О современной философии. Глава 2. Математика в фил
Математика в Философии.
Каждая наука настолько является наукой,
насколько она использует математику.
…Сказал некто. Возможно, он и был прав, но тогда вся философия в современном её виде никак не может считаться «наукой», согласись, читатель.
– И мне стало немного обидно за современных и давно от нас ушедших философов, вдруг вот так вот, с кондачка, лишившихся значимого социального статуса «мужей учёных»… посему и появилось такое: «Математика в Философии».
Часть 1.
1.
Можно ли вообще использовать некие «математические методы» (ибо кто бы что ни говорил, но математика – это, прежде всего, предельно конкретный, определённый строго, количественный, то есть сравнительно-вычислительный и измерительный метод, подход к познанию, зачастую абстрагирующий свои средства-решения-результаты до… …до такой степени «невозможного, как возможного», какая только вообще доступна человеческому разуму), – в такой всеобще-универсальной методе познания (ибо кто бы чего ни говорил, но философия – это, прежде всего, абстрактно - неопределённый качественный, сравнительно-описательный, подход к познанию, охотно обобщающий свои задачи-цели-решения-результаты до… до степени «возможного, как невозможного», сиречь до такой АБСОЛЮТНОЙ степени, какая только вообще возможно достижима человеческим разумом) Мира, природы и человека?
Понятно, что в неких очень и весьма ограниченных областях «любомудрия», подчас изучающих пошло-конкретные вопросы типа «Цена Процесса Познания», хм… или вот: «…максимальное, минимальное и оптимальное количество информации для выражения, создания и уничтожения Смысла», сие непотребство вполне возможно и, даже, уместно …но, увы, философия не сводима при всём нашем желании к подобным специфически-конкретным вопросам. Напротив, она ставит себе целью - задачей ответить на всеобще-всеохватные, максимально широкие, глубокие и универсальные вопросы бытия-небытия, Жизни и смерти, смысла и бессмыслия… нет, ну посудите сами: где Смерть (или там бессмыслие…) – и где математика?! Можно ли найти между ними хоть какую-нибудь связь?..
– Можно при желании что угодно! – ответит некий оптимист (…и будет прав! Но вот пусть только докажет это, надев на себя через голову штаны собственного размера, и желательно весьма – не резиновые…).
* * *
А, всё-таки, существует ли некое место приложения для математических «изысков» в теоретической, сиречь «не прикладной», полностью абстрактно-идеальной, ментальной – от личностного, полностью субъективного «mentis», философии??
Увы… подозреваю, что проинтегрировав – продифференциировав что-нибудь этакое.., навроде марксистко-ленинского «основного вопроса философии», они на выходе будут иметь …впрочем, не будем о грустном, давайте о весёлом: использовать математически сформулированные и, затем, таким же образом решаемые, с использованием символов, правил и принципов математики, логические задачи (как принято считать, отражающие закономерности человеческого рационального мышления), математика в целом способна.
…А сугубо философские?
– Вот вам иллюстрация.
2.
Как-то уже я пытался это сделать, когда рассматривал вопрос о взаимоотношениях познающего субъекта (человека), познаваемого объекта (мира) и определяющей меры – их и этого процесса (Абсолюта).
Напомню:
– если субъект полагает мир (объект) полностью познаваемым, и тогда, хотя бы теоретически, полностью преобразуемым, то тогда данный субъект вправе выбрать, необходимо и достаточно, параметры-границы для подобного мира = [>0 <OO]; отчего и почему – будет мною объяснено дальше;
– если субъект полагает мир (объект) частично познаваемым, и тогда лишь частично преобразуемым, он обязан полагать данный мир = [0 / OO], то есть имеет полное право принимать мир как за «майю»-иллюзию, продукт собственного сознания (субъективный идеализм, с которым спорить в целом глупо, ибо действительно у каждого живущего – свой ЛИЧНЫЙ, им отражаемый субъективно, МИР… и двух одинаково отражённых во Вселенной миров НЕ СУЩЕСТВУЕТ! Или есть такие, кто готов доказать обратное?), так и за «вечно-бесконечный, существующий объективно и независимо от сознания мир (ибо мы умрём, его оставив, а он останется прежним…)», что также бесспорно и есть по сути, вообще-то, продолжение первой мысли, которые обе составляют единое целое, взаимодополняющее и взаимоТРЕБУЩЕЕ, чего кондовые ослы от диалектики никогда, увы, по-настоящему не понимали… (то есть, идеализм и материализм суть две взаимо дополняющие, разные стороны ОДНОГО ЕДИНОГО явления освещающие, концепции, и никакого «рокового неизбежного» противоречия - взаимоотрицания между ними нет!).
