Человек с киноаппаратом

ЧЕЛОВЕК С КИНОАППАРАТОМ
режиссёр ДЗИГА ВЕРТОВ, 1929

Фильм потрясает. Смотрели вместе с женой. Очень много мыслей, очень много эмоций.
Потрясает еврейское происхождение авторов. Дзига Вертов – псевдоним одного из трёх братьев, которые все прославились как кинематографисты. Они родом из польского города Белостока, который входил тогда (конец XIX века) в состав Российской империи. Родители отдали их в русскую школу. Затем они перебрались в Москву и стали деятелями русской культуры. Но о семье нужно отдельно...
Поразило имя Дзига. Ведь по-украински это юла, волчок. Оказывается, так же это звучит и по-польски. Это от польского Белостока...
Фильм немой, но можно увидеть много различных надписей на украинском языке. Меня это очень зацепило. «Пошта», «Їдальня», «Шлюб»… Если я правильно понял – это Киев и Одесса 20-х годов.
Поражает богатство фантазии автора, поражает искусство монтажа, поражает разнообразие сторон, пластов жизни, которые проносятся перед зрителем. Поражает разнообразие жизни. Поражает единство жизненных контрастов: рождение и похороны, жизнь и смерть, бедность и роскошь, труд и отдых, бездомность и устроенность...
Трудно объяснить, ещё труднее, пожалуй, понять, но было ощущение, что это НАША жизнь. Жена, когда увидела стиральную доску, воскликнула: «У меня такая была!». А ведь нас разделяет 40-50 лет интенсивного развития и изменения условий жизни. Мой быт был другим, но стиральную доску я тоже помню.
Самое главное, что хочу сказать, это ритм жизни, показанный в фильме. Все и всё движется с нечеловеческой скоростью. Показано время, когда ритм жизнь явно задаётся техникой, машиной. Люди не могут жить в таком темпе, но они подстраиваются максимально под ту скорость, которую задаёт техника, конвейер.
Время тяжелое, но люди смеются, играют, работают, отдыхают, женятся, разводятся... ЖИВУТ!
Я, пожалуй, ещё пересмотрю!


Рецензии