Питер Брейгель. Путь на Голгофу. Несение креста

    Питер Брейгель Старший.Путь на Голгофу (Крестный путь Христа). 1564 .Доска, масло. 124 ; 170 см.Музей истории искусств, Вена

      Это трогательная картина с религиозным сюжетом о долгом пути Иисуса к его окончательной смерти. Эта роспись маслом на дубе была крупнейшим известным произведением искусства Брейгеля Старшего, вторая по величине известная картина Брейгеля, одна из его шестнадцати картин, которые перечислены в инвентаре богатого коллекционера из Антверпена Никласа Йонгхелинка , составленного в 1566 году.

      Когда человек впервые смотрит на картину, он не знает, на чем в первую очередь сосредоточиться. Это композиция, изображающая Христа, несущего крест, в виде полукруглой процессии случайных сцен на фоне широкого пейзажа, окруженного крошечными и оживленными фигурами.

      Наши глаза устремляются от сцены к сцене этой многогранной картины. Как будто картина приглашает нас посмотреть везде и не позволить нашим глазам останавливаться в одном конкретном месте. Это в некотором роде хаотическая сцена, которая очень сбивает с толку. Это типично для многих картин Брейгеля, которые обычно наполнены всевозможными персонажами.

      Итак, в первый момент мы не фиксируем взглядом Христа, но видим рассеянные по широкой долине толпы людей. Пешие в черных, коричневых и серых одеждах выглядят как современные Брейгелю нидерландские мещане и крестьяне. Конники в красных туниках – это ненавистные всему населению Нидерландов испанские завоеватели. Они пришли на землю Фландрии, чтобы огнем и мечом вытравить проникший в страну протестантизм и именем испанского короля заново насадить католичество.

      Вокруг расположено множество крошечных фигур, каждая из которых просто необходима. Когда мы смотрим на скопления людей, мы втягиваемся в него и становимся частью толпы. Некоторые спорят, некоторые борются.Когда мы присмотримся,то задаемся вопросом, о чем все это?
ЧТО ЖЕ МЫ ВИДИМ?

СКОРБЯЩИЕ.

      На переднем плане выделяются своими размерами печальные друзья Христа, стоящие на небольшой скалистой скале и намеренно отодвинутые Брейгелем от полчищ внизу. Плачущая группа в правом нижнем углу состоит из женщин из свиты Иисуса. Мария в унынии отстраняется и утешается Иоанном , в то время как коленопреклоненная Мария Магдалина плачет в своих красивых одеждах. Четвертая женщина, кажется, молится, а пятая прикрывает слезы тканью.
 
        За их спинами мы видим еще одну небольшую группу рыдающих и молящихся фигур, особенно акцентированы плачущая молодая женщина справа, в красном платье и с вышитым белым платком, и сложившая у груди руки пожилая женщина в темной одежде и с мальчиком-подростком (слева).

ЦЕНТР КАРТИНЫ. Христос, упавший под тяжестью креста.

      Если мы внимательно начнем разглядывать самую середину этой большой картины, то мы увидим там действительно Христа, упавшего под тяжестью Т-образного креста, и вокруг Него какую-то группу суетящегося народа, который так или иначе участвует в этой сцене. Кто-то хватается руками за крест и пытается его тащить, но вперед, по земле, кто-то пытается толкать его сзади, кто-то поставил на него ногу. Человек, обернувшийся к нам спиной, в красной, без рукавов одежде и черной шапке, поставил свою правую ногу на брус креста, и понятно, что при этом уже, конечно, крест никуда сдвинуть или поднять не получится.

ТОЛПА.

       Слепая толпа спешит глазеть на казнь. Вообще «глазеть» — это, по Брейгелю, одно из ее любимых занятий. Вот мимо везут в телеге двух приговоренных разбойников — находящиеся рядом глазеют на них.Здесь Брейгель демонстрирует абсолютное равнодушие толпы к страданиям осужденных людей. Люди часто не обращали внимания на то, что происходило вокруг них, и были легкой добычей для карманников. Примечательно, что Брейгель не делает различий между двумя ворами, одного из которых Христос должен был благословить.

      Оба делают свои последние признания священникам в капюшонах рядом с ними. Воры, их исповедники и зрители, которые окружают телегу, все в современной одежде. Во времена Брейгеля публичные казни были очень популярны, когда проходили фестивали или карнавалы.

ОТДЕЛЬНЫЕ ПЕРСОНАЖИ.Симон из Кирены.

      Трое солдат выхватывают из толпы человека. Тот уперся пятками в землю и растерянно оглядывается на жену, которая не хочет его отпускать и вцепилась ему в плечо. Солдат угрожающе направил на нее алебарду. Мы узнаем здесь эпизод из Евангелия: Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его (Мф 27:32). И на эту сцену окружающие тоже глазеют (за Симона больше никто не заступается, но всем любопытно, чем кончится дело). Многие, уже ушедшие вперед, пешие и конные, оглядываются на Симона и схвативших его солдат.Мы знаем, что сейчас его все же вырвут из рук жены, подведут к упавшему Христу и заставят нести крест. В церковном предании Симон Киринеянин будет почитаться как помогший Христу .

