Ты помнишь, как все начиналось...

  В сборнике, посвященном истории угольной промышленности Приморья, в главе первой немало фактов, исторических лиц и событий, связанных с началом становления моего поселка, особенно с досоветским периодом, который в общедоступных изданиях освещается достаточно скупо.
  Сборник обобщил вехи становления угольной промышленности...
  Так ... развитие угольной промышленности Приморья началось почти одновременно с заселением и развитием края. По Пекинскому договору 1860 года Уссурийский край, как тогда называлось Приморье, отошел во владения России.
  ... возникла необходимость защищать русские владения на Дальнем Востоке. Для этого нужен был флот, которого на Дальнем Востоке практически не было. В 1855 году Охотская флотилия насчитывала в своем составе фрегат "Аврора", корвет "Оливуца", транспорты "Двина", "Байкал", "Иртыш", боты "Кадяк" и №1.
  ... История распорядилась так, что первыми исследователями Приморья стали моряки, искавшие хорошее топливо для флота. Генерал- губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев-Амурский, первый комендант поста Владивосток лейтенант Е.С. Бурачок, капитан И.Ф. Геркавский, майор Н.Н. Хитрово, открыватели руководили обследованием и разработкой выходов угля в заливах Посьета, Амурском, Уссурийском, в бухте Золотой Рог, в устье реки Суйфун (ныне река Раздольная).
  В 1861 году майор Н.Н. Хитрово обследовал выходы угля в Амурском заливе. В рапорте генерал - губернатору Н.Н. Муравьеву - Амурскому 8 апреля 1861 года он писал:"прибыв в порт Владивосток, я от китайцев осведомился о местонахождении  каменного угля... 24 марта мне удалось открыть пласт каменного угля, до сих пор никем не описанный. Копи сии названы "Николаевскими" в честь вашего сиятельства. Они находятся в Амурском заливе в 8 верстах к северу от реки Суйфун... Уголь как полагаю, еще даже лучше Посьетского".
  В 1864 году горный инженер Аносов опубликовал статью в "Горном журнале" в котором указывал на развитие третичных отложений с пластами каменного угля около устья реки Раздольной. Высказываясь относительно возраста пород, содержащих уголь, он относил их к каменно-угольной формации.
  Направляясь вдоль северного берега Амурского залива для осмотра другого месторождения каменного угля, верстах в 7 не доходя поста на реке Раздольная, оказалось, что угольный пласт лежит у самой воды, берег был крутой, обрывистый, и не было никакой возможности за сильным прибоем подойти к нему на катере. Затем на правом берегу реки Раздольной были осмотрены весьма большие обнажения угольного пласта.
  В начале января 1862 года Бурачок вместе с капитаном Черкавским, озабоченный обещанием начальства заготовить к предстоящей навигации 1 миллион пудов угля, отправились вновь осмотреть места каменноугольных залежей.
  В 1862 году каменноугольные месторождения Амурского залива были осмотрены двумя горными инженерами Лопатиным и Басниным.
 В конце 1867 года Этолин, в то время заведующий морской частью Владивостокского порта, отыскал месторождение каменного угля на левом берегу Раздольнинского лимана в 5 вертсах к северо-востоку от поста Речного и организовал там добычу угля.
  Но не имел в достаточном количестве ни людей, ни сведущего руководителя работ.
  Майор Бабкин, состоявший офицером для особых поручений при управлении войск Приморской области и имевший поручение осмотреть угольные разработки в Новгородском посту и Речном, а в своем донесении отмечает, что к осени 1868 года в Речном было добыто всего 3 тысячи пудов угля.
  Сохранилось довольно точное описание копей на полуострове Речном, данное горным инженером Дейхманом. В 1870 году он сопровождал генерал-адьютанта Сколкова при его поездке в Приморскую область и посетил эти копи. По его словам, залежи близ поста состояли из нескольких пластов на восточном берегу мыса Речного. Разведка двумя буровыми скважинами показала, что пласт падает к северо-востоку и что он предположительно 5 футов толщины. Судя по таким результатам, можно было расчитывать на развитие дела и большую добычу угля, но недостаток средств и крайняя необходимость добыть уголь в скорейшее время, заставили заложить работы по падению пластов для добычи только 16 тысяч пудов угля.
