war, welche den rechten Weg auch in dieser Beziehung zeigte» [3, S. 3*-41].
Этот же совет цитировался наперебой во время конференции 1975 г. «Тюренн и военное искусство» – докладчики доказывали, что « l'opposition de Turenne ; la guerre de si;ges est totale…» [4, р. 2*; ср. 23*], что «sous Turenne tout сomme sous Montecuccoli, la lutte pour les places fortes se transforma peu ; peu en une guerre de mouvement» [5, р. 2*], и даже пытались выяснить время и обстоятельства, при которых сложилось тюренново отвращение к осадной войне.
Мнение о Тюренне как о презирателе осад, как об ищущем битвы новаторе живет и поныне, свидетельством чему недавняя статья А. Сакки про военный вклад Тюренна: «Il d;conseille la guerre de si;ges et affirme son id;e ma;tresse : il faut se d;fendre par l’offensive» [6, p. **2; ср.: р.**0].
При цитировании историками столь важного для репутации Тюренна совета, что примечательно, редко указывается контекст и практически никогда - первоисточник. А это необходимо знать, чтобы представлять, когда, в какой конкретной ситуации и в связи с чем прозвучал этот совет. Те же Голицын с Нойбером хотя бы указали дату - 1674 г., но не сообщили источник. Очевидно, они оба позаимствовали и фразу, и дату из книги Рамзая. Тот привел ее в первом томе биографии Тюренна [7, р. 4**]. Первоисточником же является французский литератор - Шарль Марготель де Сен-Дени, сеньор де Сент-Эвремон. Он написал «Похвалу Тюренну», в которой поведал о том, как Конде очень уважал Тюренна и как во время совместных кампаний в Германии (т.е. 1644-45 гг.) он словно ученик наблюдал за ним, «cherchant ; profiter non-seulement de ses actions, mais de ses discours». Далее Сент-Эвремон вспоминает услышанное:
«Il me souvient qu’il lui demandoit un jour, quelle conduite il voudrait tenir dans la guerre de Flandre. «Faire peu de si;ges, r;pondit M. de Turenne, et donner beaucoup de combats. Quand vous aurez rendu votre arm;e sup;rieure ; celle des ennemis, par le nombre et par la bont; des troupes (ce que vous avez presque fait par la bataille de Rocroi) ; quand vous serez bien ma;tre de la campagne, les villages vous vaudront des places : mais on met son honneur ; prendre une ville forte, bien plus qu’aux moyens de conqu;rir ais;ment une province. Si le roi d’Espagne avoit mis en troupes ce qu’il lui a co;t; d’hommes et d’argent ; faire des si;ges et ; fortifier des places, il seroit aujourd’hui le plus consid;rable de tous les rois » [8].
Заметим, что Сент-Эвремон не указывает точной даты совета («un jour»), стало быть, привязка Рамзая – и всей последующей историографической братии – к 1674 г. является лишь его собственным предположением. Нестыковки такой датировки налицо: Тюренн говорит про войска испанского короля, а в 1674 г. – в разгар Голландской войны - главным противником французов во Фландрии были отнюдь не испанцы. Далее, Тюренн называет победу Конде при Рокруа как явно недавнее событие, иначе какой резон поминать битву, случившуюся 30 лет назад? Можно было бы тогда и Ланс вспомнить. Да и зачем Конде нужно было испрашивать совет по войне во Фландрии, если он сам уже воевал там в 1640-х и 50-х, и лично Тюренн преподал ему и испанцам достаточно наглядных уроков стратегии и тактики (что намного лучше всяких советов). Гораздо вероятнее, что речь идет все о том же периоде совместных кампаний Конде и Тюренна в Германии, т.е. 1644-45 гг., о котором говорил Сент-Эвремон. В 1646 и 1648 гг., с перерывом на Лериду, Конде как раз действовал во Фландрии, так что он вполне мог расспросить Тюренна, уже воевавшего на этом театре, правда, в гораздо более скромном качестве, чем командующий армией.
Мог, но спросил ли? Испрашивание советов не вполне вяжется с образом самостоятельного и решительного герцога Энгиенского. Не забудем и то, что Конде в качестве командующего армией дебютировал ровно на одну кампанию раньше Тюренна. Если он уже перед битвой при Рокруа не внял мнению своих старших и более опытных советников, то после триумфа 1643 г. тем более был сам себе стратегом. Ему ли, герцогу, одолевшему испанцев в большой битве, осведомляться у виконта, не имевшего пока в активе единолично выигранных баталий подобного масштаба? С другой стороны, если отойти от стереотипов о характере Конде, такое обращение к Тюренну вполне могло быть – возможно, не в той форме, какой представил ее Сент-Эвремон.
