Дума о заборе

Если бы меня спросили: «какое строение присуще всем русским обжитым местам?» Я бы определённо ответил: «заборы». Глядя на разношёрстный дизайн русских оград, невольно себя спрашиваешь: «зачем люди огораживаются?» Думаю, что ответов на этот вопрос было бы много и все они по-разному оценивали бы данный феномен.

Практика возведения стен укоренилась в глубинах человеческого общежития. Сознание людей опиралось на систему запретов – «табу», выстраивая правила поведения в установленных границах. Исследовав вопрос, можно сделать вывод, что забор – это материальное воплощение человеческих представлений о пределах возможной деятельности. При этом необходимо отметить, что эволюция человека, как существа общественного, предопределила двойственность его поведения, в котором сочетается индивидуальное и общественное ограничение. Следуя за Морганом и Энгельсом, мы можем проследить эволюцию масштабов человеческой деятельности от семейных до государственных форматов. В наше время глобализация сделала мир ещё более интегрированным. Однако проблема возведения занавесов, заборов, стен, валов не ушла в прошлое, а скорее, наоборот, получила стимул для развития.

Предлагаю совершить небольшой экскурс в историю огораживания, чтобы понять, почему забор вечен.

В качестве дежурной фразы можно было бы заявить, что сведений о первом заборе не сохранилось. Но попробуем более широко взглянуть на эту проблему. Как христианин я думаю, что заслуга в возведении первого ограждения принадлежит Богу-Творцу. Всем известна история из Ветхого Завета об изгнании Адама и Евы из Рая. Думается, что выстроив преграду для грешников, Создатель подал пример для возведения препятствий в практике земной жизни (как говорится: "по образу и подобию"...)

Люди хорошо усвоили этот урок и до сих пор занимаются возведением преград. Величественные стены оставили после себя ассирийцы, эллины, римляне... Что касается последних, то их практика строительства стен, валов и прочих защитных сооружений распространилась не только на Европу, но и на азиатское и африканское Средиземноморье.  Оборонительные стены стали особенно популярны во времена Империи, когда прояснилось, что экспансия Рима не может быть безграничной и её... ограничили искусственными препятствиями. Вне Империи оказались многочисленные племена варваров, обречённых либо прозябать в изоляции, либо беспрестанно атаковать её, надеясь  завязать хоть какие-то отношения. Вам это ничего не напоминает?

Самым знаменитой полосой отчуждения в античной Европе стал Адрианов вал.
Это сооружение  воздвигли в Британии по приказу императора Адриана, который понимал, что северные земли острова небогаты и непривлекательны, а местные жители слишком беспокойны, поэтому решил отгородиться от них.  Император обязал солдат трёх легионов строить 120 километровую стену и они выполнили задачу всего за 5 лет. При этом легионеры умудрялись не забывать о военной службе и выполнять миссию по распространению римской культуры.

Адрианов вал протянулся от современного Карлайла до Ньюкасла. На западе, где камня было мало, ее строили из торфа, на востоке, где были каменоломни, - из местного камня. Когда-то высота стены составляла 5-6 метров, ширина 3 метра, у подножия стены также были вырыты рвы глубиной до 8 метров, по всей длине стены через равные промежутки были возведены сторожевые башни и форты числом 16 штук.

 Позже построили вторую стену - вал Антонина, передвинув границу немного севернее, и за валом Адриана перестали следить - ремонтировать и восстанавливать. Окончательно на него махнули рукой в 385 году и стена стала источником дармовых стройматериалов для местного населения (многие окрестные строения явно из того же камня, что и стена).

До настоящего времени уцелели только фрагменты фундаментов, но линия по которой шёл раздел между римлянами и варварами превратилась в границу между Англией и Шотландией.

Территорию нашего Отечества римляне почти не городили. Единственной землёй, удостоенной их внимания оказался Крым. Там в районе Херсонеса был возведён целый комплекс оборонительных сооружений. Туда римляне прибыли в I венке н.э. по просьбе местных жителей, чтобы защитить Херсонес от варваров-кочевников. Легионеры спасли город-полис, но не покинули его пределов.

 Они построили две мощные крепости - в Херсонесе и крупную, площадью 4,5 га, - на мысе Ай-Тодор (рядом с Ласточкиным гнездом). Как назвали римляне вторую крепость неизвестно. В XIX веке, изучавшие ее развалины ученые, назвали укрепление Харакс. Древнегреческое слово Charax, написанное на латыни,   обозначает «обнесенное частоколом место, вал с частоколом, укрепленный лагерь».

Для сообщений между крепостями была построена колесная дорога. Свое начало она брала в Херсонесе, проходила через Байдарскую долину и, преодолевая перевал, спускалась на южный берег современного Крыма. Ее протяженность превышала 50 км, в узловых точках пути были построены небольшие крепости - исары.в I венке н.э.

