Баснописец из Обояни

ПОЭТ ВИКТОР МОСКАЛЕНКО
Забытые литературные имена

Поэту Виктору Матвеевичу Москаленко, в отличие от многих его курских собратьев по поэтическому цеху послевоенных лет, повезло: его имя попало не только в книгу писателя-краеведа Ю.А. Бугрова – «Литературные хроники Курского края, но в Большую Курскую энциклопедию. В пятидесятые годы ХХ века он блистал на страницах курских газет и альманахов стихами, баснями, фельетонами, юморесками и рассказами. Однако ныне его как поэта и прозаика мало кто знает: членом Союза писателей не стал; выпущенные им книги не переиздавались; альманахи, в которых печатались его произведения, ныне имеются только в Курской областной научной библиотеке. Такова судьба, к сожалению, многих литераторов как прошлых лет, так и новейшего времени.
Родился Виктор Москаленко 13/26 ноября 1911 года в городе Путивле Курской губернии, где, надо полагать, получил школьное образование. В 1926 году (в ходе начавшейся в стране широкомасштабной административно-территориальной реформы) город Путивль вместе с селами Путивльского уезда отошел к Сумской области Украинской ССР. Но Виктор Москаленко оказался на Курщине, где в 1931 году окончил Курский торговый (по другим данным – планово-экономический) техникум. А с 1933 года стал проживать в городе Обояни и работать в местной потребкооперации, затем – в отделении госбанка. Но вот данных о том, что в эти годы он пробовал писать стихи и публиковать их в местных газетах, разыскать не удалось. Возможно, и пробовал, так как сочинителем стихов, а тем более хорошим поэтом в одночасье не становятся… А он ведь стал.
Далее и в книге Ю.А. Бугрова, и в БКЭ сказано, что был участником Великой Отечественной войны. И больше ни слова, ни полслова на данную тему. Однако на просторах Интернета, на сайте «Бессмертный полк» удалось найти фото В.М. Москаленко с 7 медалями на левой поле добротного гражданского пиджака. Судя по всему, снимок был сделан в 70-х годах. На этом же сайте можно почерпнуть и информацию о том, что в Красную Армию он был призван еще в январе 1941 года. Служил в артиллерийском полку в Белоруссии, на границе с оккупированной немцами Польшей. Здесь и вступил 22 июня 1941 года в первые тяжелые сражения с немецко-фашистскими захватчиками. Затем были оборонительные бои перед Смоленском и за Смоленск, оборона Москвы и контрнаступление под Москвой, грандиозная Курская битва. За бои на Курской дуге 31 июля 1943 года был награжден медалью «За отвагу». После этого принимал участие в Витебской наступательной операции в феврале-марте 1944 года, по завершению которой в составе 143 пушечно-артиллерийского полка Западного фронта в звании старшины и в должности заведующего матскладом продолжил боевой поход на Запад. А в биографической справке, опубликованной в коллективном сборнике «Слово бойца» (Воронеж, 1985) к этому добавлен перечень его наград-медалей: «За отвагу», «За оборону Москвы», «За взятие Кенигсберга», «За трудовое отличие» .
И в этом его судьба схожа с судьбами курских литераторов-прозаиков Савелия Ильича Чернышева и Петра Алексеевича Михина, служившими офицерами в артиллерийских частях. К тому же Чернышев и Михин были участниками Курской битвы. Схожа она и с судьбой самого знаменитого писателя земли Курской Евгения Ивановича Носова – в годы войны артиллериста-наводчика противотанкового орудия.
Судя по информации сайта «Бессмертный полк», воинская служба его закончилась в конце июля 1944 года то ли из-за полученного ранения, то ли по какой иной причине. Пояснений, к сожалению, нет.
В послевоенные годы Виктор Матвеевич жил в городе Обояни и работал в районном управлении сельского хозяйства и в газете «За коммуну».
Что же касается его литературной деятельности, то уже 23 марта 1943 года в газете «Курская правда» было опубликовано его стихотворение «Курску», затем 1 января 1944 года на страницах этой газеты увидело свет стихотворение  «Прорыв», а 27 сентября того же года – стихотворение «У границы».
Ты стоишь суровый, опалённый
Сотнями разрывов и смертей,
Волею к победе неуклонной
Вырванный из вражеских когтей.

