C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Открыть дверку в мир поэта

Евгения Сергеева-ученица Суворовской школы № 1               
Исследовательская работа "Личность и общество"


                Нам ещё учиться надо жить-
                Любоваться днем и светом звёздным,
                Дружбой бескорыстной дорожить,
                Говорить «люблю, пока не поздно.
                Научиться снова тех прощать,
                Кто тебя никак не понимает,
                Все с себя до нитки отдавать,
                Втайне корысти не ожидая.
                Нам ещё учиться надо жить,
                За себя и ближнего в ответе.
                Как ты прожил? Не с кого спросить,
                Лишь с себя – на том и этом свете.
                Осени ласкающей рукой
                Помяни меня в своих молитвах,
                Чтобы совесть беспощадной бритвой
                Не кромсала в тишине ночной.
                Нам ещё учиться надо жить,
                Не смотри, что время быстротечно.
                Надо жить, но жизнь не торопить.
                Загадав, увидеться в предвечном.
   Это строки стихотворения «Нам ещё учиться надо жить»  Глеба Николаевича Дейниченко. Именно ему посвящена моя исследовательская работа, тема которой  «Человек в истории России – ХХ век. Личность и общество».
   Я не случайно остановила свой выбор на поэзии, потому что убеждена: литература делает мою жизнь интересней и красочней. Ведь если б её не было, мы не смогли бы реализовать свои мысли и впечатления. Мы не зачитывались бы до поздней ночи интересными книгами, а на следующий день не рассказывали бы о прочитанном. Все наши дни казались бы однообразными, скучными, похожими друг на друга, как две капли воды. Литература – это часть человека, часть его жизни. Зачем нужны стихи? Что дает поэзия? Ответить на эти вопросы мне помогла одна сказка-притча.
   «Жил-был город. Дома в нем были высокие, прочные, улицы широкие, светлые, но все какие-то одинаковые. Так что самые давние жители легко могли заблудиться. Город был большой, люди в нем жили разные, но каждый, кто приезжал и видел их, утверждал, что все они очень похожи и вот почему: жители этого города не умели радоваться хорошему и огорчаться плохому.
   Но ведь все люди не могут быть одинаковыми! Вот и в этом городе жил один чудак. Это был обыкновенный человек, такой же, как и мы с вами. Но жителям города он казался чудаком, потому что подолгу мог смотреть, как падают листья, мог услышать и даже записать, о чем шелестят деревья.
   И был в этом городе большой старый сад. В нем росли деревья, распускались цветы, пели птицы. Но люди не замечали всего этого. Они приходили сюда только потому, что это было полезно – полезно двигаться, полезно дышать насыщенным кислородом воздухом. И только чудак приходил сюда весной и осенью, зимой и летом, приходил, чтобы полюбоваться красотой сада. Стоило ему появиться, как к нему спускали свои деревья, к нему тянулись лепестки цветов, только для него пели птицы. Ведь чудак
замечал то, чего не видели остальные, мог удивительно точно и красиво об этом сказать. И благодарный сад становился ещё прекраснее.
   Представьте себе… Апрель. Воздух нагревается под теплым солнышком, всё дышит весною. А наш чудак, посмотрев вокруг, произнес:
     Чернеет лес, весной разбуженный,
     Весенней сыростью объят.
    А  уж на ниточках жемчужины
     От ветра каждого дрожат.
               Бутонов круглые бубенчики
               Ещё закрыты и плотны,
                Но солнце раскрывает венчики
               У колокольчиков весны.
Вот такие стихи звучали, когда чудак бродил по городу и саду. Стихи слушали деревья в саду, звери и птицы. А люди не хотели слушать и понимать их. И чудак ушел из города искать людей, близких ему, которые видели и понимали прекрасное. А сад ждал своего друга. Без него увяли цветы и деревья, перестали петь птицы. Сад умирал. 
   Жители города не могли понять, отчего это происходит. Но вот один из них вспомнил, что сад начал погибать тогда, когда ушел из города чудак. И тогда люди кинулись разыскивать его и сказали: «Погибает наш сад. Верни нам его». Чудаку было очень жаль своего друга – сад, и он вернулся. Он вошел в умирающий сад, и … случилось чудо. Он шел, и на глазах изумленных жителей города оживали цветы и деревья, начинали петь птицы. И тогда люди увидели, как прекрасен их сад. Поняли они и того, кто вернул им красоту и радость. Они больше никогда не будут называть его чудаком. А будут называть Поэтом.
