Русский крест. Глава 33. Герои Белого Движения

Русский Крест.

Глава 33.ГЕРОИ БЕЛОГО ДВИЖЕНИЯ.

ГЕНЕРАЛ М.В. АЛЕКСЕЕВ

 
(1857 – 1918)

Алексеев Михаил Васильевич, выходец из семьи солдата сверхсрочной службы, выдаю-щийся организатор в 1-й Мировой войне, основатель Белого движения, вождь Добро-вольческой армии, родился в Твери 11 ноября 1857 года.
По окончании гимназии учился в Московском пехотном юнкерском училище. В 1876 году стал офицером. В 1877 году, в составе 64-го Казанского пехотного полка, принял участие в Русско-Турецкой войне. За участие в боях удостоился наград «За доблесть и отвагу».

По завершении войны продолжил службу. В 1885 году стал командиром роты. В 1887 году поступил в Академию Генерального штаба, которую закончил 1-м по списку. С 1890 года служил адъютантом штаба 1-го армейского корпуса, с 1894 года переведён в Главный штаб, где возглавил оперативное отделение военно-учётного комитета. В 1898 году стал профессором кафедры истории русского военного искусства Академии Генштаба. В 1904 году удостоен звания заслуженного профессора и произведён в генерал-майоры.
Участвовал в русско-японской войне. С октября 1904 по декабрь 1905 гг. был генерал-квартирмейстером 3-й Маньчжурской армии. Сильно переживал неудачи русского оружия в той войне. Видел их причины в крайней нерешительности главнокомандующего Куропаткина, недостатке вооружения и слабости тылов. За личное мужество награждён золотым оружием «За храбрость» и орденами.
В 1906-1908 гг. служил обер-квартирмейстером Главного управления генштаба. В августе 1908 назначен начальником штаба Киевского военного округа и произведён в генерал-лейтенанты.
Всегда бывал прост и прям в общении, трудолюбив и усидчив.
С 1912 года стал командиром армейского корпуса. С началом 1-й Мировой войны назначен начальником штаба Юго-Западного фронта, который был сформирован на базе Киевского военного округа.
Успех операции в Галиции обусловлен организацией её планирования Алексеевым. В 1914 году произведён в генералы от инфантерии.
В марте 1915 года выдвинут на должность командующего Северо-Западным фронтом. Несмотря на активные наступательные действия немцев на его участке, Алексееву удалось сорвать их план окружения и уничтожения русских войск в Польше.
Применяя маневрирование и контратаки, Алексеев отвёл войска с опасных участков к Западной Двине, тем самым спас фронт и стабилизировал его.
После вступления в должность Верховного Главнокомандующего русских войск Николая II (август 1915 г.), тот назначил начальником штаба Ставки генерала Алексеева. И это не преминуло сказаться на результатах.
В 1916 году русской армии удалось стабилизировать все фронты в целом. Упорядочилось и управление войсками, быстро стали решаться вопросы военно-технического и тылового обеспечения.
Весной 1916 года Алексеев спланировал совместное наступление 3 русских фронтов. И это принесло успех, который, по большей части, принадлежал Юго-Западному фронту Брусилова. Именно с лета 1916 года это послужило началу перелома в войне в пользу войск Антанты. Черчилль тогда восхитился успехами планирования Алексеева.
После этих напряжённых дней Михаил Васильевич приболел сердцем, сдал дела генералу Гурко и уехал в Крым на лечение.
В середине февраля 1917 года он вернулся в Ставку, в Могилев. Дорогой он наблюдал приближение грандиозных перемен, коих и сам давно желал, искренне веря, что они принесут пользу Родине и армии. Он провёл опрос командующих армий и фронтов по поводу отречения императора. Большинство высказалось в пользу отречения, о чём Алексеев немедленно и доложил Николаю II.
8 марта они расстались, и императора, по приказу Временного правительства, увезли под арест в Царское Село.
11 марта Алексеев, согласно пожеланием военачальников, был назначен Временным правительством Главнокомандующим.
Поначалу он, как и многие тогда, заблуждался, наивно полагая, что новая власть желает установить порядок в стране, укрепить в армии дисциплину. Но проведённые в жизнь указы и распоряжения произвели в обществе эффект, как раз обратный. Вместо демократизации его накрыл хаос.
