Новая книга - 4

Вакансия как неосязаемый товар

Прежде, чем рассмотреть такую важную первую тему, как концепции маркетинга применительно к рынку вакансий, следует хотя бы немного разобраться — с вакансией. Что это за продукт — товар или услуга?

Я рассмотрю 5 наиболее важных характеристик, отличающих услугу от товара:

— неосязаемость,

— неотделимость от источника (оказания услуги),

— непостоянство качества,

— несохраняемость,

— участие покупателя в производстве услуги.

НЕОСЯЗАЕМОСТЬ

Товар

Товар можно потрогать, например, автомобиль. Можно даже понюхать (например, свежеиспеченную булку). Увидеть, послушать (если это диск с любимой мелодией), и даже лизнуть (например, мороженое). Продавцы на базаре дают попробовать на вкус спелые ягоды.

Короче говоря, хотя Ф. Котлер в своем классическом учебнике подчеркивает преимущественно осязаемость товаров, все органы чувств помогают покупателю «почувствовать» товар.

Услуга

Услугу, точнее ее результаты, можно понять только после оказания услуги — какая получилась стрижка или дизайн ногтей, доставка почты или пиццы, консультационные услуги пр. и пр.

Желающие могут найти достаточно информации в интернет, где описаны методы, позволяющие хотя бы частично преодолеть проблему неосязаемости услуги (почитать отзывы покупателей и пр.)

Вакансия

Что касается вакансии, то кажется, что точно также как услуга, вакансия неосязаема.

Но давайте посмотрим, что входит в состав такого необычного продукта, как вакансия:

— заработная плата,

— рабочее место,

— организация работы (менеджмент),

— атмосфера в коллективе,

— перспективы карьерного роста,

 и т. д.

Деньги и осязать не нужно — мы знаем, что это такое. Рабочее место можно посмотреть, даже посидеть в вашем будущем кресле и послушать — скрипит ли оно. А если эта вакансия в цеху завода — посмотреть, услышать уровень шума. да, если много значит время на то, чтобы добраться до нового места работы — можно еще прокатиться — и узнать насколько удобно  и сложно решается транспортная проблема  конкретной вакансии.

Если вы планируете стать продавцом в продовольственном магазине, можете даже понюхать ваше будущее рабочее место.

Получается, что по ряду параметров вакансия похожа на товар.

В остальном — вакансия конечно же неосязаема.

Делаем первый вывод - вакансия - это, возможно, неосязаемый товар.


Рецензии