Хрущобы против небоскребов
По большому счету жителям дальневосточных регионов нет никакого дела до проблем, о которых талдычат по центральным телеканалам: Украина, раздор с Западом, санкции… У них своя реальность.
В городе Благовещенске, о котором и пойдет в основном речь, я побывал впервые в ноябре 1965 года. В нем жила моя первая школьная любовь Рита, вот к ней я и поехал на ноябрьские праздники. Мы погуляли с ней по городу, естественно, выходили и на набережную. Напротив Благовещенска была небольшая китайская деревушка. Ничем не примечательная, примерно такую же я видел месяц назад, когда нас, студентов первого курса Хабаровского медицинского института, везли на теплоходе в Еврейскую автономную область убирать урожай картофеля.
Потом я еще несколько раз бывал в Благовещенске, в 1966 году, в 1996 году, в 1999 году. Благовещенск практически не менялся, а вот из деревушки на левом берегу Амура появился город Хэйхэ, который рос буквально на глазах.
Самое короткое расстояние между этими пограничными городами – всего 750 метров, здесь Амур не такой широкий, в любую погоду они отлично видят друг друга с разных берегов Амура. В китайских СМИ их вежливо называют «близнецами», хотя с виду они очень разные. Причем российский город буквально заклеймили «уродцем» в сравнении с сияющим Хэйхэ.
«Благовещенск и Хэйхэ выглядят так, словно жил себе жил советский пенсионер, обветшал по-стариковски, а перед его окнами вдруг – бах! – особняк молодого миллионера. С иллюминацией, садом, парком развлечений», — написал побывавший там в начале 2018 года обозреватель «Комсомолки».
А годом ранее крайне ядовито оценил столицу Амурской области радиоведущий Сергей Доренко: «Благовещенск – это место ржавчины, пахнущее кошачьей мочой. Благовещенцы сидят в трущобах, в своих жалких бетонных конурках, но подходят к окошку, и если расковырять окошко от грязи, то видно Хэйхэ. И так счастливо становится».
Критиков особенно коробит тот факт, что Хэйхэ вырос на глазах из глинобитной деревушки на пустынном берегу, а наш старинный Благовещенск, который входит в тройку крупнейших дальневосточных городов, каким был, таким и остался.
Вечерами Хэйхэ загорается как неоновая реклама: с нашего берега китайские высотки кажутся прямо-таки Лас-Вегасом. Впрочем, после полуночи иллюминация гаснет из экономии. А вот с китайской стороны Благовещенск – «витрина» крупнейшего в мире нефтегазового государства – смотрится куда темнее и скромнее.
Дальше – больше. Российская пресса сообщает, что даже в такой «глухомани», как Хэйхэ, живет сотня китайских долларовых миллионеров, поднявшихся на торговле с Россией.
А китайские СМИ, например, крупнейшее онлайн-издание «Феникс», позорят наши власти, рассказывая о том, как обездоленные российские пенсионеры перебираются в Хэйхэ: «Всего лишь нужно пересечь границу, и они сразу заживут безбедно. Съем дома в китайском городе обойдется дешевле, чем проживание в России. Раз в несколько месяцев пенсионеры возвращаются в Россию. Сняв пенсию, порыбачив и наговорившись со своими приятелями, они возвращаются в Хэйхэ для счастливой и беззаботной жизни». Многие российские пенсионеры сдают свои квартиры китайцам, у которых свой бизнес в России, и с это является хорошей прибавкой к нищенским пенсиям.
В Хэйхэ многие вывески продублированы на очень плохом и смешном русском – как и в Благовещенске на китайском. При этом у китайцев больше заметны пиетет и заигрывание с русскими туристами: там стригут кусты в форме матрешек, копируют русское зодчество, завлекают в ресторан «Путин» и кафе-бар «Наша Раша». Однако после обрушения курса рубля российских «челноков» заметно поубавилось, зато китайцы, чья валюта остается крепкой, а зарплаты растут, приезжают на наш берег за продуктами (масло, молоко, мед), считая их экологически чистыми.
По иронии, жители приграничных регионов России едут в Китай лечиться по той же самой причине – дескать, китайская медицина основана на экологичных «натуральных» продуктах. Ну и обходится дешевле. Плюс покупают в Китае лекарства, а также электронику и одежду, потому что в своей стране все это стоит как минимум вдвое дороже.