При комментировании этого совета историки обращают внимание еще и на то, что под словом «combat» имелась в виду вовсе не крупная битва, а скорее бой [9, S. 5**]. В связи с этим в немецких переводах цитаты используется слово «Gefecht» вместо «Schlacht». В то время как некоторые историки старались с помощью рассматриваемой цитаты изобразить Тюренна предтечей Наполеона, при такой трактовке совет приобретает совсем иное звучание… Французский военный историк Ю. Камон пошёл еще дальше: по его мнению, Тюренн, дав множество «combats», провел всего одну «bataille rang;e» (дискуссионное утверждение) [10, р. 1*0]. Камон, бросая вызов всей французской историографии, считал военную систему Тюренна вполне типичной для его эпохи, а типичность по Камону заключалась в избегании сражений от греха подальше…
Так мы подошли к главному вопросу: следовал ли сам Тюренн совету, вежливо данному им Энгиену? Рассматривал ли он этот принцип только для Фландрии или считал универсальным?
В Испанских Нидерландах Тюренн и Конде воевали в 1650-е и сходились в бою нечасто, в среднем - один раз за 2 кампании, непременно по четным годам. Общий счет по встречам – 2:1 в пользу Тюренна. А вот осад за этот период оба полководца предприняли на порядок больше. Собственно, все три сражения Тюренна и Конде стали следствием осад: один осаждал, а второй спешил на помощь осажденным. Клаузевиц в своих заметках о походах Тюренна подчеркивал замешанный на осадах характер войны той эпохи и в качестве примера брал поход 1658 г.: «Er f;ngt mit der Belagerung von D;nkerke an, die Verb;ndeten wollen es entsetzen, das hat die Schlacht an den D;nen zur Folge; nach dieser sehen sich die Verb;ndeten au;er Stand das Feld zu halten, sie l;sen ihre Armee auf und verlegen sie in die festen Pl;tze. Nun nimmt Turenne nach mehr oder weniger kurzen Belagerungen nach und nach D;nkirchen, Bergues, Dirmuyde, Gravelingen, Oudenarde und Ypern. Au;erdem ohne Belagerung Menin, Grammont und Ninove» [11, S. 167]. Итого получаем, что в кампании 1658 г. у Тюренна на 1 полевое сражение пришлось 6 осад. Кампании нечётных лет, как мы помним, сплошь состояли из одних осад. Такое ли соотношение Тюренн имел в виду, советуя меньше увлекаться осадами в пользу боев?
«НАСТАВЛЕНИЯ, ЛИШЕННЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЙ»: ОСАДНАЯ ВОЙНА ПО «MEMOIRES SUR LA GUERRE»
Про «Мемуары» Тюренна знает почти любой, кто мало-мальски знаком с его биографией. А вот про загадочный труд «Memoires sur la guerre» («Записки о войне») слыхивал даже не каждый биограф Тюренна, особливо отечественный. Его редко поминают в историографии, а если и поминают, то путают с собственно «Мемуарами» [например, 9, S. 53]. Похоже, только Беранже в биографии 1987 г. наконец обратил на него должное внимание.
Cей труд неожиданно всплыл в 1738 г. на волне интереса к Тюренну, вызванному публикацией биографии маршала пера Рамзая, а вместе с ней и «Мемуаров».
На разных экземплярах этого труда в качестве места издания указаны три разных города. Компанию сочинениям Тюренна в этой книге составили разнообразные записки по военным вопросам, написанные в 1736. Полное название парижского варианта:
M;moires sur la guerre: tir;s des originaux de M. de T… avec plusieurs m;moires... [12]
В гаагском издании не стали шифроваться и написали все слово целиком: «Turenne».
В качестве «извлекателя» этого труда «из оригинальных бумаг» маршала называют два разных человека. Когда и при каких обстоятельствах он был написан – неизвестно. Само содержание его тоже вызывает некоторое удивление, вот почему историки, искавшие в нем откровения на уровне работ военных классиков, не скрывают своего разочарования: труд этот «n'atteint pas le niveau des Oisivet;s de Vauban ni des R;veries du mar;chal de Saxe» [13, р. ***]. Уже автор предисловия к данной книге признавал: «Ce ne sont que des preceptes denues de reflexions, mais dont on apper;oit toute l’utilite au premier coup d’оeil». Сочинение разбито на 7 глав, начиная с «Обязанностей генерала» и кончая «Обороной крепостей», носит теоретический характер и начисто лишено каких-либо примеров, отсылок к конкретным событиям и географических привязок.
