Несколько заметок по 1Ин. 3, 18-24

(Это не статья и не связный публицистический текст, а только рабочие заметки из конспекта разбора).

В этом отрывке не впервые в послании появляется слово «дерзновение» (смелость, уверенность). Также тональность этих стихов задается словами «успокаиваем сердца наши». Т.е. текст этот об уверенности и спокойствии.

По моим наблюдениям, всех людей можно разделить на четыре группы:

1) человеку надо сомневаться в своем рождении свыше, и он сомневается в этом. Яркий пример – Мартин Лютер перед своим обращением. О его беспокойстве, переходившем в панику и отчаяние, см., например, в написанной Хайнцем Шиллингом биографии (с.78 и дальше). Монахи говорили, что Лютер старается сбить 12 кеглей там, где их стоит только девять. Это о его безудержных упражнениях в благочестии, которыми он пытался успокоить свою совесть. Служитель, которому Лютер исповедовался часами, обрывал его и говорил, что не понимает, о чем тот говорит, он просто не знал таких грехов. Лютеру до обращения не раз хотелось буквально бежать от алтаря, так его пугала встреча с Богом в причастии, от такого бегства его удержал старший священник, присматривавший за ним;

2) человеку надо сомневаться в своем рождении свыше, но он спокоен и самоуверен. Это состояние лжеучителей, о которых Иоанн много пишет в послании, например, в 1Ин.2:4. В таких людях надо зародить сомнение об их состоянии;

3) человек действительно рожден свыше, но он терзаем болезненными сомнениями, он мнителен, не доверяет ясным Божьим обещаниям. Выше в послании Иоанн писал, как выявить лжеучителя, как различать между детьми Божьими и детьми дьявола, сейчас он пишет, как определить – рожден ли ты сам свыше. Он приводит не единственный и не решающий признак, но очень важный (стихи 18-19 и 20-21);

4) и наконец четвертое, здоровое состояние: человек рожден свыше и спокоен в Боге, но молится о том, чтобы Бог проверял его и показывал ему, если надо что-то исправить.

3:19: И вот по чему узнаем, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши

Нам свойственно сомневаться в разных вещах, в том числе в своем духовном состоянии. Рожден ли я свыше? Расту ли я духовно? Иоанн сообщает способ, с помощью которого можно ответить на эти вопросы.

Когда мы проявляем действующую любовь к ближним, это успокоит наши сердца, даст внутреннее свидетельство о правильном положении перед Богом. Причиной беспокойства и отстутствия мира с Богом может быть то, что мы не проявляем на деле любовь к ближним.

Интересно сравнить Ин.13:35 и 1Ин.3:18-19, на этой неделе я впервые заметил связь между этими текстами. Оба говорят о том, что признак для выявления учеников Иисуса – их взаимная любовь. Различие между текстами состоит в том, что в Евангелии от Иоанна подчеркивается: любовь между христианами – признак принадлежности к числу учеников Иисуса для внешних, а в 1Ин. акцент на том, что по наличию или отсутствию любви свое состояние проверяем мы сами. И нам надо заниматься такой самодиагностикой, о чем говорит Павел, например, коринфянам (2Кор.13:5).

Баркли: В сердце человеческое неизбежно приходят сомнения. Человек с чувствительным умом и сердцем должен задуматься иногда, а действительно ли он настоящий христианин. Иоанн предлагает очень простое и отличное мерило: любовь. Кто чувствует, что в сердце его поднимается любовь к собратьям, может быть уверен, что сердце Христово в нем.

Дэвид Джекман: Если мы несем чашку, наполненную до краев, и кто-то толкает нас под руку, содержимое чашки прольется, и все присутствующие увидят, что в ней было. Подобным образом внезапные удары и осложнения в жизни позволяют очень точно судить о том, что творится в нашей душе. Как мы обычно относимся к другим людям? Может быть, нашу позицию наглядно иллюстрирует надпись, которую я как-то прочел на свитере одного студента: «Я люблю человечество, но людей не выношу»?

3:20: ибо если сердце наше осуждает нас, то [кольми паче Бог], потому что Бог больше сердца нашего и знает все.