Кстати, китайцы, приезжая в Благовещенск, восхищаются местными деревянными домиками. На своей территории они слепо копируют русскую и европейскую архитектуру, создают целые парки знаменитых достопримечательностей мира. У них есть свой «собор Василия Блаженного», свои «готические замки» и множество помпезных построек а-ля лужковский китч. Хэйхэ – яркий тому пример. Все это выполнено из самых дешевых материалов, местами чуть ли не из картона, и способно поразить разве что самих китайцев, которые в принципе не видят разницы между оригиналом и копией, и безвкусных простаков-туристов. А вот скопировать добротные деревянные срубы они, похоже, не научились, и потому благоговеют перед ними в России.
По сути, весь Хэйхэ – это претенциозный, но убогий по качеству новодел, хотя издали представляет обманную картинку красоты и благополучия. На это обращают внимание многие въедливые путешественники, начиная с известного фотоблогера Ильи Варламова. Его фотографии можно увидеть в Интернете.
Благовещенск внешне может быть не столь эффектен, но качество застройки, что советской, что современной, существенно выше. А аутентичность старины и чистота улиц (не в пример китайцам, у которых чуть дальше за витринными фасадами начинается настоящая помойка) даже выгодно отличают наш пограничный город от «декоративного» соседа. А вот чему действительно можно позавидовать, так это качеству асфальтовых дорог в Хэйхэ, по сравнению с которыми благовещенские – сплошная рытвина, а также самим темпам строительства.
Близко к завершению строительство автомобильного моста под Благовещенском, который соединить два берега Амура. Мост «Благовещенск — Хэйхэ» — автомобильный мост через реку Амур, крупный инфраструктурный проект, связывающий Россию и Китай. Расположен между посёлком Чангфакун на китайском берегу и селом Каникурган — на российском.
Общая длина мостового перехода (вместе с подъездными путями) — 19,9 км, из них 13,43 км — на территории Российской Федерации.
Стыковка российской и китайской частей прошла 31 мая 2019 года.
Завершить строительство планируется в декабре 2019 года.
В планах — построить постоянный пункт пропуска на границе с Китаем. По словам губернатора региона Василия Орлова, при строительстве временного пункта пропуска будет учтён опыт строительства временного пункта пропуска на полуострове Крым
«Золотая миля» и «распиленный» мост
Эти два нашумевших проекта как раз прекрасно демонстрируют, как два государства с централизованной властью относятся к развитию своих регионов.
«Золотая миля» – это пустырь на набережной Благовещенска площадью в 40 гектаров, где еще 10 лет назад начинались масштабные работы по укреплению берега и строительству многофункциональных комплексов делового, коммерческого и туристического значения.
Жителям и туристам обещали современные офисы и отели, зоны отдыха и развлечений, магазины, оздоровительные центры и трансграничную канатную дорогу. Будь это все на китайской стороне, проект был бы давно готов. А у нас – не хватило денег.
Причем их не хватило на самом базовом уровне: прежде чем начинать застройку с привлечением инвесторов, нужно обеспечить площадку – укрепить берег, реконструировать набережную и создать подсобную инфраструктуру. Предполагалось, что это возьмет на себя государство, но оно построило только канализационный коллектор и на этом «исчерпало лимит средств».
До недавнего времени то же самое было с проектом трансграничного железнодорожного моста через Амур в селе Нижнеленинское под Биробиджаном (Еврейская автономная область). Договор о его строительстве между Россией и КНР был подписан в 2013 году, и уже через полгода китайцы бодро начали стройку на своей половине. А на российском берегу было глухо.
В 2014-м, через год после договора, в Нижнеленинское приехал итальянский фотограф Давид Монтелеоне. Он давно работал в Москве и прочитал в столичной прессе про мост в Китай, который якобы строят русские. «Но я поехал туда, и никакого моста там не было. Люди в Москве знают про этот мост, а местные понятия не имеют, что его собираются строить», — процитировал его еженедельник The New Yorker.
А еще спустя время интернет запрудили фотографии успешно построенной китайской половины моста, который обрывался ровно посередине реки. Это выглядело издевкой, особенно с учетом того, что китайская часть аж в 7 раз длиннее российской – почти 2 км. А наша составляет лишь 300 метров с небольшим. И она начала строиться лишь после угрозы международного скандала. Но и тогда сроки сдачи неоднократно переносились, в том числе из-за протестов рабочих, которым много месяцев не платили зарплату.