Такими огненно-жгучими строками, в которых и боль за бесчинства врагов на родной земле, и искренняя уверенность в нашей победе, начинается стихотворение «Курску». А следующая строфа из стихотворения «Прорыв»:
Встало утро – розовое чудо,
Оно к бойцам спешило поскорей,
Из-за холмов разбросанных, оттуда
Смотрели пушки наших батарей.

Как видим, здесь не просто рождение нового дня и новой победы над врагом, но и незримая связь с пушкинскими строками о Полтавском сражении – «горит восток зарею новой…» и с лермонтовским «Бородино».
Вот так на высокой патриотической ноте с ясным сюжетом и четким соблюдением правил стихосложения и поэтики – ритм (размер), рифма, фоника, образность – заявил о себе поэт Виктор Москаленко уже в годы Великой Отечественной войны. А в 1946 году вместе с курскими поэтами Н. Истоминым, Н. Корнеевым, А. Куликовым, Ю. Лебедевым, Л. Шелест и А. Щелоковым он принял участие в издании небольшого поэтического сборника «Стихи о войне». (В сборнике карманного формата 76 страниц под твердой обложкой, его тираж – 5435 экземпляров.)
Виктор Москаленко в сборнике представлен стихотворениями «На берегу Днепра», «Прорыв», «Победа» и «Курску». С двумя произведениями мы уже кратко познакомились выше. Теперь стоит познакомиться с другими. Вот первая строфа из стихотворения «На берегу Днепра»:
Дует ветер с берегов Днепра.
Славная весенняя пора!
Тонкий луч ликующий и чистый
Золотит зеленые холмы.
Правый берег заняли фашисты,
Левый берег занимаем мы.

Так, на довольно высокой лирической ноте начинает автор стихотворение, чтобы буквально со следующей строфы погрузить читателя в драматизм событий по прорыву вражеской обороны, по показу героизма советских солдат. А эти строки – начало большого, состоящего из шести частей стихотворения «Победа»:
Когда горели избы и хлеба
В полях смоленских, курских и орловских
Когда достигла рубежей московских,
Казалось, всемогущая судьба,
Мы видели в слепом дыму пожаров,
В тупых быках разорванных мостов,
В тяжелой смерти наших поездов,
В лохмотьях крыш и щебне тротуаров
Чудесное горячее лицо
Еще неясной, но живой победы.
Мы шли вперёд, теплом ее согреты –
И вражье размыкалося кольцо.

И здесь нельзя не отметить не только высокий патриотизм автора, его неизменную и неуклонную веру в нашу победу, но и умение работать в разных поэтических стилях подачи сложного материала.   
В целом же стоит сказать, что стихи всех авторов данного сборника не только патриотичны, но и добротны в плане стихосложения и поэтических норм и правил. Но самое примечательное здесь то, что это был первый сборник курских авторов в послевоенную пору. Удивительное дело: Курск еще не восстановлен после тяжких ран войны, еще вокруг следы от бомб и снарядов, улицы завалены кирпичами и мусором, дома – без крыш, потолков и окон, а стихи уже идут в народ, воодушевляя, одухотворяя, облагораживая!
А вот судьбы авторов сборника «Стихи о войне» сложатся по-разному: Николай Корнеев в 1957 году будет принят в Союз писателей России, Никита Истомин, Юрий Лебедев и Виктор Москаленко станут активно участвовать в литературной жизни Курского края в пятидесятые и шестидесятые годы, а Куликов и Щелоков так и останутся авторами произведений только этого сборника. Дальнейшая их судьба неизвестна, затерялась в суматохе лет и человеческом безразличии.
Впрочем, жизнь продолжалась. И в 1950 году в Курском книжном издательстве увидел свет первый выпуск «Курского альманаха», в котором были напечатаны пьеса писателя Валентина Овечкина, стихи Егора Полянского, Виктора Москаленко, Ивана Юрченко, Никиты Истомина, Евгения Маслова, Игоря Чемекова, а также прозаические произведения  Федора Певнева, Елены Василевич, Николая Белых и других. (Из всех участников альманаха только Валентин Владимирович Овечкин с 1941 года был членом Союза писателей СССР, остальные – простые литераторы. Кто-то из них, как, например, Никита Истомин, Федор Певнев и Николай Белых уже печатались ранее и были известны курскому читателю, а такие, как Егор Полянский, Елена Василевич, Евгений Маслов и Игорь Чемеков только-только начинали пробовать себя на литературном поприще.)
Виктор Москаленко в этом альманахе представлен лирическими стихотворениями «Утро» и «Рябина» – сказывалась пусть и непростая, но мирная обстановка в стране. И как было не откликнуться на строительство заводов и фабрик, на резкое увеличение численности рабочего класса. Вот и откликался добрыми светлыми строчками и строфами:
Люблю, признаться, утром молодым
Стоять на подоконнике высоком.
И, пыль стирая, увидать из окон
Заводов наших розоватый дым.

