Шуба времен социализма

    - Бабуля, разреши померить твою шубу.               
   
Шуба висела на балконе, сушилась на летнем солнце. Можно ли запретить единственной внучке-красавице такую мелочь. Сонечка приехала на каникулы. Сердце наполняется нежностью, когда Елена смотрит на повзрослевшую внучку. Двадцатилетняя девушка стала настоящей красавицей с длинными прядями шелковых, золотистых волос, чистым открытым лицом и очаровательной улыбкой. Появились поклонники. Девочка наделена многими талантами: блестяще окончив школу, без проблем поступила в университет. Время летит невероятно быстро, Елена уже разменяла девятый десяток, но чувствует себя намного моложе, когда рядом Сонечка, и грустит, когда ее не видит. Мечтает о том, чтобы у внучки все случилось так, как она планирует: свой дом, хороший, ласковый муж, детки и долгая, счастливая жизнь.

   Елена отвлеклась от своих мыслей:               
 
-Надень, конечно, посмотрю, какая ты красавица в шубе. А сама подумала: -Если шуба понравится, подарю, пусть носит. Сколько же лет шубе? Тридцать-сорок?  Когда же все это произошло? Шуба не расскажет ни о себе, ни об истории, случившейся с ней.

Елена вспоминает, как впервые увидела шубу в витрине магазина «Меха», что стоял на углу площади Рынок. Зашла в магазин, на вешалках «красовались» однотонные кроличьи шубки черного цвета. Та, что оказалась в витрине, была единственной в королевстве меха. Продавщица объяснила, что шуба из меха ондатры выполнена по заказу одного высокопоставленного чиновника города для жены. Однако дама, примерив шубу, отказалась ее покупать. Даже цену Елена запомнила – две тысячи четыреста рублей, советских. Деньги немалые. Но шуба! Как хороша! Мечта любой женщины. Наденешь такую красоту до щиколоток и сразу почувствуешь себя королевой.  Каждый день, идя на работу, Елена проходила мимо магазина «Меха» и любовалась шубой. Представление для нее заманчивое и бесплатное. Но не в правилах Елены строить воздушные замки и мечтать о такой несбыточной конфетке, как шуба. У витрины не задерживалась, спешила на работу.      
         
   Сонечка, довольная и разодетая в шубу, подхватила плетеную корзинку, смеясь и балагуря, превратилась в дородную, пышнотелую даму лет сорока:               

   -Извините, господа хорошие, сегодня бал в честь именин дорогого моего батюшки отменяется. Денежки батюшка потратил дочке на шубку.               

   Елена смеялась до слез, а внучка, полная сил и энергии, готова была схватить бабушку за руки и начать танцевать, даря Елене долю счастья. Только сейчас Елена заметила, какой старомодно-смешной выглядела в шубе любимая внучка. Пышно цветущая, женственно- обаятельная Сонечка раздалась в плечах, покрупнела, словно сошла с живописных полотен художника Бориса Кустодиева.               

   Завороженная артистическим даром красавицы, Елена смолчала, продолжала смеяться и   подыгрывать актрисе в ее сценическом образе.

   Ощутив тяжесть на своих плечах, Сонечка бухнулась в кресло-качалку, отдышалась и с блеском в глазах продолжала монолог о причине несостоявшегося праздника папеньки.  Зарумянившееся лицо девушки нежно оттенял темный пушистый мех шубки.               

   -Талантливая девочка талантлива во всем, - думала Елена, - быть бы Сонечке артисткой, она изумительно органична в амплуа субретки, но девочка выбрала для себя такую сложную профессию, как политолог. 
    
   Елену осенила тихая задумчивость, навеянная Сониными сценическими картинками. Мир необратимо изменился: и девушки уже не такие, как раньше, и жизнь не та, и социализм почил могильным сном. Шуба постепенно угасает в старческой немощи, никому ненужная вот уже несколько лет. Зимой висит в шкафу, закрытая в мешке, летом – на балконе прячется от моли. А когда-то было модно носить даже шапки из меха ондатры, члены Политбюро в ондатровых шапках форсили.
    
   Шуба выглядела шикарно, модно и стильно. Елена рада была без памяти. Не одна сотрудница с завистью смотрела тогда на дорогое приобретение Елены. Кто хвалил, кто тискал, кто смотрел на покупку издали и косился с подозрением: откуда, мол, такие средства оказались у скромницы. Да и шубу подобной красоты в магазинах не найдешь. Полки магазинов в то время не радовали красотой и изобилием товара. 
    
   Гардеробщик театра, принимая шубу, с тревогой спросил, натуральный ли это мех, опасался, как бы кто его по этой причине не испортил в его смену. Меха перестали быть, как символом защиты от мороза, так и чем-то нормальным в принципе. Это стало вопросом престижа, мерилом богатства женщины.  Даже шуба из меха ондатры подобной выделки и фасона. Шуба - это тепло, красота и статус. И в статусе нет ничего зазорного. С первого взгляда даже трудно определить, из какого меха она создана. Гладкий переливающийся натуральный мех, словно плюшевый ворс, цветовые оттенки которого органично переходили от темно-коричневого до более светлых тонов. Изделие так и притягивало взгляд, а рука тянулась, чтобы погладить необычайно длинноворсный мех. Особой деталью шубы, придающей ей «изюминку», была огромная, круглая кокетка, как на спинке, так и на груди, с аккуратной стоечкой.  И вместе с тем фасон отличался строгой лаконичностью. Единственным ее недостатком был большой вес, что доставляло определенный дискомфорт во время носки. Но советская женщина еще не то могла выдержать.
    