   И когда жители города гуляли по своему саду, который был прекрасен в любое время года, они часто вспоминали стихи и читали их».
         Почему мы не верим, друзья, в чудеса?
         Иль время лихое нам застит глаза
         И вовсе не надо гоняться за чудом,
         Испытывать рок на далеких Бермудах?
                Смотрите, как ярок и радостен мир,
                И солнце – единственный в мире кумир.
                Ты к небу, коль хочешь, мечтою лети,
                С богами беседуй на Млечном пути.
         Взгляни, как прекрасно широкое море,
         Как волны шумят на бескрайнем просторе.
         А разве не чудо – зелёное поле,
         Где ветер гуляет свободный, как воля?
                Иль сказкою манит задумчивый лес?
                О, сколько на свете бывает чудес!
                Лишь душу и мысль не таите под спудом,
                Завеса спадет, и вам явится чудо.
                «Чудеса»
   Рядом с нами живет человек и видит мир, нашу жизнь, временами беспросветную, совершенно другими глазами. Он, не единожды раненый, но не сломленный этой жизнью, всегда остро чувствует и трагизм, и крупицы радости, умеет особыми завораживающими словами рассказать о своих переживаниях.
    Стихи, написанные Глебом Николаевичем Дейниченко, объединены главным – любовью к жизни, стремлением видеть в любом её проявлении благо, добро, красоту.
     Куда б ты не спешил, хоть за насущным хлебом,
     Постой, не торопись, мой незнакомый друг,
     Есть много благости между землей и небом,
     Остановись на миг и оглянись вокруг…
                «Не спеши»
   Я думаю, что истоком его вдохновения служат люди, с которыми он встречается, события, участником которых он является, одним словом – его биография. А она у Глеба Николаевича очень интересная.
   Родился Глеб Николаевич в Бухаре. Детство и юность прошли в Сталинабаде. По воспоминаниям, это
                Город солнца золотого,
                Город желтых фонарей.
                Город воздуха хмельного.
                Город юности моей.
                «Наш город»
   Тогда жизнь была очень тяжелая. Часто ощущалась нехватка средств для существования. Но всё равно Глеб Николаевич очень тепло вспоминает эти годы. Ведь именно тогда сформировался его характер. Характер надежного, стойкого и веселого человека. Школа не давала скучать. Учеба, общественные дела – Глеб Николаевич всегда находился в центре школьной жизни. За активность его выбрали секретарем комсомольской организации школы.
   Твердо решив, кем он хочет стать, Глеб Николаевич поступает на филологический факультет Таджикского государственного университета. Здесь он начинает расти, как журналист. Но не только. Именно в студенческие годы Г.Дейниченко открывает в себе бесценный дар – дар поэта. Но тогда он не задумывался серьёзно стать поэтом. Его однокурсники, друзья предлагали «вывести в свет» его творения. Но он отказывался, продолжая писать стихи только в отдельную тетрадочку, для себя.
   Но вот закончились лекции, закончились сессии, и перед молодым Дейниченко открывается большой мир, в котором ему предстояло закрепиться. И Глеб Николаевич, избрав профессию журналиста, не ошибся. 20 лет он работал в системе ТАСС. Сначала корреспондентом, затем заведующим промышленно-экономическим отделом, а затем и главным редактором. Кроме того, у Глеба Николаевича есть опыт  работы на радио, а конкретно – на радиостанции «Юность».
   Глебу Николаевичу безумно нравилась его деятельность. Конечно, за время работы случались и неприятности, из-за которых он просто  мог потерять работу, но все это Глеб Николаевич выдерживал достойно. Об одном таком случае он мне поведал.
 «В моей жизни много было моментов, где предстояло отстаивать свои взгляды и просто иногда дрожать за свою биографию. Вспоминается вот такой случай. Строили крупнейший у нас в Союзе, в СССР, Таджикский алюминиевый завод. Он и сейчас один из крупнейших у нас, да и в мире не на последнем месте. Послали меня туда от редакции ТАСС для подписания ввода этого предприятия в эксплуатацию… Я приехал, и тут же мне позвонил  представитель райкома и сказал: «Зачем ты будешь в толпе среди всех ходить. Сиди и жди, я тебе оттуда позвоню и скажу, что подписан акт об эксплуатации». Я согласился. Прошло время, раздался звонок, он и говорит: «Давай звони своим, подписано». А существовала такая система. Если и звоню откуда-то к себе в редакцию, там уже подготовленную информацию отправляли в ТАСС в Москву, и она шла по всем газетам, радио, телевидению по всему Союзу. Я позвонил. Машина закрутилась. Все информационные агентства дали сигнал о вводе  предприятия в строй, и я радостно поехал домой. На другое утро вызывают меня к директору, говорят:
   - Слушай, это что такое?! Акт не подписали!