Стоит ли признавать авторство Тюренна? Беранже в нем не сомневается. Однако, этот труд содержит лексику, не то чтобы несвойственную маршалу (по этому поводу нужно отдельное исследование), но не встречающуюся в письмах и «Мемуарах».
Впрочем, если считать «Записки» Тюренна подлинными, складывается интересная картина: человек, который советовал меньше увлекаться осадами и давать больше боев, уделил почти 100 страниц (из 170) крепостям и вопросам осадной войны, в то время как сражениям посвящена всего одна статья третьей главы (28 страниц). Четвертая глава - «Des Places de Guerre» - состоит из статей про цитадели (какими должны быть и как устроены), про «хорошую фортификацию» (различие между Places r;guli;res и Places irr;guli;res, каких размеров должны быть бастионы, какой должна быть куртина, как должны быть прикрыты ворота, когда предпочесть ров с водой, а когда – без; про эскарп и контрэскарп, внешние постройки и т.д.). В пятой главе – De la Garde d;s Places – устанавливается, сколько солдат нужно для гарнизона, сколько раз в сутки менять работы часовых, на сколько выстрелов нужно запасаться порохом для каждого вида орудия, что входит в обязанности коменданта и т.д.
В шестой главе говорится об атаке крепостей. Тюренн дает собственную классификацию способам завладеть укрепленным пунктом. Первый способ - les coups de main – несмотря на буквальное свое значение все же больше соответствует нашему понятию «штурмы». Автор подробно расписывает, какие войска необходимы для нападения, как его подготовить, как атаковать днем, а как – ночью, отмечает важность петард: «Il est assez rare de les (штурмы) voir reussir sans le secours du Petard». Тюренн специально поясняет, что такое петарда и как ею пользоваться в атаке. Второй способ можно было бы назвать «троянским конем» - Тюренн пишет про способы проникновения в крепость: посредством хитрости, «засланных казачков» и др. Расчет на предателей всплывает довольно часто: «On a des intelligences secretes dans une Place, avec quelques Habitans , Officiers , ou Soldats, gagnes par argent, ou par promesses». Не брезгует Тюренн и блефом (другое название – информационная война): «Apres un combat indecis, on jette la terreur dans une Place ; & on en intimide le Commandant , en feignant par de faux trophees, comme de Drapeaux, d’Etendarts, & de Prisonniers, qu on vient de gagner une bataille. On somme le Gouverneur de se rendre , en l’avertissant qu’il n’a plus de secours ; esperer».
Для самого распространенного способа - осады - Тюренн рекомендует внезапность и тщательную подготовку. «Ayez un plan exact de la Place ; faites provision de tout ce qui peut vous etre necessaire pendant la duree du Siege». Кавалерия при осаде получают отдельную задачу. И снова про важность «intelligence»: «…t;chez d’avoir quelqu’intelligence au dedans , soit avec quelque Habitant , soit en y glissant des Espions». Против подошедшего извне противника для помощи осажденным рекомендуется действовать по ситуации: «…il faut l’attendre de pied ferme dans vos retranchemens , ou aller au devant de lui, ou faire l’un & l’autre…». Дальше - подробно про технику осады: траншеи, использование малых фортов и редутов, батареи, использование бомб, апроши, действия после подведения подступов.
Тюренн призывает подходить к методам атаки при осаде не шаблонно. Отдельно остановился он также на преодолении рва, рытье подкопов и подготовке атаки через брешь.
Рассказав о взятии крепости, Тюренн в последней главе переходит к проблемам ее обороны.
