Приближение. Восхождение. Благодарение

      Цикл исследований "Лето Господне русской природы».
       «Великая Тайна, в красоте зимы русской явленная».    
    Часть первая «Белое Царство», Великую Милость дарующее»   
Глава вторая «Приближение,Восхождение, Благодарение…».
А теперь пред нами покрытый снегом лес в другом стихотворении Б.Л.Пастернака «Иней».
 Опять эти белые мухи,
И крыши, и святочный дед,
И трубы, и лес лопоухий
Шутом маскарадным одет.
 Снова образ Святок, хоть и не играет он той роли, что в предыдущем произведении. Просто вместе с лирическим героем мы словно входим в сказку. Входим  с чувством трепета пред некой тайной – снова пред Тайной...
 Ты дальше идешь с недоверьем.
Тропинка ныряет в овраг.
Здесь инея сводчатый терем,
Решетчатый тес на дверях.
За снежной густой занавеской
Какой-то сторожки стена,
Дорога, и край перелеска,
И новая чаща видна.
 Сколько здесь символов, если всмотреться, если вникнуть! И узкая тропинка, что «ныряет в овраг»,  но потом из оврага, конечно, поднимающаяся… 
  А потом вдруг словно из-под земли вырастает сказочный терем. Думаю, все с детства помнят, как заблудившиеся в лесу путники в глубине леса находят избушку –  и «находка» становится судьбоносной. Терем закрыт, как Тайна скрыта от глаза человеческого...
 И снова дорога  в неизвестность, в которую погружаемся мы вслед за лирическим героем.  А все эти таинственно-философские образы созерцанием зимнего пейзажа рождены…
  Но вот конец пути  - потому что «цель достигнута». Оттого и финал произведения более определённый, чем у того,  о котором мы в первой главе говорили:
 Торжественное затишье,
Оправленное в резьбу,
Похоже на четверостишье
О спящей царевне в гробу.
И белому мертвому царству,
Бросавшему мысленно в дрожь,
Я тихо шепчу: "Благодарствуй,
Ты больше, чем 
просят, даешь".
  Конечно, Царство, в котором находится читатель вместе с лирическим героем,                не «мёртвое» – «смерть» -  только видимость. Говоря словами самого же поэта, это -  «торжественное затишье» перед началом новой жизни весной, потому что «жизнь зарождается в мраке таинственном», как написал в одном из первых стихов своих другой великий поэт, упоминаемый уже  И.А.Бунин. Но не только, конечно. 
      То, что умерло, то, что дух утратило, дать ничего не может! Даровать, тем более, «больше, чем просят», может лишь Тот, кто смерти не «подвержен», кто смерть победил! Тот, Чьё Царство Вечно! Он дарует  «больше, чем просят» - ведь Милость Его несоизмеримо больше, чем может постичь ум человеческий. А потому должно внимать  и благодарить за великую милость дарованную!
   Значит, показал, вернее, - отразил поэт через образ заснеженного зимнего леса, ныряющей в овраг тропинки и таинственного терема духовное восхождение! Оно и стало «достигнутой целью», о чём мы уже сказали! …
 Помните прекрасные строки А.М.Жемчужникова о «Святой поре» золотой осени?                Мы о них в «осенних» исследованиях беседу вели. Земля «небу за былое шлёт благодаренье».  И, конечно, «шлют» не только лес и поле, но и люди, на земле живущие. И благодарное сердце произносит эти проникновенные слова! 
     «Богом именуем, о Великий Зодчий!» - восклицает в финале лирический герой А.М.Жемчужникова за дарование духовных очей, духовного слуха, за возможность и право прикоснуться к Миру Духовному. 
  Благодаренье звучит, конечно, пусть более сдержанно, и в строках Б.Л.Пастернака. Великая Милость, много большая, чем человеческому уму постичь возможно, дарована Создателем и  «осенью прозрачной в сельской тишине», и в зимнем, сказочном  лесу. Дарована тем, чьё сердце не разучилось любить и быть благодарным! …


Рецензии