   - Как?!
   - Вот так! Там какой-то представитель от пожарной охраны не подписал. Подписи нет. Все. Скандал, вплоть до уровня ЦК партии. А ТАСС – это такая организация, где одна ошибка или одно неправильное сообщение, и тебя увольняли, без права на поступления во все другие органы печати. Ну, ладно. Я пошел готовиться собирать свои пожитки. Прошел день. Снова вызывают. Директор говорит:
   - Спасибо тебе.
Я растерялся, говорю:
   - А в чем дело?
   - Понимаешь, вчера позвонил первый секретарь ЦК и сказал: «Передай большое спасибо корреспонденту, поскольку он ускорил ввод в эксплуатацию этого предприятия».
Вот так. Этот случай существенный отпечаток в моей памяти».
   Статьи Глеба Николаевича всегда были востребованы. И он писал. Писал на любые темы. И когда случилась перестройка, а затем и гражданская война, спровоцированная националистами-исламистами, - он не смог не отреагировать на это.
     Граница России – Таджикистан.
     Там все продолжается Афганистан.
     Там слева душман и справа душман,
     Нам в спину стреляют и тут, и там.
                Я был на границе, я жил на границе,
                Она мне ночами все снится и снится.
                Там каждая стёжка как ока зеница,
                Там и жизнь и судьба как слеза на реснице.
    Река пограничная бешено мчится,
    Волнами в солдатское сердце стучится.
    Здесь бой не прощает ошибок и проб,
    За них – похоронка и цинковый гроб.
                Сказал мне седой лейтенант из Калуги,
                Что здесь потерял он и брата, и друга.
                Теперь он у матери только один,
                Седой лейтенант в свои двадцать один.
     Граница, граница, столбов вереница…
     Наверно, истории не измениться:
     В России всегда было много границ
     И в пятнах кровавых тяжёлых страниц.
                «Южная граница»
   Естественно, высказывания Глеба Николаевича не привели в восторг провокаторов этих волнений. Но он продолжать отстаивать свою позицию, свое мнение. И всё же Глебу Николаевичу пришлось переехать из Таджикистана в Россию. Конечно, нелегко было решиться на это. С 1993 года живет в Суворовском районе. Здесь, на моей малой родине, Глеб Николаевич нашел дело по душе. Журналист… Он не смог расстаться с этой профессией. На протяжении 5-ти лет Глеб Николаевич работал в районной газете «Светлый путь». Статьи его были в основном о жизни в российской глубинке. Но и другие темы не были оставлены без внимания. Я читала его статьи, и меня всегда привлекало не только содержание, но и названия: «Настроение – рабочее», «Под «Алыми парусами», «Другой судьбы не хочу». Сразу чувствуется, то написано не просто так, для галочки, а с душою.
   Как же произошло моё знакомство с поэтом Глебом Дейниченко? Первая моя встреча состоялась на школьном литературном вечере. Для меня этот день был знаменательным. Да и для Глеба Николаевича это тоже был важный день. Ведь именно тогда Лидия Николаевна Ермакова, учитель русского языка и литературы, заслуженный учитель Российской Федерации, первая вызвала Глеба Николаевича и его стихи на публичное слушание. С того дня мы узнали о талантливом, удивительно добром и чутком человеке – поэте Глебе Дейниченко.
   В то время я училась в 6-ом классе. Меня попросили сыграть главную героиню – метель- из стихотворения «Метель». Я, конечно, согласилась, потому что очень люблю читать стихи. Метель предстала передо мной как живое существо: она обнимала, целовала, прижимала к лебяжьей груди, гуляла удалая. Тогда я еще не знала, что на вечер придет сам автор – Глеб Николаевич Дейниченко. И когда до меня дошла эта новость, тут же охватило жуткое волнение. Я часто выступала, играла перед многочисленной публикой, но тут… Тут совсем другое. Мне предстояло играть роль метели из стихотворения перед человеком, который создал его, трудился над ним. Я представила, что увижу серьезного, задумчивого и строгого человека, потому что именно такими всегда воображала себе поэтов. Но вот прошло время, и литературная гостиная в очередной раз открыла нам свои двери.
