О современной философии. Глава 5. О двух типах мир

                Глава  5.

                О  двух  типах  мироотношения – мировопрошения.


                Запад  есть  Запад,
                Восток  есть  Восток,
                не  встретиться  им  никогда…


                1.

   Что  значит  «понимать»?  Что  есть  «понятие»?

«Понимать»  –  определить  [некое]  понятие,  которое  должно  отражать  [описывать,  выражать]  максимально  объективно  нечто…

                *  *  *

   Как  это  делают  на  Западе?

Определить  –  значит  «различить»;  различить  –  разделить,  отмерить-измерить.

Разделять  –  противопоставлять;  противопоставлять  –  сравнивать  и  исключать.
Измерять  –  сравнивать,  соотнося  с  образцом  (шаблоном,  эталоном…  мерой).

…Мы  видим  здесь  типичный  аналитический  подход,  когда  ищутся  различия-сходства  путём  сравнения  с  мерой-эталоном;  исключается  «универсальное»,  сходство,  –  всяко  выделяется  «уникальное»,  различия;  противопоставляется  найденное – и  вписывается  в  некие  границы  как  «единство  и  борьба  противоположностей»…

   Отсюда,  «понятие»  –  часть (элемент)  конечно-предельного  множества  как  «целого-единого»,  уникальное  в  первом [часть]  и  универсальное  во  втором…  несовершенно – совершенное  в  своём  противоречии,  единстве-борьбе  противоположностей.

                *  *  *

   Как  это  делают  на  Востоке?

Определить  –  значит  «вписать»;  вписать  –  дополнить,  заполнить  отсутствующее.

Вписать-дополнить  –  исправить,  выправить;  выправить –  объединить.  Дополнить  – то  есть  добавить,  сделать  целым,  полным,  единым.
Заполнить  отсутствующее  –  наполнить,  добавить,  сделать  целым,  общим.

…Мы  видим  здесь  типичный  синтетический  подход,  когда  определение  есть  поиск  подходящей  пустой  ниши,  которую  надо  заполнить,  чтобы  целое  и  единое  стало  прежним,  снова  приняв  утраченный  когда-то  вид;  понятие  как  недостающее  звено  объединяет  в  общее,  «целое-единое»;  вписывание  в  границы  есть  объединение  через  заполнение-дополнение  неполного,  через  исправление  ущербного.
Границы  определяемого  –  границы  им  дополняемого  «целого-единого»…

   Отсюда,  «понятие»  –  дополняющее  нечто,  объединяющее  в  «целое-единое»  убогое  и  ущербное  (разобщённое)  множество,  соединяющее  собой  порванные  звенья.
Оно  соединяет  воедино  определяемое,  определимое  и  определяющего,  делая  избыточно-самодостаточным  Одним  Целым-Единым  неполное  и  ранее  ущербное…  оно – «Одно»,  «единящее - связывающее»,  «гармонизирующее - совершенствующее».

                2.

   Разница  во  всём  видна,  я  думаю,  любому,  видна  даже  невооружённым  глазом.  Вот  вам  киплинговское  «Запад  есть  Запад,  Восток  есть  Восток…»,  вот  вам  мироотношения,  почти  диаметрально  противоположные,  которые  дают  такое  же  мировопрошание:  одни  хотят  от  Мира  утраченной  в  силу  вечного  разделения  и  противопоставления  Гармонии,  другие  её  не  теряли,  они  потеряли  своё  место  в  ней,  место  между  Землёй  и  Небом,  и  хотят  вернуть  его  себе  обратно…

   Западное  понятие  «на  выходе»  представляет  собой  безжизненный,  ограниченно-мерный  предельно-противоречивый  слепок,  снятый  с  такого  же,  неоднородно-множественного,  неоднозначного  («цело-едино-множественного»)  ограниченного  и  убогого  в  предельности  своей,  мира.  Это  бесформенное  «Нечто»  отражает  амбивалентность западного  мышления  и  мировосприятия,  «Хаос»  –  прозвали  его  древние  греки,  не  находя  ни  в  душах  своих,  ни  в  доступной  познанию  Ойкумене  гармонии…  почему?  –  Ответ  на  географической  карте:  проживание  на  сильно  пересечённой  местности  не  располагало  к  образованию  единого  крупного  государства,  это  была  страна  «полисов»  и  моря,  через  которое  они  держали  связь.  …И  море  с  климатом  их  до  поры  до  времени  спасали…