– наконец, субъект имеет право полагать мир за Тайну… за Бога… за Универсум… за Абсолют… за… – допуская этот вариант, внешне вроде бы безумный, но внутренне вполне обоснованный и осмысленный, достаточно логичный (ибо «почему бы и нет?!», – доказательства и возражения обсудим ниже), он принимает мир = [>OO <0]…
Что ж, подобный взгляд и подход (на мир и к миру) давно известен, с теоретико-философской точки зрения имеет ровно такое же право на жизнь, как и первые два… а на мой взгляд, даже более предпочтительное, ибо он ПОЛНОСТЬЮ охватывает собой и завершает ВСЕ мыслимо-немыслимые ВОЗМОЖНОСТИ мировыражения – миропостижения и мироощущения – мировосприятия.
Этот взгляд незаслуженно полагают «мистическим, эзотерическим, ненаучным…» и, даже, не философским (что вообще смешно, поскольку любой ОБОСНОВАННЫЙ как-то, кем-то и чем-то подход к миру есть, по сути, подход философский)… но на самом деле, мистики в нём не больше, чем в первом или втором, – ибо КТО или ЧТО запрещает нам полагать этот мир за Тайну, «неопределимо-невыразимо-неназываемую», безыменную – в высшей сути своей, – когда НИКТО и НИКОГДА покуда не привёл ещё доказательств, опровергающих это утверждение? Это, во-первых.
3.
А во-вторых, при достаточном умении и желании можно МАТЕМАТИЧЕСКИ доказать равноправие (подобие – тождественность) всех трёх вышеприведенных утверждений.
Итак, они все имеют равное право на жизнь, поскольку:
А. одинаково недоказуемы ( – ха-ха… но это так на самом деле: у современной науки нет пока никаких «железных» оснований говорить о «бесконечно-вечной беспредельной вселенной», как и о противоположном: «конечно-предельно-ограниченной вселенной»… и, подозреваю, в обозримом будущем таких оснований не появится, …остаётся верить только подсказкам «братьев по разуму», старших, естественно…);
Б. конкретно:
1). по [>0 <OO]: положительное решение данной задачи (как полное познание и возможное преобразование мира) получается ТОЛЬКО при согласии с условием гомоморфизма мира, которое в настоящее время наиболее полно выражается «теорией систем» и «принципом системности», он же «принцип фрактальности мира».
…Увы, но вышеупомянутые принципы признаются далеко не всеми, как в современной науке, так и в современной философии ...и, следовательно, мы говорим «положительное решение…», подразумевая весьма весомую условность и относительность данного утверждения.
2). по [=0 =OO]: положительное решение задачи здесь (как полное познание -… мира) В ПРИНЦИПЕ невозможно, даже с применением гомоморфного подхода, ибо человек, как и род человеческий в целом, смертен, …конечен и ограничен по сему во времени-пространстве, да и в Е-М тоже… – а принимается на веру обратное, недоказуемое, как понятно, – налицо противоречие, вполне реальное, – когда «конечный» принимается за доказательство «бесконечного», – ну не смешно ли?! – это как слепой от рождения берётся доказать отличие света от тьмы.
Понятно, что подобные доказательства в компетенции ТОЛЬКО зрячего, сиречь вечного – бессмертного, вот только где б найти такого?!..
3). по [>OO <0]: положительное решение этой задачи также в принципе невозможно, ибо в условии её решения заложено требование, отрицающее собой саму возможность ЛЮБОГО решения!!
То есть, заранее берётся нерешаемая задача (хм… бывают и такие) – и пытается всё же решиться. Этакая наивность, граничащая с глупостью. Понятно, почему «отрицающее»? – Мы признаём за Абсолютом НЕМЫСЛИМОСТЬ, внеразумность… и пытаемся, как …кто?.. его понять… – нет, ну нормально?!?
Вообще-то, и в случае 2). мы уже имеем в неявно-закамуфлированном виде нечто подобное: для конечного по определению субъекта бесконечный объект требует-создаёт условия НЕРЕШАЕМОСТИ, но если субъект этого не видит или не понимает, или понимает, но не может подсознательно с этим согласиться …то это его, субъекта, проблема.
В. наконец, выразим всё прозвучавшее символически (...хм, как бы количественно) – наглядно:
Мир (объект) = [>0 <OO]; Человек (субъект) = [>0 <OO], (с чем спорить, надеюсь, станут немногие).
То есть, здесь объект и субъект подобны и количественно (условно) тождественны (вижу кислые мины математиков… но мы здесь рассуждаем как философы, мысля предельными категориями: одно [>0 <OO] ничуть «не хуже/лучше» другого [>0 <OO], ибо мы рассматриваем ИХ чисто количественно, в отрыве от качественного «нутра», – «всё, что ни ноль (отсутствие) – есть число (присутствие, «количество»)», так ведь?..
…Хм, как Кантор пошутил бы по этому поводу: всё конечное одинаково равно перед ликом бесконечного… частности и детали конечного опускаются.