   А вот и долгожданный гость! Момент, когда к нам вошел  Глеб Николаевич, я помню до сих пор. Тогда в голове промелькнула мысль: «Не такой уж он и строгий, совсем наоборот». Меня сразу же покорили его доброта, застенчивость, душевность.  Последовало мое выступление. Ну и зря я волновалась! Глебу Николаевичу очень понравилось. На протяжении всего вечера он внимательно смотрел на выступающих ребят. Иногда о чем-то  задумывался. Улыбался. Порой на глазах блестели слезы. И в глазах я видела радость, радость за нашу молодежь, которая «не ушла» в мир компьютеров и телевизоров, она умеет читать и понимать стихи, написанные с душою, от всего сердца.
   Спустя 3 года судьба подарила мне возможность встретиться лично с Глебом Николаевичем Дейниченко. Я пришла к нему в гости. Мне было интересно, узнает ли он меня. Спустя несколько секунд Глеб Николаевич признал, что перед ним стоит та самая «метель», героиня его стихотворения. Разговор получился интересный. Больше говорил Глеб Николаевич, вспоминал интересные истории, много шутил. Я волновалась. После интервью хозяин угостил меня зеленым чаем с жасмином. Когда я уходила, он сказал: «Приходи ещё ко мне в гости. Буду рад!» Я согласилась и обещала прийти.
   Я пришла в самый интересный момент – момент рождения нового стихотворения, которое Глеб Николаевич только что написал. Интересно, что выбор необходимых слов требует от автора напряженного труда. Но у Глеба Николаевича не было ни одного исправления. Словно под диктовку. Я первая прочла стихотворение, несколько изменив ход событий, так как раньше это была его жена Вера Владимировна. Как же интересно и легко было читать! Из безбрежного океана слов Глеб Николаевич отобрал такие, которые с наибольшей силой доносят до нас красоту природы родного края. В тот день тем для разговора было много. По моей просьбе Глеб Николаевич вспомнил свое первое стихотворение. Его он написал в 8 - ом классе, а называлось оно «Поэма о хлопке».
   В стихотворениях Глеб Николаевич выражает свои мысли и надежды, своё ощущение и отношение к жизни. А сколько их было создано?! В каждом автор оставил частичку своей души. Мне нравится стихотворение «Плакать подожди». Я прочла его, когда мне было грустно. И это подействовало, как успокаивающее средство. Теперь, когда мне тяжело, вспоминаю эти строки: «Хорошо на свете – плакать подожди».
   В январе 2005 года был подписан в печать первый сборник стихов Глеба Дейниченко «Созвездие Льва». Как говорит сам автор, «плоды многих лет жизни, раздумий, утрат и надежд – мои стихи – собраны в этой книге».
   Главный герой книги Глеба Дейниченко «Созвездие Льва» - творческое воображение художника, способное разбудить фантазию читателя. Для поэта это одно из важнейших проявлений человеческой личности. Человеческая мысль без воображения бесплодна. Есть французское выражение: «Великие мысли исходят из сердца». Пожалуй, вернее было бы сказать, что великие мысли исходят из всего человеческого существа. Сердце, воображение и разум – вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой.
   Поэзия для Глеба Николаевича – поклонение Слову, всечасная и трепетная работа, поиск образа и выразительности.
                Когда душа свободна от постоя
                Сомнений вечных и невзгод,
                Бежит творенья слово налитое,
                Не вызревает долгожданный плод.
                Благодарю тебя, Великое начало,
                За терний россыпь и завал преград,
                За штормовое море у причала,
                За тень надежд и нищету заплат.
                Мне не пришло наития благого
                Воздвигнуть тихий вертоград.
                Я верую – «Вначале было Слово…»,
                Как молния с восхода на закат.
                Я верую в духовное причастье
                К словам, рождающим набат,
                К таинственной природе слова счастье,
                И к слову Бог, и к слову свят.
                «Верую»
   О том, как все-таки появляются стихи, Глеб Николаевич поделился своим секретом: «Когда я сочиняю стих, то для себя мысленно подбираю мотив на него. Тут же всплывают различные образы, а затем появляется и сам текст. Это как музыкальное явление, оно должно естественно катиться».