…Восток  жил  равнинами,  скучиваясь  вдоль  рек,  скучиваясь  на  века  и  тысячелетия  в  огромные  массы  там,  где  климат  это  позволял…  и  не  в  такие  огромные  и  более  мобильные  там,  где  не  слишком  баловал.  – И  посмотрите  на  восточное  понятие:  оно  тоже  слепок,  но  уже  не  такой  замкнуто-ограниченный,  как  западный  его  собрат,  нет,  оно  несёт  на  себе  следы  беспредельно-безграничного,  которое  ограничивается  только  разумом,  разумом  познающего  субъекта.  А  потому,  содержит  в  себе  потенциальную  неисчерпаемость,  «тайну»,  которая  позволяет  дополнить  и  закрыть  собой,  своей  сигмой-избыточностью,  любую  ограниченность  и  неполноту  разума  субъекта,  его  дельту.
 
В  этом  оно  также  противоречиво,  но  это  противоречие  гармоничное  и  реальное:  между  безграничностью  мира…  – и  ограниченностью  его  отражающего  субъекта… Познающий  не  разделяет  собой,  своим  разумом,  мир,  а  дополняет,  вписывая  себя  в  мир  –  а  мир  в  себя..,  в  отличие  от  односторонне-убогого  противопоставляющего  себя  и  мир  западного  субъекта,  который  в  виду  этого  мечется  в  тисках  экстремалей  (минимума  и  максимума)  вечно  ища  «золотую  середину»,  оптимум.

   Понятно,  что  древний  грек  никогда  бы  не  дошёл  до  древнекитайского  «Дао»,  хотя  и  ходил  вокруг  да  около,  …но, как  видно, слишком  уж  сильно  «питие  определяло  разум»,  сиречь  «сознание».  …Незадалось…
…Оттуда  же  растут  ноги  и  всего западного  менталитета  с  его  культом  индивидуализма,  «героя-одиночки»  и  «моего  дома  –  моей  крепости»…  А  равнинно - речные  поселенцы,  что  чаньцы,  что  индусы,  что  славяне  никогда  за  камень  не  держались,  деревом  для  дома  обходясь,  и  держались  всегда  «мiра»,  общинами  и  империями  проживая…

                3.

   Философию  как  науку  тоже  ведь  не  случайно  «родили»  на  Западе  (впрочем,  там  все  «науки»  родили,  не  справившись  с  аналитическим  зудом  и  индуктивными  потугами…),  в  том  же  Древнем  Китае  никакого  обособления  и  разделения  идеологем,  философем  и  обыденного  сознания  не  произошло  –  они  все  органично  существовали  в  нераздельном  единстве,  взаимодополняя  и  взаимообусловливая  друг  друга,  как,  кстати,  и  у  славян  когда-то…  но  китайцам  повезло  –  они  жили  достаточно  географически  изолировано  и  их  никто  не  покорял,  в  отличие  от  славян-руссов.  Принятие  христианства  Древней  Русью  оказалось  роковой  ошибкой,  затормозившей  развитие  русской  цивилизации  на  века  плюс  открывшей  все  шлюзы  для  чужеземного  проникновения  во  все  сферы  жизни  «рускага  народа».  …Вера  и  обычаи  предков  были  истреблены  под  корень,  все  древние  письменные  носители  знаний-Вед  также,  осталась  одна  наследственность,  биологическая,  я  имею  ввиду  …которая  размывается  как  талый  снег  весенними  дождями..,  и  сколько  ей  ещё  осталось  –  кто  знает?..
…Увы,  от  древнего  ведического  мироотношения  и  мировопрошения  практически  ничего  не  осталось,  навязанное  ему  силой  чуждое  «иудео-христианское»  русский  народ  принял,  не  сумев  переварить;  как  не  смогли  переварить  ислам,  навязанный  им  также,  как  нам  христианство,  персы… и  скрытая  невидимая  ржа  разъедает  медленно  но  верно  изнутри  подобные  народы,  которым  вряд  ли  что  уже  поможет.

   Не  знаю,  как  в  Иране,  но  в  России  бес  западного  потребления  вкупе  с  менталитетом  тем  же,  уже  прочно  овладел  всем  населением,  от  мала  до  велика.  Пока  ещё  крепится,  из  последних  сил,  моралитет,  чьи  корни  много  глубже  и  обширней,  но  и  он  исподволь  загибается,  поддерживаемый  исключительно  врождённым  и  унаследованным  от  предков.
…Долго  ли  продержится  ещё?

