Меридиан

Примерно 1989 год.Тогда еще имело смысл подходить к городскому телефону на звонок, потому что иногда ссобщали нечто интересное для голодных музыкантов.Так вот в тот раз меня опять позвали.И не на один только раз, а на сеерьезное большое дело.

Это есть такая природа в людях. Если  музыкантов наберется больше десятка, да при этом они играют на разных инструментах.То это уже даже не ансамбль.Гордо называют оркестром.И подчас не камерным совсем. Но к названию надо сочинить какой-нибудь довесок покрасивей и  позагадочней для пущего инетереса и непонятки.Так вот звали создать с истока симфонический коммерческий оркестр с названием "Меридиан". А так как создавался он с полного нуля, то орду голодных музыкантов требовалось сплотить и слить в одном  порыве.Это был период, когда еще были живы в народе легенды о культуре. Культуры реально не было давно.Но деньги внезапно находились.Это оказался вполне похожий случай.Кто-то, у кого внезапно эти деньги появились, затеял создать оркестр.И началась работа.

Ездить приходилось далеко. В одном из заброшенных Домов Культуры, где этой культуры изначально не водилось.Но здание уже стояло.Так. чтобы там не били стекла в окнах просто так.Наставили стульев и пюпитров.И начали создавать оркестр. Создавали очень своеобразно.Дирижер пред нами не появлялся. У него было много намного более важных дел на тот момент.Поэтому создавал единый организм молодой скрипач, имевший много  планов на  свое дальнейшее развитие.Но пока он имел немного времени. Чтоб что-нибудь создать.Надо отдать должное молодому  музыканту.Он много знал по музыкальной части. Чего  не знал, тому учился быстро. А если не учился...Так даже намного  интересней было.

Он сам себя, конечно, для назначил первм скрипачом и    концертмейстером к тому же. А без этого ничего изначально создавать нельзя.Но он к тому же имел в арсенале несколько неведомых приемов, как из толпы создавать оркестры.Звали его однозначно Игорь. Фамилии в упор  не помню.Залезала на сайт консерватории, чтоб освежить в памяти фамили.Да только этот сайт редко дает подсказку.Там много недочетов котопый=е никто не устраняет.И часто даже тех, кто  там учился однозначно. Все равно  найти совсем нельзя.

Первое для нас ежедневно упражнение было на вибрацию.Первый час мы усиленно вибрировали. Сначала мы неспешно качали пальцами одну нотку восьмушками.Потом качание увеличивали к триоли.Потом еще почаще.И шестнатцатыми мы качали пальцем нотку. А потом наступало самое интересное в  учебе. Мы качать наинали аж квинтолями.Тут уж обязательно кто-нибудь сбивался с ритма.Тогда все упражнение начиналось снова.


На втором часу переходили к гаммам.Начинали скрипки.Поначалу только с одной октавы в самом  удобной тональности для    скрипок.Это просто соль мажор.Потом диапазон расширили и до двух октав в этой же тональности. Вскоре подключались альты и виолончели в своей удобной тональности.Это до мажор.Так в интервал почти совсем чистую квинту все играли гамму.Хоть этот интервал категорически запрещен всеми законами гармонии, как недопустимый.Но для создания оркестра чего не сделаешь?Приходилось терпеть и квинты, чтоб каждый казак смог почувствовать себя вскоре атаманом. Флейты и остальные приходили позже.

Там же, кроме гамм изучалось еще одно серьезное очень произведение. Вот в нем уже гений дирижера проявился во всю силу.Это он однажды принес для изучения. Вроде некторым значальног известный квинтет для фортепиано и струнных композитора И.Брамса.Но знакомым он казался поначалу.

Гений дирижера сог его улучшить небывало.И там было придумано.Не просто рзложить и расписать все голоса для струнных. Там были голоса, которых сам Брамс не знал    ни в коей мере.Там и флейты изредка попискивали нотки.Там и фаготы с гобоями вливались. А, если находились в зале и медные инструменты.Им тоже на пульты ставили квинтет.

В первый месяц тренировок нам заплатили по 1500 рублей. Что было невероятно много за обучение вибрации и  исполнение гамм в квинту.

Но потом почему-то. Забыли заплатить.Нас сразу поспешили успокоить, что это просто сиюминутная нестыковка вышла.Но когда не заплатили и на второй месяц упражнений.Желающих вибрировать становилось с каждым днем радикально меньше.

И многие оставались за бортом вовсе не от нелюбви к вибрации и гаммам.Просто у очень многих голодных музыкантов не находилось монеток на дорогу в Дом Культуры.

Но здесь будет очень кстати упомянуть двух ртисток оркестра "Меридиан".Обе из Свердлвска.(Это только он   недавно он обратно стал Екатеринбургом. А тогда                свердловск советский) В свердловске издавна известна хорошая школа  струнных.Так скрипачка, когда оркестр "Меридиан" почил в бозе  за неуплату денег.Даже  устроилась. но не очень долго работать в женский оркестр имени Вивальди.Откуда она вылетела с треском через небольшое время. Уж очень она умудрилась задавть неприличные вопросы руководительнице. "Дескать, где вы берете деньги на зарплаты, если о всей стране нет денег?" К ее вопросу пристегнули и меня.И я тоже однозначно в опале оказалась вплоть до увольнения.Меня спасло, пожалуй, только звукодражание собакам и умение стучать по бубну так, как больше  не мог никто во всем оркестре.
 Вторая из них играла на виолончели.Она в жизни поступила много проще.Она просто в период гостевания у нас уложила в постель моего законного супруга, и  рядом тоже с ним легла не просто так.Оставила нам на лето  виолнечель в залог.И улетела отдыхать на море. А выйти замуж за парня-москвича, которого я ей  сулила в женихи сама, абсолютно в ее планы не входило.


Это были у нас в доме посиделки с учителем вибрации и гамм. Он приезжал. Ел,чем кормили.И ставил нам то,чем сам был тогда богат. А были у него. Видеокассеты. А в те  годы - огромное богатство. Так довелось мне тогда увидеть.Очень противное.  "Попутчик" с Р.Хауэром.И еще это.Не менее поганое. "Плоть и кровь" с ним же в главной роли.Иначе бы я низвания не узнала никогда.

Но и еще там была артистка.Она вибрировала на том же, чем и я.Но она тогда как раз  жила у метро "Сокол"недалеко от Дома той Культуры, и приходила вибрировать пешком.Потому и смогла продержаться дольше многих.

Но без вливания финансов коммерческий симфонический оркестр "Меридиан " зачах и растворился без  остатка настолько, что даже интернет о нем ничего никому сообщить не в силах.


Рецензии