   Глеб  Николаевич по гороскопу Лев. Он обожает этого царственного гордого зверя. Любит солнце, золотой и синий цвет.
                Я губ твоих из кружки синей
                Пью ласковое вино.
                С окон грозит февральский иней
                Мне все равно.
                Мне все равно, какое время
                Там, на дворе.
                Моих коней ты держишь стремя.               
                Вся в серебре.
                Цвет синий – синий ты угадала,
                Понять сумев.
                А, может быть, с рожденья знала,
                Что любит Лев?
                Пью за тебя из кружки синей,
                В край налитой.
                Играет гривой и мягкой силой
                Лев золотой.
                «Знак Зодиака»
Вот из этого сложились звезды вдохновения – циклы стихов, вошедшие в сборник «Созвездие Льва».
   Открывается сборник циклом под названием «О себе». Здесь каждое стихотворение – как бы путешествие в прошлое и раздумье о себе сегодняшнем. В стихотворении «Моя родословная» я читаю:
                Не исчисляя родословной,
                Дожив уже и до седин,
                Не знаю истины сословной:
                Кому в веках я брат и сын –
                Монголам, ариям, этрускам,
                Иль из атлантов я один?
               
                Мерцает луч надежды тусклый,
                Что я по крови славянин…
                Мой предок в буче гайдамацкой
                Владел дубиной боевой,
                А прадед в воинстве казацком
                Был славный писарь войсковой.
                Служить России и престолу
                Был чести долг, и был резон
                Носить, в бою не опозорив,
                И крест, и золотой погон.
                Пока жива земля седая,
                Храня народы разных стран
                Пребудут, вечность обретая,
                Потомки гордые славян.
                Я не рожден гипербореем,
                Не сын варяжских я дружин,
                Я в предках славных славянин.
С какой гордостью поэт говорит о своих корнях, о людях благородных, умеющих честно служить отчизне!
   В повести «Под солнцем» Глеб Николаевич вспоминает: «Мой отец был для меня всегда личностью исторической. Не потому, что с его именем были связаны какие-либо громкие дела. Нет, человек он был очень скромный. Но прожитая им жизнь совпала с событиями огромной исторической важности, всколыхнувшими весь мир. Как миллионы его соотечественников, он был втянут в стремительный водоворот Октябрьской революции, первой империалистической, гражданской и Великой Отечественной войн… В нашем семейном архиве сохранилось немало фотографий. Из далекого прошлого глядят на нас штатские, и военные, женщины с зонтиками и в шляпках. На фотографиях молодой человек в тройке. Короткие светлые волосы на пробор. Правильный нос, глаза смотрят спокойно, открыто. На обороте черной тушью четко выведено: «Сим удостоверяю: податель сего Николай Петров Дейниченко, 1897 г. рождения, слобода Гуляевка, хутор Фролов».
Хуторской атаман…». Далее – подпись, печать, дата – 1914 год.
   Мой отец. Помню, он иногда говорил, посмеиваясь о себе, почему-то во множественном лице: «гуляевские казаки мы…». Откуда на просторах волжских степей образовался хуторской казачий быт? Об этом  отцу  рассказывал его отец, мой дед. Человек грамотный по тому времени, он служил писарем у хуторского атамана… В семье , где рос мой отец, было 14 детей. Ребят не баловали. Все трудились с раннего утра до заката, и самым маленьким находилось дело – гусей пасти. Отец мой побывал и мальчиком в магазине у приказчика, и подносчиком на соседней кондитерской фабрике.
   Началась первая империалистическая война, и старшие братья отца ушли на фронт. Моя бабушка по матери, дожившая до 100 лет, хорошо помнила это время: «Сколько людей погибло, сколько искалечило…».
   … На тонком, сиреневатого цвета, листке бумаги скупой машинописный текст: «Назначить Н.Дейниченко временным военным комендантом г.Луганска. Пом. начальника 16-ой стрелковой дивизии Медведовский». Дата: 1918 год.
    … Великая Отечественная война… В 1941-ом году мы получили извещение, что отец пропал без вести. Его мобилизовали ещё до начала войны… Он служил под началом генерала Карбышева в войсках, которые строили оборонительные укрепления вдоль Западного Буга… Пропал без вести мой отец. Снова я увидел его только в 1948 году…
    …Уже кончилась Великая Отечественная война. Вернулись домой все, кому суждено было вернуться. Мать плакала, бабушка вздыхала: «Господи, что же это: ни живой, ни мертвый – без вести пропавший».