ИЕРУСАЛИМ.

      Приглядевшись, слева внизу мы видим город, окруженный крепостными стенами с массивными башнями, видим характерные высокие, уступчатые фронтоны домов. Видим и фантастический круглый храм, должный изобразить, очевидно, храм Гроба Господня. Мы понимаем, что этот город — Иерусалим, но, с другой стороны, узнаем старинный европейский город с характерной для Нижних Земель (так переводится название «Нидерланды») архитектурой.

      Над Иерусалимом светлое небо. Люди выходят, выезжают верхом и даже выбегают — да, многие у Брейгеля здесь бегут, явно боясь опоздать! — из города, они поднимаются вверх, поворачивают и дальше несколькими потоками, напоминающими концентрические дуги, стремятся к правому краю картины, постепенно поднимаясь выше и разворачиваясь к нам спиной.

МЕЛЬНИЦА НА СКАЛЕ.

      Вдали мы видим высокую светлую каменную скалу наподобие зуба или клыка, торчащую над этой равниной. И особенно странно, что на вершине этой скалы — а таких скал в природе почти и не бывает, это какая-то диковинная скала — мы видим мельницу с крыльями.
Таких скал и мельниц, взгроможденных на них, в реальной жизни мы не встретим, особенно в Нидерландах. Ясно, что Брейгель предлагает нам некое иносказание, символ. Как его понимать?

     Самое распространенное на сегодняшний момент понимание: мельница на скале находится на фоне неба, и, следовательно, напоминает о словах Христа о «небесном хлебе» из Евангелия от Иоанна: Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин 6:51).
Ему, как и зерну, предстоит умереть и тем самым спасти всех и всех напитать хлебом небесным, хлебом причастия.


ГОЛГОФА.

      Если мы посмотрим на верхний правый угол картины, мы увидим гору Голгофу и два креста, уже возведенные для распятия двух воров. Между ними мы видим людей, роющих яму, в которую должен быть помещен третий крест, на котором будет распят Христос.
      
      Чтобы наш взгляд лучше ориентировался во всей этой толчее, в массе персонажей, Брейгель подчеркнул одну из дуг, среднюю, при помощи всадников в красных одеждах: то парами, то по одному, они двигаются по направлению от левого края картины к ее центру и потом удаляются в правый верхний угол, к месту казни.

      Одни идут, другие едут верхом к этому месту, чтобы лучше всё рассмотреть. Путь проходит через пейзаж, усеянный виселицами, на которых все еще висят трупы и колеса, к которым цепляются куски ткани и остатки изувеченных тел, ещё не съеденных воронами.

ВЕРХОВЫЕ.
      
      Конники в красных туниках – это ненавистные всему населению Нидерландов испанские завоеватели. Они пришли на землю Фландрии, чтобы огнем и мечом вытравить проникший в страну протестантизм и именем испанского короля заново насадить католичество.
      
      За исключением самого Христа, фигуры в процессии носят современную одежду, и не может быть никаких сомнений в том, что Брейгель имел в виду, что всё это происходит во времена,когда он жил.

 ГРУППА У СТОЛБА КОЛЕСОВАНИЯ справа.

       Двое мужчин и женщина стоят у такого столба. Мы замечаем, что они не принимают участия во всеобщем движении. Один из них, в красной шапке, с рыжеватой бородой и длинными волосами, смотрит в направлении центра картины, то есть в направлении Христа (этот персонаж — наиболее вероятный, на сегодняшний момент, автопортрет Брейгеля).
       Другой, безбородый, смотрит расширенными глазами в пустоту перед собой. Молодая женщина подняла лицо к небу.  Брейгель говорит: среди этой слепой толпы есть те, кто видит, то есть понимает смысл происходящего. Их очень мало («малое стадо»), они почти незаметны, но они есть.

 ДВА ДЕРЕВА: ЖИЗНИ И  СМЕРТИ.

      Два древа по краям картины стоят, как два символа, ясно давая понять: слепота толпы совсем не безобидна. Именно в ослеплении, при полном осознании своей правоты, и совершаются страшные дела.
      У левого края картины дерево зеленое, полное жизни —  у правого края картины столб для казни — мертвое дерево, ствол с обрубленными ветвями. Слева древо, которое дал Бог, справа — то, что сделал из него человек.
 ВЫВОД.

КАК ВАЖЕН ОН НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ.

       Вывод Брейгеля однозначен: человечество — слепо. Слепо не в физическом смысле, а в моральном и интеллектуальном: люди не знают, не чувствуют, в чем на самом деле принимают участие, что на самом деле совершается сейчас в их присутствии и на их глазах. Им и в голову не может прийти, что они сейчас, всем миром, оказались на стороне зла.
   


Рецензии