Мак-Дональд: если сердце наше осуждает нас, Бог больше сердца нашего в вопросе осуждения. Если наше знание собственных грехов весьма ограниченно, то Бог знает о них абсолютно все. Он знает все плохое, что есть в нас, в то время как мы знаем это лишь частично.

Согласно контексту («успокаиваем», «дерзновение»), речь здесь не только о том, что Бог знает все наши грехи, но и о том, что Он замечает и малейшие проявления доброго, ростки любви. И это повод для нас рассчитывать на Его понимание, иметь дерзновение, не бояться Его. Об этом пишет Бракли, см. дальше.

Баркли: Сердца наши могут осуждать нас, но Бог бесконечно больше сердца нашего; Он знает все. А что значит эта последняя фраза?
1. Она может значить следующее: коль скоро наши сердца осуждают нас, а Бог больше нашего сердца, то Бог осуждает нас еще больше. Если понимать фразу так, нам остается только одно - бояться Бога и говорить: "Боже, будь милостив ко мне, грешнику". Такой перевод возможен и он, несомненно, правилен; но в данном контексте Иоанн хотел сказать не это, потому что мысли его о нашей вере в Бога, а не о страхе перед Ним.
2. И, потому, отрывок должен иметь следующее значение: наши сердца осуждают нас - это неизбежно. Но Бог больше сердца нашего; Он знает все. Он не только знает наши грехи, Он также знает нашу любовь, наши желания, наше благородство. Он знает наше раскаяние, и величие Его знания придает Ему сочувствие к нам, которое позволяет Ему понять и простить.
Именно это всеведение Бога придает нам надежду. Человек видит дела, а Бог - намерения. Люди могут судить нас только по нашим делам, а Бог может судить по нашим желаниям, которые никогда не воплотились в дела, и по мечтам, которые никогда не стали реальностью. При открытии Храма царь Соломон говорил о том, что отец его, Давид, хотел построить дом для Господа, Бога Израилева, но Господь сказал Давиду: "У тебя есть на сердце построить храм имени Моему; хорошо, что это у тебя лежит на сердце" (3Цар.8,17.18). Бог судит нас по глубинным чувствам нашего сердца, и, если в сердце нашем любовь - даже маленькая и нелепая - мы можем уверенно входить в Его присутствие. Совершенное знание принадлежит Богу и только Богу - и это не ужас наш, а надежда наша.

Эта же мысль у Роджера, который цитирует Стотта: «Наша совесть никак не может стать непогрешимой; ее суждения часто несправедливы. Мы можем поэтому воззвать не к нашей совести, а к Богу, Который намного более велик и мудр. В самом деле, Он знает все, в том числе наши секретные мотивы и глубоко сокрытые рассуждения, и Он в итоге будет более милостив к нам, чем наше собственное сердце».

3:21: Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу

Здесь не о том, что этот человек жил безгрешно, а скорее о том, что когда Бог указывает ему на его грех, он сразу же признает и оставляет этот грех.

3:22: и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним.

Здесь о состоянии, когда человек отождествляет свою волю с волей Бога. Такой человек не будет просить того, что неугодно воле Бога, поэтому чего он ни попросит, получит от Бога.

3:23: А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам.

Этот стих объединяет веру и любовь, правильную веру в Бога и правильное отношение к ближним. См. Гал.5:6 про веру, действующую любовью. Как писал Баркли,  без христианской этики не может быть и христианского богословия, и наоборот. Еще цитата оттуда же: «Мы можем начать жить подлинно христианской жизнью лишь тогда, когда приняли Христа таким, какой Он есть, и можем лишь тогда сказать, что действительно приняли Его, если относимся к людям с такой же любовью, как Он».

Мак-Дональд: Обратите внимание, что в этом и других стихах Иоанн использует личные местоимения "Он" и "Его", относящиеся и к Богу Отцу и к Господу Иисусу Христу, не вдаваясь в объяснение, к Которому из Них эти местоимения относятся. Иоанн смеет так писать, потому что Сын - такой же истинный Бог, как и Отец, и нет вины в том, когда о Них говорят на одном дыхании.

3:24: И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам.

Мак-Дональд: первая часть стиха 24 завершает тему любви как проверки для детей Божьих.

03.08.2019


Рецензии