Резня и песня на крови-5

Фрагмент рассказа «Резня и песня на крови». Рассказ – номинант национального конкурса «Георгиевская лента».

Северо-Западный фронт. Новгородская область. Западный берег реки Полисть в 90 километрах южнее Старой Руссы.
19, 20, 21 августа 1943 года.
 
          Если внимательно изучить фронтовые сводки тех лет относительно происходивших событий, можно реально ощутить в хронике правду о беспощадном и жестоком бое у реки Полисть. Мороз по коже. Как ни крути, а в жутком противостоянии подчистую были выбиты все три гвардейских усиленных стрелковых полка, каждый с максимальной численностью. Они прибыли из резерва после отдыха, имели повышенное количество личного состава, были неплохо вооружены, имели полнокровные хозчасти, в достатке наличествовала конная тяга и механизированная техника.
          Практика тех лет была такова, что стрелковые полки перед планируемым наступлением наращивали численность состава, которая могла доходить до 1500 человек и, даже, больше. По всему выходит, что в смертельное наступление пошло не менее 4500 человек гвардейской дивизии. И это только количество стрелков первой линии нападения.
          С высоты прожитых лет, когда улеглась в душе обида за учинённый разгром, интересно узнать правду, какие были сделаны выводы и предприняты действия после позора, стыда и горя, которые учинил командир 7 гвардейской стрелковой дивизии, на то время полковник Михаил Эммануилович Москалик. Разбор «полетов» по результатам и последствиям неизбежен. К сожалению, в архивах многого найти невозможно. Нет пульса времени. Единственное, что осталось на поверхности той неприглядной истории, это память участников кровавой бойни.
          Зачастую, для выполнения местной задачи формировалась обособленная группа войск или корпус. После достижения цели или без такового результата, временное формирование подлежало разукомплектованию. И всё. Концы в воду. Не найти теперь ни крайних, ни виноватых, если не отыщутся данные о горе-отцах-командирах временного соединения. Нас интересует упомянутая во фронтовых журналах «Северная группа» войск. Именно начальники новообразованной группировки, как мне кажется, спланировали заведомо неудачный штурм на западном берегу реки Полисть. Не нашлось там осторожных, тем более «продвинутых» командиров. В результате была тяп-ляп организованная в том числе силами 7 гвардейской стрелковой дивизии наступательная операция. Неискушонные, доверчивые исполнители пытались осуществить тактическую, сиюминутную победу в русле реки Полисть 19, 20, 21 августа 1943 года. 
          Стрелковая дивизия Красной армии на бумаге была сверхэффективна. Численный состав составлял по штату 14483 человека личного состава. Но человек на войне без технологической поддержки становился «пушечным мясом». Чтобы не случилось худшего расклада, в дивизии обязан был иметься целый артиллерийский арсенал. Смотрите сами и удивляйтесь:
- 78 полевых орудий 
- 54 противотанковых пушек
- 12 зенитных орудий калибра 85 мм (необычайно эффективны при прямой наводке против танков, при поражении дотов и дзотов, бронеколпаков, поражали башенную броню любого танка, вплоть до «Тигра»)
- 150 миномётов
- 13 бронеавтомобилей и танков, но некоторые дивизии имели по 60-70 танков и бронемашин.   
          7 гвардейская стрелковая дивизия после переукомплектования и отдыха была снабжена техникой, оружием и боеприпасами согласно штата или, как говорили «по полной программе». Хорошо. Согласимся. Но тогда у меня возникают большие вопросы к тактическим частям и подразделениям стрелковой дивизии.
          1). Например, 4 гвардейская разведрота и лично её командир капитан Скрябин. Неглупый должно был мужик? Довоевался живым аж, до 1943 года. Но  почему-то при организации смертельной высокожертвенной атаки не определил пути благоприятного движения наступающих красноармейцев и тем более пути их возможного отхода. Именно после его разведки был выбран убийственный для красноармейцев вектор наступления вдоль русла реки Полисть, как единственно правильный. В свою очередь, штаб дивизии этот, далеко не безупречный путь утвердил, потому что должного альтернативного варианта выдвинуто не было. Что это было, глупость или случайность?