А эта строфа из стихотворения «Рябина»:
Выступая по-за хатам,
Раскудрявясь выше крыш,
Обожженная закатом
Жарким пламенем горишь.

Тема войны оставляет главенствующие позиции в творчестве и уступает место лирическим произведениям, главными героями которых становятся люди-созидатели, люди-труженики. Многие произведения по-прежнему высоко патриотичные, идейно и нравственно заостренные, повествующие о любви к родному краю и его природе, о любви к Родине, но во многих уже присутствуют и любовная тема, и философские размышления о бытии, и юмор, и гротеск. 
Во втором выпуске «Курского альманаха» (1951) произведений Москаленко не было, зато они появились в третьем, четвертом и пятом выпусках (1952, 1954 и 1956 годы). В них опубликованы стихи «Есть Москва на свете», «Слово колхозницы», «В новом клубе», « О тихой речке» и басни «Хвост» (в соавторстве с А. Столбовским), «Служба», «Слова и дела».
Должен заметить, что Москаленко, по-видимому, был единственным поэтом в Курской области, который время от времени менял лирический жанр на эпический, ибо басни, как и исторические произведения больших форм относятся к эпическим произведениям. Но прежде, чем перейти к цитированию фрагментов из басен, позволим себе привести пример лирического стихотворения, в котором, на мой взгляд, заключается главный символ того времени – созидание. Итак, «В новом клубе»:
Еще на стенках капли смолки
Желтеют, скатываясь вниз,
А в светлом зале комсомолки
Уже уборкой занялись.

Итак, басни. Если в 4-м выпуске «Курского альманаха» была всего одна басня «Хвост» да и то в соавторстве, то уже в 5-м – их две. Впрочем, начнем, пожалуй, с «Хвоста»:
Недавно Клим Кузьмич по назначенью треста
Стал управляющим «Курпухяйца» –
Солидное, ответственное место!
Трудиться б, вытирая пот с лица,
Да начал Клим Кузьмич не с этого конца.
Во-первых тем себя прославил,
Что в кабинете мебель переставил.

Мораль же басни такова:
И сняли Клима… неспроста:
Не начинай дела с хвоста.

Следующие строки из басни «Служба»:
С девяти бродили люди
В коридоре, словно тени.
– Так когда ж Гулёнкин будет?
Может, он на бюллетене?