Уже 16 апреля Алексеев сообщил Гучкову, что ситуация в армии «с каждым днём ухудшается, и всё идёт к разложению войск».
В противовес солдатским комитетам он создал «Союз офицеров армии и флота». 21 мая сообщил Керенскому, что «развал армии достиг крайних пределов» и потребовал восстановить военные суды, расформировать распропагандированные части.
Реакция не заставила себя долго ждать. На другой же день Алексеев был снят с должности и заменён Брусиловым. В ответ на это генерал произнёс: «Пошляки! Рассчитали, как прислугу!»
Его перевели на должность советника правительства, которая абсолютно ничего не решала. И симпатии Алексеева обратились к вскоре сменившего Брусилова на посту Верховного – генералу Корнилову.
После подавления так называемого «корниловского мятежа» Керенский предложил Алексееву пост начальника штаба Ставки, а Верховным тот назначил себя самого.
По здравом размышлении и колебании, во спасение жизни Корнилова и арестованных с ним офицеров, Михаил Васильевич согласился на это предложение. Руководствуясь такими соображениями, Алексеев 2 сентября отправил арестованных генералов в Быхов, охрану их поручил преданному Корнилову Текинскому полку.
А уже через неделю он обратился к Керенскому с просьбой об их помиловании. Когда же получил категоричный отказ, сразу подал в отставку и вернулся в Петроград.
После большевистского переворота генерал Алексеев решил бороться с этим режимом, чему и остался верен до конца своей жизни. Уже 2 ноября он прибывает на Дон, к атаману Каледину.
В Новочеркасске, столице Войска Донского, Алексеев приступил к созданию офицерской организации, сперва именовавшейся «Алексеевская». Её задачей стало «воссоздание Российской государственности путём свержения большевистской власти и защите земли Русской». Этим было положено начало Белому движению и созданию Добровольческой армии.
«Нужно было зажечь светоч, чтобы была хотя одна светлая точка среди охватившей Россию тьмы», - высказался об этом Алексеев.
Вскоре эта организация, за счёт стекавшихся со всей страны офицеров, кадет и юнкеров, выросла в Добровольческую армию. А в декабре в Новочеркасск прибыли из Быхова узники-генералы во главе с Корниловым.
Последний разделил с Алексеевым функции управления. Михаил Васильевич занялся общегосударственными вопросами и внешними делами, а Корнилов – армией. «Лавр Георгиевич забрал у меня все лавры и все Георгии», шутил об этом Алексеев.
По вопросам будущего государственного устройства России их мнения разделились. Алексеев был сторонником монархии, а Корнилов – республики. Но они нашли компромисс, объявленный по армии 27 декабря, ставший днём её создания. Звучал он так: «Хозяин земли Русской, её народ, выявит через посредство свободно избранного Учредительного собрания державную волю свою».
Когда армии большевиков стали теснить добровольцев на Дону, Каледин застрелился 29 января 1918 года. А 4-х тысячная армия двинулась в поход на Кубань. Алексеев был болен и ехал на повозке. При нём находилась казна армии, чемодан с 6-ю миллионами рублей.
После гибели Корнилова во время штурма Екатеринодара армию возглавил генерал Деникин. Общее же руководство было возложено на Алексеева. Но вскоре армия выросла, к ней пришли успехи, и тогда Михаил Васильевич заявил: «Добровольческая армия – моё последнее дело на земле!»
Вскоре он заболел воспалением лёгких и умер 8 октября 1918 года. Его организм был слишком ослаблен.
Деникин позже написал о нём следующее: «… он шагал твёрдой старческой поступью по прямой кремнистой дороге. Его имя было тем знаменем, которое привлекло людей самых разнообразных политических взглядов обаянием, разумом, честностью и патриотизмом»
Похоронили Алексеева вначале в усыпальнице Екатерининского собора в Екатеринодаре. Но в период отступления, в начале 1920 года, прах генерала, по просьбе его вдовы, был вывезен в Сербию, дабы красные варвары не осквернили могилу, как это случилось с Корниловым. Перезахоронен Алексеев в Белграде, где покоится и в настоящее время.               
               


Рецензии