– Задача (полная отражаемость-познаваемость мира и его преобразуемость, тогда) имеет положительное решение, ура!..
Мир (объект) = [ 0 / OO]; Человек (субъект) …всё тот же, хм… = [>0 <OO].
То есть, объект и субъект уже не подобны и не тождественны, увы… – Задача не решаема (точнее, не имеет положительных решений, ибо для её решения требуется равенство – только равенство! – объекта и субъекта, отсутствующее здесь). Да, к слову: известно ли вам, уважаемые читатели мои, ктО первый предложил («вывел») так называемые «Законы Сохранения»? Известно… что ж, замечательно. А знаете ли вы условие их реализации? В каких границах они сохраняют свой смысл?
– Кто это сказал «Что за странный такой вопрос?..»?
…Вопрос на самом деле совершенно тут к месту, …ибо ВСЕ известные «ЗС» имеют своей областью применения Вселенную = [>0 <OO]… – вот ведь нонсенс какой. Ах, вы не знали? Прискорбно.
…И из чего следует весьма незатейливый вывод: всё знание, созданное до сих пор нами, человеками разумными, совершенно не годится для адекватного (истинного, верного, правдивого и справедливого) отражения не всуе упомянутого «бесконечного-вечного-беспредельного» и т.п. мира… – экая незадача!
Предельно-ограниченный разум может создавать ТОЛЬКО ТАКИЕ ЖЕ отражения, как сам он (хм… возможно, всё же, и беспредельного мира…).
Требовать от него иного – смешно и глупо. Он не предназначен для этого, – поймите простую эту, как мычание, вещь!!
…Подозреваю, найдутся, как всегда, несогласные, утверждающие, – дескать, мы не такие кондовые, автор, мы – тож беспредельные и безграничные, и душа наша вечная и без-смертная, способна постигнуть и охватить такой же мир… – Я рад за вас, ребята и девчата, рад весьма …и только одного не понимаю: чего вы тут тогда забыли!?! Зачем коптите это небо, здесь, в этом муравейнике дурном, когда б могли коптить иные Небеса и загрязнять собой нездешние Эфиры??..
Мир (объект) = [>OO <0]; Человек (субъект) – вот ведь, случай! – стал [= 0/OO] таки совершенным, но «нет в мире щастья», опять нет желаемого и необходимого подобия, – Задача снова нерешаема: даже такой совершенный субъект не может охватить собой объект, что для него является «за-, вне-предельным», «абсолютно Абсолютным»…
* * *
Сразу соглашусь с возможной критикой: привычной нам всем математики здесь было совсем немного, …но если вдруг найдутся желающие, более продвинутые в отношении этом, и способные добавить от себя нечто оригинальное и небанальное, небрежно так набросать пару-тройку формул с десятком-другим уравнений… – флаг (или мел) вам в руки, друзья, автор будет только этому рад.
Часть 2.
Ладно, бог с ним, с миром и его отражением-преобразованием, давайте коснёмся более животрепещущей для нас, человеков, темы: а способен ли человек себя самого (я говорю про конкретного индивида) адекватно, верно и истинно, отразить (и, если будет такое желание затем, в соответствии с этим преобразовать…) количественно?
Философский вопрос? Вполне.
– Что за вопрос? – скажет некто, – конечно же, способен!
…Вы уверены?
Что ж, давайте тогда сюда математику позовём.
Итак, …конкретный имярек:
а) – живёт (соответственно, меняется, развивается… dHom/dT, хм… причём его dHom в жизни этой весьма непостоянна и имеет нехорошую склонность всё время варьировать-меняться, этакое «постоянное меняющееся менялово»…)
б) – приобретает (тут, соответственно, надо было бы выпустить мощную очередь из интегралов, сумм и …чего там ещё, математики??): опыт… привычки… массу… черты характера… – одним словом, «субъективные (личностные) параметры»;
…года… жён – мужей – детей… деньги… дома… автомобили… – словом, «объективные (внешние) параметры»;
…и теряет… – всё те же «параметры», увы;
– То есть, при желании и возможности мы всё это «безобразие» можем как угодно нам расчленить – выделить – обработать (и даже вычислить! – вот ведь чудеса какие…) качественно и количественно, и затем выразить в любом удобном нам виде (графики, таблицы, формулы-уравнеиия и т.п.)
в) – делает всё это осмысленно, целеполагая и результатдостигая (м-да… с этим тоже не поспоришь, – причём данные трудно формализуемые количественно (и качественно) условия бытия имярек играют отнюдь не последнюю роль в а) и б)… – вряд ли кто будет с этим спорить, хотя…)
г) – …В СРЕДЕ, точнее, в целом коконе разнообразных самых сред… (и вижу тут же как наши «вычислители» хватаются при этих словах за голову… – да, ребята, да! – в среде, которая, в общем-то, и определяет а), б), в)… – какие здесь математические методы и средства смогут нам помочь? – задам я вам, вычислители мои, отнюдь не риторический вопрос).