   Шуба, однако, куплена была совсем не от радости жизни, а по иной причине. От разочарования, боли и терпения. И Елена рассказала внучке историю предательства и прощения.                               
     Мечтаешь о простом женском счастье, а получаешь обман и предательство. Идеальный брак оказался лишь иллюзией, которая разбилась после раскрытия всей правды о двойной жизни супруга.
   Карма вернется, полагаешь, потому что карма - это продукт жизнедеятельности такого механизма как "совесть". И если человек совершил что-то плохое, то заслуженно получит возмездие. Бог шельму метит - внушаешь себе то или иное изречение, когда неожиданно достаешь пощечину от человека, которого любишь и доверяешь, не допускаешь и мысли о предательстве. Одной из самых горьких, жизненных опытов является измена любимого человека. Очевидно, ничто так сильно не вызывает боль, как свидетельство быть нелюбимой и обманутой лицом, которому доверяла. Хотя кто-то скажет, что злые деяния никогда не остаются безнаказанными, справедливость со временем возродится, время лечит и нужно прощать. А пока рассудок заглушен эмоциями. Душу открыть некому. Слишком уважая себя, выяснять отношения с мужем Елена не считала возможным. От отчаяния позвонила свекрови, та прослушала сообщение и бросила трубку. Утром перезвонила со словами: «Не срами моего сына». Выразительного назидания Елене хватило, чтобы понять. Она лишь успела ответить:               
 
- Ваш сын срамит себя перед людьми и перед Богом.               
         
    Испытывая муки ревности из-за измены мужа,  Елена решила отомстить превратному супругу. Ненавистью, злобой или враждой Елена никогда не болела. Наверное, от избытка дум и одиночества в голову приходили различные варианты мщения: привести себя в порядок, выглядеть моложе и красивее той, другой, превратиться в королеву красоты, и дать понять мужу, что он теряет. Или найти ему замену, изменить и почувствовать свою победу. Облить кислотой соперницу, впрочем, подумала, что не стоит тратить драгоценное время на разлучницу, которую видела ничтожной, безнравственной и циничной. Живешь с любимым человеком, уважаешь как самого порядочного, высоко морального, второго такого и не знаешь. И вдруг все оказывается пошлым и нелепым, со вспышками огромного разочарования. Работала на двух работах, занималась домашним хозяйством и дочкой, а муж в это время развлекался на стороне. Переживала измену так сильно, что взяла на работе отпуск и уехала с маленькой дочкой к маме в деревню на несколько дней.  Каждая обманутая женщина это поймет.

   Плакать не могла, побыть наедине с собой не хотелось. Но и не по настроению было любое общение с подругами и друзьями. Маму не хотела расстраивать и просто не могла объяснить, что случилось. Обида засела где-то там глубоко-глубоко и не отпускала. Мама заметила настроение дочери, но виду не подавала. Решила, что сама все расскажет, если найдет нужным.
      
   Прошло некоторое время, и Елена начинала понимать, что месть - удел слабых, и не стоит унижаться до уровня человека, который лжет. К тому же – месть - один из страшнейших пороков человека, месть разрушает. Самое трудное - заставить себя выдохнуть обиду, досаду и сказать, что всё получится, как желаешь. Особенно, когда велико искушение найти ошибку в своем выборе и поругать себя за доверчивость. Но ошибка не существует.  Очевидно, Елене нужно было пройти путь духовного перерождения через страдания, чтобы прийти к подобному пониманию. Зачем отравлять себе жизнь отрицательными эмоциями и деструктивными чувствами. Постепенно, хорошенько подумав, Елена выплескивала весь негатив из себя, мысленно успокаивалась, и ей становилось гораздо лучше.
    
   Возникло ощущение, будто перевернулась плохая страница жизни. Есть путь, которым идешь, потому что к другому пути не готова. Забыть происшедшее вряд ли удастся, а продолжать верить в лучшее - в этом мудрость жизни. Елене вспомнились слова австрийского композитора Франца Шуберта, который говорил: "Хочешь порадоваться мгновенье – отомсти, хочешь радоваться всю жизнь – прости". Триумф отмщения – это не для нее. Проявляя сдержанность и здравый смысл, смогла простить. Но это случится намного позже.
      
   А пока Елена, обновленная, вернулась с надеждой домой. Утром сняла все деньги со сберегательной книжки и купила долгожданную, ондатровую шубу, как эпатажное заявление и как источник приподнятого настроения.               


Рецензии
Простите, Галина, но эта фраза никак не корреспондируется с Вашим резюме. Исправьте, пожалуйста:
«Испытывая муки ревности из-за измены мужа, у Елены возникало желание мести.»

Татьяна Мацук   14.06.2023 01:34     Заявить о нарушении
Простите, Татьяна, но не вижу необходимости что-то менять в тексте данного рассказа. Каждое мнение требует серьезного обоснования. В данном случае полное отсутствие важных аргументов говорит о том, что рассказ, очевидно, не был внимательно прочитан. Всего доброго. Удачи в творчестве.

Галина Горбунова   16.06.2023 02:34   Заявить о нарушении
Галина, Вы серьёзно? Вспомните, пожалуйста, рассказ Чехова «Жалобная книга». Допущена типичная ошибка в использовании деепричастного оборота. Кто испытывал муки ревности — желание мести или Елена? Если Елена, то фраза должна быть, например, такой: “Испытывая муки ревности из-за измены мужа, Елена захотела ему отомстить». Я думала это просто случайно получилось в результате правки, поэтому постаралась тонко намекнуть. А оказывается... Ну, да ладно.

Татьяна Мацук   16.06.2023 05:45   Заявить о нарушении
Приятно вспоминать Чехова в наше время! Спасибо!

Галина Горбунова   16.06.2023 21:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.