Но герой басни некто Гулёнкин, занимая важный пост, плюнул на работу и на людей и поехал на служебной «Победе» по личным делам. При этом совесть его нисколько не мучила.
А в басне «Слова и дела» автор бичует пустозвонов, формалистов и очковтирателей:
Итак, начинается первая строчка…
Однажды в артели «Корыто и бочка»
На бойком собрании при общем внимании
Включились артельщики в соревнование
 
В пятидесятые годы Виктор Матвеевич так увлекся сочинительством стихов и басен, что в Курском книжном издательстве вышли его персональные книжки – «Стихи и басни» (1953) и «Слово и дело» (1957). Даже судя по незатейливому названию, в первой книжке (в ней 48 страниц, ее тираж – 5000 экземпляров) имелось два раздела. В первом – стихи, во втором – басни. Среди стихов как уже известные по предыдущим публикациям в сборнике «Стихи о войне» и альманахах – «Прорыв». «На берегу Днепра», «В новом клубе», «Слово колхозницы», – так и новые – «Под Прохоровкой», «Эшелон идёт в Россию», «Кузнец», «Уборщица», «Гончар», «Письмоносец». «Пионер» и другие. Из перечня названий стихотворений видно, что главными темами в творчестве поэта остаются отгремевшая война и люди труда.
Во втором разделе не менее десятка басен, среди которых «Характеристика», «Квочкина родня», «Консилиум», «Громоотвод», «Медведь и Крот», «Самокритичный Лев», «Обиженная курица». «Чиж», «Гусак в курятнике» и другие. В качестве примера приведем несколько строк из басни «Медведь и Крот», бичующих подхалимаж одних и падкость на лесть других. 
Медведь-художник как-то раз
Из леса вынес напоказ
Свои бездарные творенья.
Подполз к картинам  старый Крот,
Раскрыл от удивленья рот:
«Прекрасные творенья!»

Вторая книжка обоянского поэта «Слово и дело» (78 страниц, тираж – 5000 экземпляров) представляет собой сборник басен – их не менее трех десятков. Назовем хотя бы некоторые: «Свистушка», «Свиноеды», «Вездеход», «Боязнь», «Отец и дети», «Сокращенье», «Причина», «Сорока на трибуне», «Петух-ревизор».
Отличительной особенностью басен Виктора Москаленко является добротная техника написания произведения, сарказм и гротеск, а также обобщенная критика человеческих пороков, отсутствие конкретики. Но даже без конкретики, многие чиновники районного и областного масштаба узнавали в героях басен Москаленко себя и добрых чувств к автору точно не питали…
Впрочем, вот как о баснях Москаленко и его творчестве сказал один из тончайших знатоков поэзии, поэт и член СП СССР Николай Юрьевич Корнеев в статье «Два сборника», опубликованной 4 февраля 1958 года в «Курской правде»: «Первый сборник Виктора «Москаленко был издан несколько лет назад. Уже тогда отмечалось, что сатирические произведения больше удаются молодому поэту. Чем лирические стихи. В своей новой книжке «Слово и дело» В. Москаленко выступает как поэт-сатирик. Он подвергает меткому обстрелу зазнаек, карьеристов, ротозеев, лентяев, клеветников, болтунов. Поэт умно и тонко срывает с них чехлы с защитной окраской».  Он же отмечает, что «произведения В. Москаленко отличаются большой сюжетной остротой и завершенностью», что язык его стихов богаче, сочнее, ближе к народному». Есть и другие положительные определения и эпитеты, в том числе и об нравоучительной концовке басен.
С 1957 года вместо «Курского альманаха» стал издаваться альманах «Простор» и начался выпуск сборников с произведениями для детей «Радуга».
В первом выпуске «Радуги» Виктор Матвеевич участие не принял, зато в альманахе «Простор» представлен стихотворением «Хлеб», в котором говорится о встрече солдата-курянина с Владимиром Ильичом Лениным в наполненные революционным пафосом холодные и голодные петроградские дни конца 1917 года.
Солдат возвращался домой Петроградом,
Ходил, сапогами худыми стуча,
Он знал: в этом Смольном, что высится рядом,
Звучит торопливая речь Ильича.