Остатки мощеных камнем участков дороги, вырубленных в скалах и укрепленных подпорнными стенами-крепидами а также фундаменты крепостей-исаров сохранились по прошествии двух тысячелетий до наших дней.

 Несмотря на римскую оккупацию, Херсонес сохранил внутреннюю автономию, по прежнему чеканил монету и избирал совет, который имел право жаловаться на римский гарнизон римскому наместнику. Значение Херсонеса подчеркивалось составом посланных сюда войск. В Херсонесе и его окрестностях базировались части I Италийского, V Македонского и XI Клавдиева легионов - лучших легионов Империи. В гавани стояли десятки кораблей Мезийской эскадры.

Интересно, что римские солдаты не только патрулировали дороги и строили укрепления, но и сами занимались производством. На раскопках Херсонеса в изобилии находят черепицу с клеймами легионов. В этот период был перестроен херсонесский театр, используемый теперь и как цирк, где проводились излюбленные римлянами гладиаторские бои.

Более 100 лет Херсонес жил под сенью римских орлов, гарантировавших полису безопасность. В III веке римские войска контролировали только сам город, обороняемый гарнизоном баллистариев. Римские легионы покинули Крым в конце III века, когда войска были нужны Риму для отражения натиска варваров на границы империи.

Самым известным крепостным забором в истории человечества стала Великая Китайская стена. Начало её строительства  относят к 221 году до н.э. По легендам на возведение неприступной стены была брошена армия императора (порядком 300 тысяч человек). Здесь же было задействовано  большое количество крестьян, за счёт которых компенсировали убыль среди строителей. Большая часть стены представляла собой обычные земляные насыпи, которые впоследствии уже были заменены камнем и кирпичом.

Стена начинается недалеко от Ляодунского залива и проходит по горам через Северный Китай и пустыню Гоби, протяженность стены с востока на запад – 6700 км. По стене могли свободно передвигаться повозки и колонны войск по 10 человек в ряду. Строительство, начатое в эпоху Воюющих царств, продолжалось на протяжении более 2000 лет и стоило жизни нескольким миллионам китайцев, чьи души, как говорят, до сих пор бродят вокруг.

В древности, Стена действительно являлась серьезным препятствием на пути всякого, кто пытался попасть в «Срединное государство». Единственный путь внутрь вел через специальные пропускные пункты, которые вечером наглухо закрывались. Ночью их нельзя было открывать ни под каким видом, один раз пришлось подождать до утра даже китайскому императору!

 Современный вид Великая Китайская стена получила при династии Мин (1368-1644). Именно здесь земляные насыпи заменили кирпичи, а некоторые участки отстроили заново. Здесь же были установлены сторожевые башни, часть которых сохранилась и до наших дней. Основным назначением этих башен было оповещение о наступлении врага. Так ночью оповещение о тревоге передавалось от одной башни к другой с помощью разожженного огня, днем с помощью дымов.

Как оборонительное сооружение стена показала себя плохо. Ведь для крупного завоевателя стена не является преградой. Помешать противнику могут только люди, а вот с людьми на стене были проблемы. Поэтому по большей части охрана стены смотрела не на Север, а на… Юг. Нужно было следить за уставшими от налогов и работы крестьянами, желающих переметнуться на свободный север. В связи с этим существует даже полумиф о том, что бойницы Великой Китайской стены направлены в сторону Китая.

С ростом Китая на Север, функции стены как границы исчезли полностью и она начала приходить в упадок. Как и многие другие крупные сооружения древности, стену начали подвергать разбору на стройматериал. И лишь в наше время (1977 г.) китайское правительство внесло штраф за порчу Великой Китайской стены.Сейчас Великая Китайская стена является признанным символом Китая.

В Русской истории тоже известны случаи грандиозного строительства оборонительных линий. В 15-17 веках на южных и восточных рубежах строились засеки — системы оборонительных сооружений, состоящие из рвов, валов, крепостей и даже городов. Такое масштабное огораживание стало возможным благодаря укреплению централизованного государства и росту его ресурсов.

На первый взгляд главной задачей засечной линии была оборона границ и обеспечение покоя в центральных районах Русского царства. Однако кроме оборонительных функций, черта закрепляла за государством новые малозаселенные земли и пространства, благодаря чему происходил процесс естественной колонизации края. Это было медленное, но неуклонное и эффективное наступление на просторы Дикого поля. К сожалению эти эпические события плохо отражены в нашей историографии и популярной литературе, а зря. Судите сами - более 300 лет наши предки напряженно работали над возведением засек, протянувшихся на тысячи вёрст, а  учебники об этом рассказывают тускло и невнятно. В результате, спроси школьника о том, что способствовало росту территорий нашей страны - он ответит: "заселение пустынных земель мирными хлебопашцами..." А что было на самом деле?