…И тогда сразу предельно ясно и чётко становится видно, что г) (даже при весьма маловероятной вычисляемости-решаемости а), б), в)) напрочь убивает оптимистический ответ, прозвучавший недавно выше.
– НЕ СПОСОБЕН!!
Вот единственно верный ответ.
Не способен даже себя самого адекватно отразить, и преобразовать затем, человек, не способен в силу объективных – от его среды – зависящих причин (в силу обстоятельств, причем, отнюдь не «форс мажорных», просто необозримо-неуловимых и невычисляемых никакими методами-средствами-формулами), не говорю уж про такие «тонкие материи», как субъектзависимые, почти не вычисляемые параметры развития отдельного человека (и любой абстрактной «модели личности»)…
…Мда. Вот так-то, уважаемые поклонники «вычислений и уравнений», «…настолько наука, насколько использует математику» – это в идеале, а в суровом реале подобный номер проходит, увы, не всегда. Не всё в мире этом поддаётся нашим вычислениям и околичествованию, не всё!!
…Может, в этом и есть одна из прелестей такого нематематического, но вполне себе реально действующего вида познания и отражения мира, как искусство? …А спорт? – Познание-отражение или нет?.. …А философия??
* * *
Хотел закончить на этой минорно-мажорной ноте, но поймал себя на мысли: всё сказанное только что выше вполне логично вписывается (вообще-то) в наше Мир = [>OO <0], а?..
В Мире необходимо заключена и существует Тайна…, хотим мы это признавать или не хотим (где «мы» – это любой Разум, не только человеческий), посему, не всё в нём вычисляемо и количественно определяемо-выражаемо, не всё!
…И в этом тоже имеются определённые шарм и прелесть, которые, как мне кажется, выражаются такими иррациональными видами деятельности, поведения живых систем, как та же «Игра» (в форме того же искусства, «развлечений» многочисленных, спорта и всяческого мыслимо-немыслимого экстрима), «Творчество» (…в виде науки, той же философии, к примеру, но не только), «Рефлексия» (как самопознание-самоотражение, самоанализ и самосинтез, также часто мелькающая в искусстве, в спорте, в науке, в религии…), – ибо без всех них не то, что до «тайны», но даже до явного и вполне рационального как следует не доберёшься, хотите верьте – хотите нет…
P.S.
Да, а касательно высказывания К. Маркса, приведённого в эпиграфе, думается мне так:
оно, скорее, отражает уровень РАЗВИТИЯ конкретной науки, её зрелость или, даже, «перезрелость», её старость… ибо только пережившая свой расцвет, отцветшая и уже засыхающая в своей неизбежной формализации - математимизации наука подходит максимально полно под это высказывание внука двух раввинов…
P.S.S.
…Кстати, читатель, как, точнее, чем заканчивается развитие любой (конкретной) науки?
– Созданием «науки о науке» (данной, конкретной), рождением «метанауки», которая пытается осмыслить себя как бы со стороны, извне, проанализировав свои инструменты - методы - средства - аппараты и проч., …Цели – Задачи – Средства, скажем так, обобщая.
Осмыслить свои достижения – результаты, свои пределы – ограничения, охватить свои грани-меры-стороны, начала и истоки… следствия свои, – то есть это та же рефлексия, но на надъиндивидном, на социальном, «общественного сознания», уровне. Занятно, да?
И о чём всё это говорит?
Да всё о том же – о незабвенном Гёделе с его «неполнотой самоотражения»… – о невозможности адекватно - истинно отразить себя «изнутри», что имярек такому-то, что целой области (человеческого) познания. Полной гармонии и завершённости нечто достигает только тогда, когда достигнув своих пределов, выходит за них… – обозревая себя уже со стороны. Со стороны чего? – Со стороны своего окружения, «поля»-среды.
И в этом плане, для меня просто удивительно, что до сих пор не возникла такая вещь, как «метафилософия»… не считать же «Метафизику» Аристотеля за подобие её.
…К чему я это? – К тому, что если попытаться охарактеризовать все мои опусы на тему философии, то наиболее подходящим словом будет именно это: Метафилософия, взгляд – и попытка охарактеризовать философию как науку – извне, чего рядовые (да и не рядовые) читатели не улавливают и не понимают, к великому моему сожалению.
…И волей – неволей приходится автору вас воспитывать и исподволь образовывать, не всем, правда, это нравится… ну да куда деваться?
Свидетельство о публикации №219080300019
Еще Один Дождь 01.04.2020 17:20 Заявить о нарушении
Научная как доказывается, так и опровергается.
Олег Алексеевич Шарышев 26.07.2022 02:06 Заявить о нарушении