Введенный автором в текст стихотворения диалог между солдатом и вождем, а также необычный финал – подарок вождю краюхи хлеба – наполняют произведение динамизмом и драматургией, заставляют его сверкать новыми поэтическими гранями. Это говорит о возрастающем мастерстве обоянского поэта.
Важным моментом в развитии литературы Курского края стало создание осенью 1958 года Курской писательской организации, костяком которой были Валентин Овечкин – член СП с 1941  года, Михаил Колосов – член СП с 1954, Михаил Обухов, Михаил Горбовцев, Федор Певнев – члены СП с 1956 года, Николай Корнеев – член СП с 1957 года и Егор Полянский – член СП с 1958 года. Вскоре к ним добавились прозаик Евгений Носов – член СП с 1959 года, который с середины 60-х годов выйдет на лидирующие позиции курского писательского сообщества, поэтесса Наталья Григорьева – с 1961 и прозаик Федор Голубев – с 1962 года.
Надо полагать, что Виктор Москаленко, как и многие его собратья по перу – Никита Истомин, Юрий Лебедей, Лидия Шелест и другие – весьма положительно восприняли появление в Курской области собственного отделения Союза писателей РСФСР как составной части СП СССР. По крайней мере, он продолжил активное участие в жизни литературно-писательского сообщества края. Например, во втором выпуске «Простора» в 1958 году стихи Москаленко «Листопад», «Осина», «Родная речь». Все стихи хороши, но «Родная речь» – все же знаковое, актуальное и в наши дни, поэтому приведем его полностью:
Морозец… Ранний луч стремится
Листву последнюю зажечь…
Склонились дети над страницей
Учебника «Родная речь».
Как тихо в классе! Перед чтеньем,
Приняв немного строгий вид,
Елена Павловна с волненьем
Своих питомцев оглядит.
Она поведает им были,
Платок пушистый сбросив с плеч,
Как их отцы в бои ходили,
Чтобы родную речь сберечь.
Чтобы цветы цвели на свете,
А не бурьян и лопухи.
Чтоб наши маленькие дети
Читали первые стихи
Не на немецком и английском,
Размазав слёзы по щеке,
А на родном и самом близком
Могучем русском языке.

Начиная с 1958 года, произведения Москаленко появляются вновь на страницах «Курской правды». Это стихотворение «Для отчета» (9.03.1958) и рассказ «Яблони» (5.10.1958), это лирические стихи «Русская береза» (29.03.1959) и «Учительница» (1.09.1959). Впрочем, кроме публикаций в газете, в 1959 году его стихи были в сборниках «Радуга» и «День поэзии», в 1960-м – в альманахе «На родной Земле». В «Радуге» – лирическое стихотворение «Скворцы»; в «Дне поэзии» – очередное обращение к теме войны «Баллада о горячем песке», в котором рассказывается о том, как немцы вели на расстрел подпольщиков, а также лирические  «Что мне в березе нравится» и «Май»; в альманахе – «Агроном».
Можно, конечно, процитировать строки из названных произведений, чтобы в очередной раз показать мастерство поэта, ведь они наполнены светом добра, созидания, торжеством духа над бездушием, нравственности над безнравственностью. Но лучше все же проинформировать читателя о том, что в сборнике «День поэзии» вместе с Москаленко приняли участие такие известные в стране поэты, как Н. Асеев, В. Гордейчев, Н. Григорьева, Д. Ковалев, Н. Корнеев, М. Обухов, Н. Овчарова, Е. Полянский, Н. Сидоренко. Это в очередной раз говорит о высоком уровне поэтического дара обоянского поэта.
 Так уж вышло, что пик творчества Москаленко, на мой взгляд, пришелся на пятидесятые и шестидесятые годы. Именно в этот период времени, он издает персональные сборники, систематически публикуется в альманахах и коллективных сборниках, а еще активно и тесно сотрудничает с газетами «Курская правда», «Молодая гвардия», «За коммуну».
Работая в отделе краеведческой литературы Курской областной библиотеки с каталогами, удалось выяснить, что в пятидесятые годы он, кроме выше названных, также опубликовал в «Курской правде» стихи «Над землей» и «Солдатка». К тому же во второй по общественному и политическому значению областной газете «Молодая гвардия» в этот период увидели свет его «Гроза», «Строитель», «Жаворонок», «Картина» и «Зимний ручей». А в обоянской районной газете «За коммуну» прошли апробацию стихотворения «Осеннее утро», «Маленькие басни»  и рассказы «Возвращение», «Первый встречный», «Всё в порядке», «Концерт в Липках» и «Морда».
В 60-е годы в «Курской правде» было не менее пятнадцати публикаций произведений Виктора Москаленко. Среди них басня «Лошадиная идиллия», рассказ «Будем сеять пшеницу» и дюжина стихотворений, в том числе патриотической направленности «Партизанская мадонна» и «Курские дали». Трижды к стихам поэта из Обояни обращалась «Молодая гвардия», напечатав  «Песню о Кубе» (7.02.1961), «Рассвет» (27.04.1961) и «Мёд» (11.08.1961). К тому же в 1963 году он опять поучаствовал в коллективном сборнике «Сердце моё – земля», опубликовав здесь стихотворение «Солдатка».
Ждут женщины упорно, неизменно
Своих мужей: и тех, кто смерть пал,
И кто не мёртвый, не живой, не пленный,
Как камень в воду, без вести пропал.