   … Пять долгих лет пребывания в страшных лагерях смерти. Пять лет умирать каждый день, в любую минуту. Десятки тысяч умерли, сгорели в огне крематория. Ледяной глыбой застыл, облитый на морозе водой, генерал-мученик Дмитрий Михайлович Карбышев…».
   Время расставило акценты на исторические события и исторические личности. Время дало непредвзятую оценку вольным и невольным поступкам многих людей.
   «Наша семья бережно хранит книгу с дарственной надписью автора Александра Моисеевича Иосилевича «Победили смерть», вышедшую в Харькове в 1964 году, когда отца уже не было в живых. Это рассказ об узниках Маутхаузена, о борьбе патриотов в фашистском плену за колючей проволокой. Об одном из них – моем отце».
   Не случайно и в «Созвездии Льва» в цикл «Непогасшая память» вошли стихи о войне – Великой Отечественной, афганской, чеченской ( «Чечня», «Два Ивана», «Победители», «У обелиска», «Память» и другие).
                Он убит в сорок первом, в лесу белорусском,
              На болотине топкой не оставил следа.
              Стоит вспомнить его, мне становится грустно –
              И тогда, и полвека спустя, и всегда.
                Почему оступился на кочке проклятой
                Он тогда, а не раненый я?
                Он был послан вперед с донесеньем комбатом,
                Чтобы встреченным быть по паролю «Земля».
              Он упал, точно камень, в болото лесное,
               Те, кто ждал, не дождавшись связного, ушли,
               А комбат и хозяйство его боевое
               Беззаветно под танки с крестами легли.
                Из немногих друзей дожил я до Победы,
                Но в тот лес возвращаюсь опять и опять.
                Почему же он мне ничего не поведал?
                Почему своей тайны не стал доверять?
               И в ответ шепчет мне не погасшая память –
               Самый строгий и яростный наш властелин:
                «Помнишь бой и над Брестом горящее пламя?
                Ты тогда не поверил, что мы победим…
                «Память»
   Читая стихи, посвященные военной тематике, я понимаю, почему поэт, человек, который по своему возрасту явно не мог принимать участия в войне, все-таки пишет о ней, более того – не может не писать. А все дело в судьбе. В той личной судьбе, которая начинается не в момент рождения человека, а гораздо раньше. В личной человеческой судьбе, которая никогда не бывает чем-то отдельным, обособленным от других человеческих судеб. Она, твоя судьба, - часть общей, огромной судьбы твоего народа. И существуешь ты на земле, продолжая не только собственных родителей, но и многих других людей. Тех, которые жили до тебя. Тех, которые когда-то защитили твой первый вздох, первый крик, первый шаг по земле.
   Родился Глеб Николаевич в Бухаре. Детство и юность остались в Сталинабаде. «Под солнцем» - так называется повесть Глеба Николаевича о детстве. Я с упоением и восхищением прочитала эту повесть, где моему взору предстали дорогие и милые сердцу поэта  места. Так написать мог только человек, искренне любящий свою малую родину, близких ему людей. Детство поэта выпало на предвоенное и военное время. «Май 1945 года выдался дождливый. Дожди шумели круглые сутки, наполняя водой глубокие арыки… Иногда налетал порывистый ветер, выгибая дугою стену дождя, и тогда дождевые струи туго хлестали по окнам нашего дома… Двухэтажный каркасный дом, построенный в 30-х годах, тогда считался хорошим жильем. Никаких коммунальных удобств в нем не было… Воду мы носили с улицы. Никогда в жизни я не пил более вкусной воды – ледяной, прозрачной, сладкой. Недаром здесь ходила пословица о том, что попивший нашей воды непременно приедет в этот город снова… Жильцы нашего дома жили, можно сказать, одной семьей, где тревога военных лет, тяготы, огорчения, маленькие радости становились общим достоянием…», - так начинается повесть о детстве, которое несмотря на все тяготы жизни, было по-своему особым периодом в жизни Глеба Николаевича. «… Самой  напряженной артерией в доме была лестница. Мы, ребята, пользовались ею вовсю. Мы носились по ней, сломя голову, вниз и вверх, скатывались по её отполированным перилам. Здесь мы вели бесконечные разговоры, сидя на лестничных ступенях, здесь, при свете коптилки читали страшные сказки, дрожа от ужаса в темноте, слушали непременные истории о домовых и мертвецах. Здесь играли в войну. Лестница была то боевым кораблем, где мы орали «Врагу не сдается наш гордый Варяг», то штурмовым  валом, который брали казаки-разбойники…Не знаю, чем так привлекала нас, ребят, лестница. Сейчас мне кажется, что на её узкой и крутой спине нам было тесно, но тепло. Не надо было искать общения на стороне: в любое время на лестнице была своя кампания…», - вспоминает поэт.
