Музей истории школы. Глава 14. Профориентация

       На базе музея с самого его открытия началась  работа с выпускниками по профориентации. Мы изготовили стенд с картой Одесской области и на этой карте отметили красными кружочками города и посёлки, в которых находятся техникумы и профессионально-технические училища.  Этот стенд висел рядом с большим стендом «Гордость школы – славные дела её выпускников». Раз в две недели девятиклассники собирались в музее за круглым столом и знакомились с различными профессиями, которые можно получить в училищах и техникумах после окончания 9 класса. 

     Обязательно проводились различные тестирования, чтобы каждый выпускник лучше узнал свои возможности и склонности. Вот тематика таких занятий:
1. Хочу. Могу. Надо.
2. Кто я. Какой я.
3. Мне нравится и не нравится.
4. Кем хотел бы стать.
5. Кем стали наши выпускники.
6. Кем быть – каким быть.
7. Встречи с нашими выпускниками.
8. Не позволяй душе лениться.
9. Экскурсия в Овидиопольское профтехучилище.
10. Экскурсия в Белгород-Днестровское педагогическое училище
11. Экскурсия в Одесский музей морского порта.
   
   Работа по профориентации начиналась с анкетирования. Выпускники отвечали на вопросы анкеты, которая позволяла определить склонности ребят. А в конце анкеты каждый должен был написать, кем он хотел бы стать. Следующего занятия ждали с нетерпением, чтобы узнать свои возможности. А потом в индивидуальных беседах уже определялись с выбором учебного заведения. Особенное внимание уделялось детям-сиротам.
   
    Хочется рассказать о Тане Чижиковой. Эту девочку привезли в первый класс чужие люди. Она никогда не знала своего отца, не помнила маму, которая оставила её на соседку и уехала в город на заработки, когда Тане было три года, как оказалось, навсегда.  Училась Таня слабо, зато была общительной, весёлой, дружелюбной, принимала участие во всех сферах школьной жизни. На занятиях по профориентации она проявила интерес к живой природе, захотела учиться на животновода. В Одесской области есть замечательный сельскохозяйственный техникум в селе Петровка. Мы с Таней поехали туда во время весенних каникул, потом ещё раз в июне, чтобы сдать документы. Тане всё понравилось – учебный корпус, общежитие, отношение преподавателей, прогулки по селу. Успешно сдав вступительные экзамены, Таня стала учиться в техникуме. Теперь она уже окончила сельскохозяйственный институт, вышла замуж , имеет двух дочек, успешно работает по специальности. 
   
   Встречи с выпускниками проводились  в первую субботу февраля, а также, когда кто-нибудь из бывших выпускников приезжал в родную школу-интернат. Такие встречи проводились в актовом зале или в комнате отдыха за дружеским чаепитием. А в тёплое время – во дворе школы.
    Особенно запомнилась встреча с нашим выпускником Петром Наумовым. Петя учился в школе-интернате с пятого класса. Привез его в начале сентября его отец – инвалид на костылях – после смерти матери от туберкулёза. Через год и отца не стало.  Учился Петя старательно, хоть это было ему нелегко. После окончания 9 класса он уехал в Одессу, где в семье родного дяди окончил общеобразовательную школу и поступил в  университет на юридический факультет.  Экипаж «Юнга» и его замечательные воспитатели Виолетта Дмитриевна и Татьяна Дмитриевна все годы были для Пети близкими и родными, поэтому он часто приезжал в школу-интернат. В один из приездов, когда Петя уже заканчивал учебу в университете, ребята окружили его во дворе перед учебным корпусом и стали расспрашивать обо всем. Кто-то спросил: «Чтобы учиться в университете, надо, наверное, быть в школе отличником?». На это Петя ответил: «Надо быть хорошим и старательным».
   
   Иногда в музее мы проводили с выпускниками вечера за чашкой чая, читали любимые стихи Владимира Высоцкого, Николая Заболоцкого, одесских поэтов о дружбе, о смысле жизни, разговаривали обо всём, что волнует ребят, выходящих в самостоятельную жизнь. Эти дружеские беседы были полезными для выпускников, помогали разобраться  в себе, оценить свои возможности. Куда может поступить после школы ребёнок-сирота? Оказывается, очень важно выявить еще в средних классах способности и склонности. А потом развивать их и настраивать воспитанника на хорошую учебу .

   Наши выпускники, которые учились без «троек», имели возможность поступить без экзаменов в Одесский станкостроительный техникум. Связь с этим замечательным учебным заведением началась ещё в 1982 году и продолжалась много лет. Там хороший педагогический коллектив, хорошее общежитие. Многие наши выпускники успешно там учились и получали хорошие специальности, а потом могли продолжить обучение в вузах. А самые способные поступали в техникумы после сдачи вступительных экзаменов.

   Школа гордится Игорем Кучеровым. Этот мальчик прибыл в школу-интернат вместе с сестричкой Аней, младше его на год, в первый класс. Учился Игорь легко и хорошо. После 9 класса успешно сдал экзамены и поступил в техникум связи – один из самых престижных техникумов Одессы.  И там он учился отлично, так что после техникума его зачислили сразу на четвертый курс в академию связи.  Таких ребят, которые сумели сами достичь высот, добиться успехов в жизни, немало. Правильно говорит добрая пословица: « Кто хочет, тот добьётся». 


Рецензии
Уважаема Рита!

Очень познавательные истории изложены Вами в рамках описания работы школьного музея. Так и хочется посмотреть его экспозицию вживую. Почему бы не показать подборку интереснейших фотографий музея на страницах рассказа на Проза.ру. Помощники наверняка найдутся. С фотографированием и публикацией снимков на Прозе в наше время нет никаких проблем.

Жду возможности посетить школьный музей в ваших рассказах.

Творческих успехов!

Александр Соханский   06.02.2024 15:22     Заявить о нарушении
Я постараюсь к каждой главе выставить фото!
Спасибо Вам за прочтение и добрый отзыв!
С теплом,

Рита Аксельруд   06.02.2024 20:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.