В 1965 году по распоряжению из Москвы было ликвидировано Курское книжное издательство, что стало тяжким ударом по всем курским поэтам и прозаикам. Естественно, не минула сия беда и обоянского поэта Виктора Москаленко. Все семидесятые годы он почему-то нигде не печатался. И только в 1980-м опубликовал в «Курской правде стихи «Золотая свадьба» (20 января) и «Охотнику» (29 июня). Еще одно стихотворение «Осенний огонь» в этой газете было напечатано 25 октября 1981 года.
В восьмидесятые годы, когда Москаленко было уже за семьдесят, и он, по воспоминаниям курской поэтессы и члена СПР с 2010 года Т.Ю. Кравец, считающей себя его ученицей на поэтическом поприще, возглавлял литературное объединение обоянцев при редакции районной газеты и много дал начинающим поэтам при их становлении на поэтическое крыло.
Последним крупным изданием, в котором принял участие Виктор Москаленко, стал коллективный сборник «Слово бойца», изданный в Воронеже в 1985 году. Поэт из Обояни здесь представлен стихотворениями «Отец», «Лошади» и «Баллада о семенах», посвященное нашим женщинам-труженицам. Все стихи – продукт зрелого творчества, поэтому хоть по одной строфе, но процитируем из каждого.
Вышел отец на улицу, сел на сухие ели,
Руки свои большие пальцы в пальцы сложил.
То ли они загорели, то ли они задубели,
Цвет их темно-коричневый,
все они – сплетение жил.

***
Лошадей уважаю
За то, что они воевали,
Что их, как и нас,
На дорогах войны убивали.

***
Я вижу их бойцами
В отваге боевой
Идущих с семенами
В весенний тяжкий бой.

К сказанному остается добавить, что в этом сборнике приняли участие курские поэты-фронтовики, писавшие на тему о войне – Н. Корнеев, И. Баскевич, Н. Истомин, А. Кепов, Е. Маслов и другие.
Умер Виктор Матвеевич Москаленко 7 июля 1989 года. Похоронен в Обояни.
Заканчивая работу над очерком, я позвонил в Обоянский районный краеведческий музей, чтобы узнать, хранят ли обоянцы память о своем талантливом земляке – поэте и баснописце, и, к сожалению, услышал отрицательный ответ. В очередной раз стало грустно и горько: опять равнодушие и забвение одержали верх над памятью. Да, Виктор Москаленко не стал членом Союза писателей, не получил заветной для многих литераторов корочки СП СССР, но по силе и мощи поэтического таланта он многие годы шел в одном ряду с известными курскими поэтами Николаем Корнеевым и Егором Полянским, память о которых, слава богу, еще хранима курянами. Не мал его вклад и в развитие литературы края в послевоенный период времени, а уж в области сочинения басен и сатирических стихов ему и поэту Ю. Лебедеву из Курска равных во всей соловьиной провинции не было и нет. А потому не пришло ли время собирать некогда разбросанные камни?..


Рецензии