    «О себе» - стихи-воспоминания об азиатском солнечном рае, о школьных учителях и одноклассниках, друзьях-спортсменах, думы о своих истоках и поэтическом предназначении. Слова благодарности учителям я читаю в стихотворении «Спасибо вам».
               Когда мне трудно или больно,
               Когда не ясен жизни путь,
               Я в школу памятью окольной
               Себя стараюсь повернуть.
         Туда, к истокам мирозданья,
         Где начинала петь судьба,
         Где просыпалось осознанье,
          Тропинка памяти легла.
                Пойду по ней к воротам школьным,
                В свой класс любимый загляну,
                Вздохну по прошлому невольно
                И никого не прокляну.
         Увижу тех, кто в жизни долю
         Себе нелегкую избрал.
         Кто выверял душевной болью
         Всей нашей жизни идеал.
                Он был и есть, я это знаю,
                С годами вижу всё ясней,
                С тех лет далёких – с ним сверяю
                Судьбину Родины моей.
          И за науку эту вечно
          Спасибо вам, спасибо вам,
          Моим простым и человечным
          Далёким тем учителям.
   С какой добротой в повести «Под солнцем» пишет Глеб Николаевич о годах ученичества, о любви к литературе, истории, о любви к школе. «В нашей домашней библиотеке была толстенная книга сочинений А.С.Пушкина…. Я листал страницы с литографированными репродукциями к «Евгению Онегину», «Медному всаднику», прекрасным пушкинским сказкам. Читать тогда я ещё не умел. Я просил почитать крестную, тётю Лелю… Но шли годы и я снова возвращался к Пушкину. Я читал по складам, иногда смутно понимая прочитанное. Постепенно пушкинские стихи стали крепко западать в память, и в школе я без труда учил целые куски… Со временем и на всю жизнь я понял, что стихи Пушкина – это огромный человеческий мир, огромная разнообразнейшая информация к бесконечному размышлению, переосмыслению, сравнению, поиск истины в вечном споре добра и зла, любви и ненависти… В школе мы взахлёб учили историю…».
   «Моя любимая родная школа, вторая мужская, потом восьмая имени академика Е.Н.Павловского. Я видел его, когда он дважды приезжал к нам в гости. Совсем седого, старенького, в мешковато сидящем на нем мундире с генерал-лейтенантскими погонами…
   … Мои дорогие учителя, научившие нас думать, понимать окружающий мир, отличать настоящее, стоящее от фальши, и самое главное – ценить дружбу, уважать человека.
   Никогда потом, в университете, в дальнейшей жизни не было так много открытий, так много встреч, новизны мироощущения, которые подарила нам школа».
   В философском цикле «Тризна жизни» представлены стихи, в которых автор пытается разобраться в себе, найти Истину, опору в вере, преодолеть сомненья. Эти стихи можно объединить, на мой взгляд, общим названием «вечное»: о любви, о счастье, о сложной, непредсказуемой жизни – вообщем, о нас с вами. Как жить? Во что верить? Чему служить?
                Зачем живем? – пылинки на стопах тысячелетий.
                Вся наша жизнь – рой точек, запятых,
                Во временах отлитых междометий
                И всё-таки таких безумно дорогих…
                «На разломе»
   Особые чувства вызывает у меня стихотворение «Письмо к Богу». Посвящено оно памяти Булата Окуджавы, с которым Глеб Николаевич был знаком. Меня поражает искренность лирических строк, их хочется читать и читать… Это что-то близкое, родное, сокровенное.
                Я напишу Вам письмо,
                А Вы, как всегда, не ответите.
                Я начал писать Вам давно,
                А Вас, может, нету на свете.
                Но я все пишу и пишу,
                Надежды пока не теряя,
                И рассказать Вам спешу,
                Но главное, что – сам не знаю.
                Я маленький, слабый такой,
                А Вы бесконечно огромный.