  В посту Речном работы велись три года в 1868, 1869 и 1870 гг. Было добыто 32099 пудов угля, из них отпущено на казенные суда 18705 пудов. Добыча была прекращена из-за недостатка людей и сильного притока воды в угольные копи. Да и по иному быть не могло. Горнотехнические условия Тавричанского шахтоуправления, где впервые лейтенант Этолин нашел уголь, сложные породы кровли и почвы, (т.е. верх и низ пластов) весьма слабые и неустойчивые. склонные к обрушениям. Месторождение относится к сверхкатегорийному по выделениям метана. Угли склонны к самовозгоранию. Ясно, что при этом очень примитивном уровне развития горной техники, представленной в основном кайлом и лопатой, разработка его не могла иметь никаких шшансов на успех.
 Одним из первых обстоятельных геологических описаний Приморья, включая и угленостность, стала работа И. Боголюбского "Очерк Амурского края, южной части Приморской области и острова Сахалина в гаологическом и горнопромышленном отношении", опубликованная в 1876 году. Характеризуя угленостные отложения побережья залива Петра Великого и окрестностей Владивостока, автор автор дотировал их третичным возрастом, а уголь отнес к бурому...
  Этими углями в последующие годы удовлетворялись потребности населения.
  ... В 1882 году купец Федоров сделал пробы на паровой лесопилке, пароходе и паровой мельнице. Они оказались неудачными - много золы. Также  были проведены испытания на пароходе "Байкал", часть угля была отослана на пробу в Шанхай. Отзывы были плохие, уголь значительно уступал японскому, котрый сам не отличался хорошим качеством. в мае 1882 года дело заглохло...
   В 1889 году рядом со своей выработкой Федоров нашел новые угольные пласты. На их базе он развернул работы по добыче угля. В приложении к докладу Приморского генерал - губернатора за 1889 год говорится, что Федоров в этом году добыл 1500 тонн угля, который поставил на суда военного флота по 5 рублей за тонну. С углублением внутрь уголь становился заметно лучше. Шахтеров было 90 человек, исключительно корейцы и китайцы, с одним русским распорядителем работ. При этом Федоров жаловался, что масштабы разработки малы и что "ему мешают развернуться в полную силу ... во-первых, сравнительный недостаток рабочих рук, во-вторых, - малый спрос на уголь при почти полном отсутствии фабричной деятельности в области. Военные суда запасаются углем на Сахалине, склады которого есть во Владивостоке, коммерческие суда запасаются углем в иностранных портах. 
  В 1890 году Федоров добыл только 1100 тонн угля, из которых 1000 тонн поставил на флот по 6 рублей за тонну, а 100 тонн пошло в частную продажу. В 1891 году он добыл 500 тон угля, который продал по той же цене флоту.
  В 1901 году на докладе, касавшегося предложений морского министерства о составе наших эскадр в пограничных водах и довольствиях их, царь написал:"Требую принятия незамедлительных мер для разработки угольных копий. Пора нам на Востоке быть у себя вне зависимости от иностранного угля".
  Кстати, о М. К. Федорове.
  Михаил Кузьмич Федоров 10 декабря 1873 года был утвержден Владивостокским городским старостой. Сменив на этом посту Якова Семенова (первого городского главу).
  ... Основой коммерции М.К. Федорова стала река Суйфун - Раздольная. В 1875 году Михаил Кузьмич построил в устье реки небольшую лесопильню и заимку, в окрестностях которой стал разрабатывать угольные копи. Купив колесный пароходик "Пионер", он совершал регулярные пассажирские рейсы по реке Суйфун, доходя до с. Никольска (Уссурийск). Вскоре Федоров приобрел четыре баржи общей грузоподъемностью 5500 пудов и тем самым расширил свое "суйфунское дело".
  Именно в те времена  сообщение по этой речной артерии помогло переселенцам в кратчайшие сроки заселить и освоить большую территорию Приморья, а в дальнейшем способствовало строительству отрезка Южно-Уссурийской железной дороги. Занимался М.К. Федоров и местными перевозками по бухте Золотой Рог, арендовав у фирмы "Бриннер, Кузнецов и К*", паровой катер "Дружок".
  В книге "Владивосток. Исторический путеводитель" Т. Турманова, А. Хисамутдинова говорится о том, что в память о втором старосте Владивостока названа бухта Федорова на полуострове Шкота (в районе морского госуниверситета), а все тавричанцы знают "Федоровские сопки" на берегу Раздольной, куда мы раньше ездили отдыхать: в 60-е годы было сплошное паломничество за "багульником". По весне северная часть четырех сопок пламенела розовым цветом. Сейчас этого пиршества и красоты нет.Не уберегли. Много грибов, ягоды, хорошая рыбалка и отдых на Иванях. Это местные мопонимы. О Михаиле Кузьмиче и его заимке осталось название "Федоровские сопки".
  Все это остается в памяти людской...


Рецензии