                *  *  *

   Конечно,  Россия  не  нужна  западному  миру  в  том  виде,  как  это  видится  уже  лет  200  нашим  либералам,  –  в  виде  «равноправного  партнёра»,  чуть  ли  не  лучшего  друга.  Тот  же  Керенский,  прекрасно  знавший  Запад,  писал:  «С  Россией  считались  в  меру  её  силы  или  бессилия.  Но  никогда  равноправным  членом  в  круг  народов  европейской  высшей  цивилизации  не  включали…  Нашей  музыкой,  литературой,  искусством  увлекались,  заражались, но  это  были  каким-то  чудом  взращенные  экзотические  цветы  среди  бурьяна  азиатских  степей».  По-моему,  сказано  ясно  и  исчерпывающе,  и  добавлять  что-либо  к  этим  словам  масона  и  западника  до  мозга  костей  не  имеет  смысла.
   Мы  нужны  лишь  как  источник  сырья,  дешёвой  рабочей  силы  …и  красивых  женщин  –  всё!!  Пространства,  освоенные  русскими,  привлекают  всех  не  своими  просторами,  а  своими  богатствами...  в  гениальность  русского  «левши»,  кроме  самих  русских,  в  мире  мало  кто  верит  (только  те,  кто  жили  в  России  и  хорошо  знают  русских),  а  вот  о  не  очень  простом  нраве,  задиристом  характере  и  тяге  к  спиртному,  хм...  русского  народа  наслышаны  многие,  как  на  Западе,  так  и  на  Юге  и  Востоке.  Правда  ль  это  или  нет,  другой  вопрос,  но  видеть  нас  своими  соседями,  даже  на  чисто  бытовом  уровне,  мало  желающих.  Так  на  что  надеются  либералы,  столь  упорно  толкающие  нас  «в  объятия»  Запада??  –  Чёрт  их  знает,  если  честно,  лучше  спросить  у  них,  пускай  уж  сами  дадут  ответ  ...одно  «но»:  по  странному  и  «непонятному»  стечению  обстоятельств,  но  чисто  русских,  коренных  славян-«русаков»  среди  этих  самых  «доброжелателей»  раз-два  и  обчелся,  а  в  основном  почему-то  попадаются  всё  лица  «семитской  внешности»  (и  таких  же  повадок...)  и  еврейской  национальности,  с  чего  бы  это?..

                *  *  *

   С  вестернизацией  русских  закончится  последний  этап  покорения  славян,  ибо  вряд  ли  удастся  устоять  немногочисленным  белорусам  иль  долго  продержаться  малороссам  без  поддержки  нашей…  и  что  же  дальше?  Восточное  православие  оказалось,  увы,  плохим  антидотом  против  западно-христианской  заразы,  а  учитывая,  что  и  ислам  имеет  те  же  корни…  картина  у  половины  мира  неутешительная  вовсе.  Католико - протестантский  западно-христианский  суперэтнос,  сожрав  соседа,  восточно-христианский,  переварив  и  рыгнув  затем  зычно-смачно,  займётся  …кем??

 – Ислам  сам  изнутри  сгниёт,  дурную  наследственность  имея… иль  сам  себя  сожрёт,  что  одно  и  то  же,  тем  паче,  все  предпосылки  есть;  Китай  конфуцианский  да  спящий  пока  буддистский  мир  с  Индией  во  главе…  – кто  Западу  раньше  приглянётся? – задам  вопрос  полупрозрачный.  ...Индусы,  впрочем,  как  и  исламский  мир,  одержимы  бесом  самоустранения,  хватит  Западу  ума  их  подтолкнуть  легонько  (…конечно,  хватит!)  –  и  сами  быстро  устранятся  из  сего  мира  к  богине  своей  Кали…  останется  Китай,  «орешек  крепкий».  На  нём  легко  любому  зубы  обломать.  …Так  что,  читатели  мои,  двух-трёх  войн  мировых  нам,  увы,  не  избежать,  уже  в  столетии  текущем,  полагаю.  Удастся  ль  избежать  России  этих  драк  горячих??
…Хм,  спросил  слепой  у  зрячих…

…А  как  когда-то  хорошо  всё  начиналось  на  солнечном  Пелопоннесе  в  роще  баобабов...

       P.S.

   Да,  а  к  строкам  Киплинга,  стоящим  в  эпиграфе,  напрашивается  окончание:
    …коль  всё  же  встретятся – большая  ждёт  беда,
    И  их…  и  мир,  большая  ждёт  Беда!..


Рецензии