О книге И. К. Голещихина Эхо уходящих голосов

О книге И. К. Голещихина "Эхо уходящих голосов"

Это третья книга Ивана Константиновича. Фактически, она представляет сборник отдельных рассказов, объединенных общей темой предоставить читателям возможность ознакомиться, а главное, понять, как жили люди в Сибири в 19-ом и 20-ом веках, а также высказать свои мысли о современной жизни, воспитании, об изменениях в обществе и природной среде.
С этой задачей Иван Константинович справился. Из достоинств книги надо отметить часто живой и красочный язык, особенно когда автор описывает природу. Перед глазами так и встает сибирская тайга, обширная пойма Оби во время весеннего половодья, озера, сибирская зима. Рассказы разного уровня, но в любом случае каждый может найти что-то интересное для себя, в том числе для понимания тех непростых и трудных для простых людей лет, когда страной завладели большевики и начали наводить свой "порядок", и какие последствия имели эти события для разных людей.
Жизнь не остановить, а время, в котором доводится жить, не выбирают. Власть властью, но во все времена люди по необходимости живут своими заботами, своими чувствами, работают, добывают хлеб насущный, создают семьи, растят детей. И эта многоликая жизнь тоже нашла отражение на страницах книги. Для себя лично, благодаря книге Ивана Константиновича и комментарию сына, когда рассказал ему об этой книге, наконец понял, что к Сибири Москва всегда относилась как к колонии. И такое потребительское отношение не только остается, но даже усилосоь сегодня. Остается только лишний раз пожалеть, что Ермаку Тимофеевичу не удалось создать казачью республику в Сибири, что, судя по некоторым фактам, и было его истинным намерением. И когда Иван Константинович описывает варварское отношение к природе Сибири сегодня, этот фактически колониальный статус Сибири в современной России - одна из причин такого отношения (хотя и не единственная).
По сравнению с двумя предыдущими книгами, которые, к слову сказать, понравились заметно больше, на сей раз раз (на мой субъективный взгляд) автор не избежал некоторой идеализации прошлого, что привело местами к несколько одностороннему изображению прошлой жизни и представленных персонажей. В книге в значительно большей мере, чем раньше, присутствует религиозный аспект. Описание религии как части культуры, безусловно, представляет интерес и помогает понять жизнь и быт людей. Например, весьма интересно описание, как остяки приняли христианскую религию, без проблем соединив её с верой в своих языческих богов, по-прежнему продолжая им поклоняться. В этом плане вспоминается хорошо известная аналогия, как индейцы Южной Америки приняли христианство, переиначив его на свой особый манер.
К сожалению, автор не ограничился - вполне уместными в такой книге - культурно-религиозными экскурсами, и - особенно в её последней четверти - пожалуй, "перешел границу". Разумеется, автор волен писать, что он хочет. Я просто хочу сказать, что не стоит смешивать столь разное содержание в одной небольшой книге, тем более что и удачное название и основное содержание которой претендуют на историчность, на воспоминания и мысли о прошлом. Сегодня далеко не все люди, которым интересна история, и история Сибири в частности, адекватно воспримут мысли автора на религиозную тему. Вот все, что хочу сказать, не более. Книга значительно выиграла бы, не будь этой составляющей, для которой нужна иная аудитория, и которую вполне можно представить отдельно.

Ссылка на книгу И. К. Голещихина: https://yadi.sk/d/jCd8G3MCIQDF0A
Предыдущие книги: Это было недавно, http://elib.tomsk.ru/purl/1-15355/
Нарымские были, http://elib.tomsk.ru/purl/1-9453/


Рецензии