Из китайского выпуска новостей 2016 года: «За два года с лишним китайская сторона полностью отстроила свою часть. И сегодня россияне официально начинают строительство своего отрезка».
Кстати, изначально стоимость российских работ оценивалась в 9 млрд рублей, но в сентябре 2018-го губернатор ЕАО Александр Левинталь сообщил, что идут переговоры о повышении стоимости «ввиду возникших форсмажорных трудностей». Теперь мост обещают сдать летом 2019 года.
А следующий материал я нашел на одном из интернетовских сайтов. Там рассказывается о другом соседстве – Забайкальске на российской стороне, и Маньчжурии на китайской. Какие-то 6 километров разделяют российский поселок городского типа и китайский город, но между ними как будто дыра из прошлого в будущее.
Еще в 1990-е стороны договаривались создать совместную экономическую зону с безвизовыми поездками ради покупок, отдыха и культурного обмена. В итоге из небольшого поселка вокруг железнодорожной станции китайцы за 5 лет и 2 миллиарда долларов соорудили впечатляющий город, который теперь населяют 300 тысяч человек. Его ежегодно посещают миллионы туристов, в том числе сотни тысяч русских, принося доход почти в 2 миллиарда долларов.
А с российской стороны никакого развития так и не произошло. Даже на карте Google видно, что арочные ворота Маньчжурии, которые символически должны были открываться в Россию, упираются в забор и степь.
Сам Забайкальск, как сравнивают путешественники, за 20 лет мало изменился, а во многом скорее пришел в упадок. Он производит депрессивное впечатление, а единственное место работы здесь – это железнодорожная станция.
Знатоки поясняют, что в Китае государство поддерживает приграничные территории, превращает их в витрины и создает определенные льготы. Привлекается частный бизнес, который ищет всевозможные ниши для развития – люди сами начинают строить свое будущее, зная, что государство им в этом поможет и уж точно не станет препятствовать.
А в России живут как умеют, при этом власти городов жалуются на одно и то же: Москва высасывает деньги из регионов, превращая их в дотационные, а взамен возвращает копейки.
Прежний глава Забайкальска Олег Ермолин ранее в этом году привел пример: «В Маньчжурии 65% доходов территории остается на развитие и лишь 35% уходит в центр – в Пекин. А у нас почти 100% денежных средств уходят в Москву».
Туристов «впечатляет» множество разрушенных или недостроенных зданий в поселке, словно здесь была война, и то, что на некоторых улицах до сих пор нет канализации, так что помои стекают на дороги.
Ермолин поясняет: «Мы из реки Аргуни пьем мочу, которую сливает Маньчжурия. 300 миллионов стоит поставить новый водовод, а у меня годовой бюджет 60 миллионов».
Впрочем, не стоит отчаиваться. Взгляните на блочное жилье в Маньчжурии, где тот самый итальянец Давид Монтелеоне заснял русско-китайскую семью, живущую на два города. Очевидно, и здесь стройка идет быстро, но ее качество отвратительно.
Россия – Китай: доходы
В Забайкалье, где уровень безработицы выше, половина людей живут доставкой китайских товаров через границу, причем занимаются этим в основном женщины, таская на себе баулы по 25 кг и стоя по полдня в очередях. Это не слишком благодарный труд – по 2 тысячи рублей за один проход через таможню. При «полной занятости» в месяц выходит 40-50 тысяч.
Мужчины в основном работают водителями, причем зарплаты на сайтах вакансий порой впечатляют. В Уссурийске, например, предлагают 60, 70 и даже 100 тысяч рублей. Но, как поясняют специалисты отрасли, в реальности выходит 30-40 тысяч – если вычесть затраты на содержание и страховку машины. И если «впахивать».
В ближайшем к Уссурийску китайском поселке Суйфыньхэ (который русские называют просто Сунька) средняя зарплата в 2017 году составляла свыше 55 тысяч юаней в год – это примерно 45 тысяч рублей в месяц. При этом вариантов работы больше, а жилье и многие товары, как уже говорилось, стоят вдвое дешевле, чем в России.
В общем, понять, где лучше, непросто, хотя бы из-за разницы культур и менталитетов. Кстати, даже те наши соотечественники, которые знают китайский, и часто бывают или живут в этой стране, лишь иронично усмехаются на попытки новичков понять китайцев.
Свидетельство о публикации №219080300384
Нина Ленчик 05.08.2019 19:02 Заявить о нарушении
Александр Щербаков 5 06.08.2019 10:00 Заявить о нарушении