          2). Бог войны артиллерия просто обязана была расчистить огнем плацдарм для продвижения стрелковых полков. Как получилось, что все подразделения дивизионного артполка бездействовали? Чтобы читатель понимал, какая огневая мощь имелась  реально в 7 гвардейской стрелковой дивизии, перечислю вооружение её 25 гвардейского артполка:
- 54 пушки 76 мм, из них полковых-36 штук, батальонных-18 штук по 6 в каждом батальоне
- 28 шт гаубиц 152 мм
- 50 шт гаубиц 122 мм
- 69 шт. полковых минометов 120 мм.
- 54 шт ротных миномета 82 мм
- 27 шт  взводных минометов 50 мм
- 12 шт зенитных пушек 
          Не вызывает сомнений, что именно 85 мм зенитные пушки на прямой наводке, были потрясающей мощью и поддержкой при наступлении на ограниченном плацдарме. Попадая в цель, её снаряд с корнем вывёртывал, пробивал самый укреплённый оборонительный редут, отрывал с потрохами башню любого врытого в землю танка.
          54 пушки калибра 76 мм и 12 зенитных пушек. Именно эти орудия должны были стать самыми эффективными при штурме. В связи с наличием болота и ограниченным плацдармом их в первую очередь необходимо было установить на прямую наводку. Желательно на плоты, а плоты следовало закрепить на телеги, чтобы толкать по мелководью. И вперёд! В действительности получалась бы сверхэффективная огневая поддержка в виде 51 ствола прямой наводки. Именно эти орудия должны были в пух и прах разбить вражеские дзоты. С корнем вырвать бронеколпаки. Сокрушить, пока не отвалятся башни у врытых в землю танков (если таковые были в наличии при обороне у фрицев).
          В свою очередь 27 гаубиц и плюс 170 миномётов отутюжили бы 1 и 2 линию обороны врага. В клочья могли разнести блиндажи и окопы фашистов. Без вариантов и в хлам!
          Согласитесь, такой ударной огневой силищей целый город снести можно. А здесь была всего лишь локализованная болотами да лесами ограниченная группировка противника. Хотя бы два часа огневого налета и большой кирдык немецкой обороне, «пипец» полный подразделению вермахта. Однако у меня возникает провокационный вопросик и сразу же ответ на него:
          - А был ли боекомплект для орудий у Москалика?
          Ужасно предположить. Но, вероятней всего, снаряды попросту не успели доставить на «передок». Не пропил же полковник боекомплект целого артполка во время перегруппировки своей дивизии? Ведь по жизни, в практике боевых действий в частях и подразделениях полного снабжения пушек никогда не существовало. Никогда. Или, на крайняк, катастрофически не хватало. И в 1941 под Смоленском, и в 1943 под Старой Руссой, и в 1945 под Берлином на Зееловских высотах, и в конце мая 1945 года на Курляндском плацдарме у Рижского залива. Покажется смешным, но именно в Прибалтике Красная армия в конце войны билась на абсолютном артиллерийском «подсосе». В конце мая 45-го дистанционно нечем было 7 гвардейской дивизия в составе группы войск дожать остатки частей прижатого к воде противника. К великому сожалению, и там фрицы выскочили из-под пресса. Окончательно прихлопнуть гансов не удалось. Большая часть из двухсоттысячной группировки успешно драпанула на подручных плавсредствах в сторону Финляндии, Швеции и даже сдавшегося к тому времени Кенигсберга. Не водилось даже в конце войны за РККА огневой мощи. Никогда. Это только в показушной кинохронике артиллерийская лавина огня. А в реальности, в лучшем случае, по 3-5 выстрелов на орудие. Чего было тратиться, маяться с трудоёмким и дорогостоящим подвозом боеприпасов на линию атаки? Дорого, долго и катастрофически не хватало железнодорожных вагонов. Вышестоящие начальники предпочитали закидать немца мясом,  залить кровищей простого солдата. Враг сам задохнётся от пролитой красной кровушки русских людей. Не мытьём, так катаньем придушим супостата. Ну-ну…
          3). Довеском, окончательно добившем обороняющихся немцев, могла бы выступить штурмовая авиация, на языке наших политработников «черная смерть» (немцы наши развалюхи, штурмовики «ИЛ-2» никогда так не называли, это чистой воды миф). Кстати, в сводках об авиации ни слова!
          Возникает, даже очень резонный вопрос к организаторам провальной операции:
          - И что ж вы, милые красные командиры полезли на рожон, если должным образом не подготовились к наступлению? Если были не готовы, нечего было соваться в смертоубийственную атаку...


Рецензии