Советы Тюренна по опустошению вражеской территории хорошо объясняют разорение Пфальца и подбрасывают почитателям Тюренна пищу для размышлений. Здесь подробно об обязанностях коменданта по поддержанию обороноспособности крепости. Учитывая большое внимание Тюренна к поиску предателей среди горожан при осаде крепости, неудивительно, что при обороне он советовал: «il doit se defier des gens , qui ont coutume de disparo;tre de tems en tems»; и несколькими страницами ниже про контрразведку: «Ne souffrir dans la Place aucune personne suspecte : traiter avec la derniere rigueur les Espions, que vous decouvrirez, pour intimider les autres». Коменданту посоветовано крепить дисциплину среди солдат, а когда город осажден врагом, надо заставить «jurer & signer aux Chefs & Soldats de votre Garnison une Declaration, par laquelle ils promettent de vivre & de mourir enlemble». В целом к коменданту высокие требования: « un Gouverneur exact &: prudent pense ; tout , pourvoit ; tout, tant ; ce qui a ete prevu , qu’; ce qui n’a pu l’etre». Тюренн рекомендует вылазки против осаждающих, описывает задачи и технику их выполнения; перечисляет способы se retrancher; проявляет внимание к тяготам воинов («il faut avoir dans les retranchemens le double de Soldats oui changeront, & raffrafohiront les premiers…» ). Любопытными являются конкретные указания Тюренна комендантам заботится о поддержании морального духа солдат во время боя. Даже для самого печального итога осады – сдачи крепости – у Тюренна припасены рецепты коменданту.
Дав указания осаждающему и осажденному, Тюренн обращается к третьей действующему лицу – командиру, спешащему на помощь осажденному пункту. Здесь, помимо простых советов, он снова рекомендует дезинформацию («repandre le bruit qu’on a une armee nombreuse & formidable… L’Ennemi est intimide ; la consternation se repand dans son Camp & & il leve quelquefois le Siege avec precipitation»).
* * *
Из всего сказанного и процитированного выше становится очевидной необходимость пересмотра устоявшихся в историографии (за исключением разве что Камона) убеждений о роли осадной войны у Тюренна и в целом его отношения к ней как в теории, так и на практике. Приписывать Тюренну "революционные" идеи в области стратегии на основании одного-единственного совета, данного другому человеку для конкретного географического района в конкретной военно-политический обстановке кажется не совсем обоснованным. Вместе с тем, впадать в другую крайность и считать, что стратегия Тюренна - плоть от плоти стратегии его эпохи, чертами которой являются увертывание от крупных битв и пресловутая "jeu de barres", как иронично характеризовал тогдашнюю войну Ю. Камон, тоже было бы неправильным. Внимание полководца к осадной войне ещё не означает отрицание больших столкновений в поле, не исключает элементарного баланса между ними, а потому самое время перейти ко второй части совета - «…donner beaucoup de combats», т.е рассмотреть битвы Тюренна и разобраться, действительно ли у него было все так плохо с количеством проведённых batailles rangees , как то полагал Камон.
1. Голицын Н. С. Великие полководцы истории. Часть 2. СПб, 1875.
2. Roy J. Turenne, sa vie et les institutions militaires de son temps. Paris, 1883.
3. Neuber Carl A. Turenne als Kriegstheoretiker und Feldherr. Wien, 1868.
4. Cousine A. La campagne de 1674-1675 du Mar;chal de Turenne // Turenne et l’art militaire. Paris : les Belles-Lettres, 1978.
5. Foerster R . Turenne et Montecuccoli . Une comparaison stratеgique et tactique // Turenne et l’art militaire.
6. Sacchi Н. L’apport de Turenne dans l’еvolution de la conduite et l ’organisation de l’armее // Nouveaux regards sur Turenne. Actes du colloque tenu les 17 et 18 septembre 2011 а Sedan. Annales de l’Est num;ro sp;cial 2011, Annales de l’Est/SHAS, 2013.
7. Ramsay Andrе Michel. Histoire du vicomte de Turenne. V. 1. Paris, 1735.
8. Oeuvres de M. de Saint-Evremond, publiеes sur ses manuscrits… T. 1. Amsterdam, 1726.
9. H;fer E. Das Ende des Drei;igj;hrigen Krieges. Strategie und Kriegsbild. K;ln/Weimar/Wien. B;hlau. 1997.
10. Camon Н. Deux grands chefs de guerre du XVIIe siеcle. Condе et Turenne. 1933.
11. Clausewitz Carl von. Hinterlassene Werke ;ber Krieg und Kriegf;hrung des Generals. Berlin, 1837. T. IX.
12. Mеmoires sur la guerre: tirеs des originaux de M. de T… avec plusieurs mеmoires concernant les hopitaux militaires, prеsentеs au conseil en l'annеe 1736.
13. Berenger J. Turenne. Paris : Fayard , impr. 1987.
Свидетельство о публикации №219080201663