                Даруйте мне, Боже, покой,
                Прошу Вас, застенчиво скромный.
                Ещё попрошу защитить
                Любимых моих и безгрешных.
                И,  даже карая, щадить
                Прошу Вас в молениях вечных.
                Но если Вы всё же не сможете
                Простить всех моих дорогих –
                Сочтя их грехи, перемножьте,
                Распните меня Вы за них.
   Предо мной стихотворение «Благовест». Какое красивое, доброе, и в то же время таинственное название! Слово «благовест» соединяет в себе корни двух слов: благая весть. Если мы посмотрим в «Толковый словарь живого великорусского языка» В.Даля, то увидим, что оно означает «звон в один колокол для извещения о службе  церкви, и звон во время службы, по положению». То есть благовест – это звон, несущий радостную весть душе человека о бессмертии этой души, о возможности её спасения и возрождения, о необходимости духовного труда ради этого.
   Читаю стихи из цикла «Дары природы» и представляю себя идущей по извилистым тропинкам в лес с его разговором ключей и благоуханием трав, погружаясь в разнообразные мысли и состояния. Секрет обаяния поэта – в его зоркости. Это та зоркость, что в каждой малости открывается интересное, что в самом простом, обыденном явлении мы видим глубокое содержание.
   Я беру в руки газетный этюд под названием «Закат», читаю: «… вдруг, словно на экране кино, произошло чудо. На открытом пространстве полей, за резкими белыми силуэтами молодого березняка от края и до края низких небес из-под нижней тяжелой портьеры туч в глаза мне хлынула бездна огня… Ничего подобного до сих пор видеть не приходилось. Это был не просто закат. Это была феерия, оргия, апофеоз огня, империя закатных красок! Огненная лава изливалась до невидимого мощного вулкана, захватывая все вокруг, подступая к дороге… Закат пылал всеми оттенками огненной стихии. Ярко-красные, золотистые, алые, багровые, нежно-розовые, рубиновые, малиновые с проседью – текли нескончаемые потоки , переливаясь, переплетаясь в причудливые широкие полотнища и жгуты… Все вокруг потонуло в этом огненном море… Всё призрачной чередой плыло в огненно-сказочном половодье…
   Подумалось: Господи, сколько же добра, счастья, истинного высокого наслаждения разлито в окружающем нас мире. Всего лишь закат, случайная игра природы, физика света, а сколько прекрасного! И всё даром. Берите, тешьте натруженные сердца и души. Поистине бесценный и, может быть, совсем не случайный дар природы… Сказка кончилась, но свет радости остался, и я чувствовал его ещё долго».
   Стихи Глеба Николаевича Дейниченко очень мелодичны, музыкальны. Александр Сергеевич Ермаков, композитор, музыкант, написал музыку на стихи Глеба Николаевича и Веры Владимировны Дейниченко. Получились песни, которые хочется слушать: «Романс», «Свет невенчальный»,  «Ничего не взять с собою», «Серебряный юбилей», «Не спеши». Песни записаны на диске под названием «Времена», который выпустил Александр Ермаков. Это песни для души.
   Конечно же, моя исследовательская работа не могла вместить в себя всё, что написано Глебом Николаевичем Дейниченко и что хотелось бы рассказать о нем. И вместе с тем, я для себя приоткрыла дверь в богатейший мир поэта родного края.
    Сборник стихов Глеба Дейниченко под названием «Созвездие Льва» - это целое созвездие из стихотворений-звезд. Я благодарна поэту за книгу, за встречи с ним. Автор стихов – мудрый человек, интересный собеседник, Мастер слова.
                Снимите шляпы, господа,
                Когда вершит творенье мастер,
                И не мешайте никогда
                Произволенью Божьей власти.
                Он свят, он Дух, он Исполин,
                В часы прозренья роковые
                Один с Вселенной на один,
                Что для него цари земные?
                Его искрящийся полёт –
                Как россыпь звездного каскада,
                Он мыслью спелой изойдёт,
                Струёй живого водопада.
                Он гений тех, кому дано
                Душой не мелкой обладанье,
                В ком бродит древнее вино
                От  древа вещего познанья.
                Снимите шляпы, господа,
                И вы посторонитесь, мистер,
                Он перед вами никогда
                Метать не станет бисер.
                «Мастер»


         Евгения Сергеева,поклонница поэта,
          город Суворов Тульской области, 2005 год



               


Рецензии