Вот краткая справка о трудовом подвиге русских людей во времена Михаила и Алексея Романовых:

В 1635-1653 гг. завершилось строительство Белгородской укрепленной линии протяженностью около 800 верст от р. Ворсклы до р. Челновой в виде протянувшихся на десятки километров валов и рвов, земляных городков, сторожевых башен и целой цепи деревянных рубленых крепостей, стоячих и косых острогов, вооруженных артиллерией (Козлов, Тамбов, Верхний и Нижний Ломов, Короча, Яблонов, Карпов, Нежегольск и др.). Возведены были земляные валы, перекрывшие Муравскую и Изюмскую сакмы, "тамбовский вал" "за Тонбовым, в степи, меж Липовского и Челновского лесов" Козловского уезда; с 1647 г. в Среднем Поволжье возводились Корсунская, Атемарская, Тетюшская и Засурокая засеки; к 1654 г. завершено было строительство Симбирской черты, начинавшейся от Симбирска по реке Волге - она шла почти по прямому направлению с востока на запад, включала более десяти стоявших на ней укрепленных городков (Уренск, Сурск, Атемар, Корсунь и др.) и как бы соединялась с Тульской засечной линией.

 Десятки тысяч рабочих трудились не только над системой фортификации, но и осваивали земли, заселяли города, утверждали русскую жизнь на недавней пустоши. Активными проводниками программы обустройства рубежей были русские бояре. Для каждого государева человека участие в строительстве засек и городов было экзаменом, открывающим путь наверх. Среди воевод-строителей мы встречаем князя Н. И. Одоевского, князя Г.Львова, Б. М. Хитрово и пожалуй всё ближнее окружение Алексея Михайловича. Школа засечного строительства была эффективной и получила высокую оценку среди современников. Достаточно сказать, что Богдан Хмельницкий после подписания Договора с Москвой обратился к царю с просьбой прислать в малорусские города воевод для их обустройства (Земский сборник Черниговской губернии. Июль, 1901 г.).

В литературе неоднократно поднимался вопрос об эффективности оборонительных засек. Многие умники категорически отрицают их полезность. В качестве доказательств ссылаются на регулярные прорывы татар через засечные черты и опустошительные полоны русских поселенцев. Тут спорить бесполезно. Набеги из Крыма не прекращались до сер. 18 века, но масштабы бедствия сокращались с каждым годом. После укрепления границ Алексеем Михайловичем татарские экспедиции осуществляли лишь небольшие отряды, способные сжечь поселение и быстро вернуться с малой добычей за Перекопский вал.

Да! Не только русские прятались за частоколы и валы, но и степные батыры были не прочь отсидеться под защитой искусственных укрытий.

Одной из самых известных стен отчуждения была система укреплений на Перекопском перешейке, соединяющим Крым с материком. Само слово "перекоп" указывает на то, что преграды на его ландшафте созданы человеком. Правда, узнать кто начал это строительство не представляется возможным. Думаю, что каждый народ, освоивший крымские просторы, думал о безопасности и перекапывал эту узкую полоску суши.

Татары тоже по возможности укреплялись, но их сюзерен - Турецкий султан не очень им доверял  и взял перешеек под свой контроль. В XVI веке турки с помощью итальянских специалистов построили на Перекопе крепость Ор-Капу. С этого времени у Перекопского вала появляется другое имя — Турецкий. Военная база султана просуществовала до 1774 года и это во многом объясняет , почему для русских армий этот Вал был труднодоступен (хотя в течение  первой половины 18 века пару раз русские солдаты под громкое "ура" преодолевали эту стену). После присоединения Крыма к Российской империи Перекоп постепенно пришёл в запустение. Как говорили древние: "Рукою созданное, рукою и разрушается".

PS. Возвращаясь к вступительной части статьи, я делаю вывод, что у русской привычки городить заборы - длинная история.Русский забор возник как граница посильной деятельности в окружающей среде, но в его философии  присутствует смесь исторических и культурных особенностей. Каждый живущий в нашей стране народ строит заборы с учётом сложившихся привычек.  Например, украинец отмерит согласно общественной квоте и прирежет к ней «клаптик для бурячков». Уралец не откажется от лишнего (третьего) огорода «под картошку», а москвич от халявного гектара на Дальнем Востоке. Ментально нам близки татары (тут регионально можно не делить). В крымско- татарском варианте это выглядит примерно так: « это мне, это тоже мне, это ещё раз мне… это опять мне». Создаётся полное впечатление, что дети степей краёв «у моря» не видят.

Определиться в рамках рационального хозяйствования нам трудно, поэтому заборов много и пустошей за ними хватает.


Рецензии