1. 9. Только ли Богу служили папы?
Для выяснения еще одного препятствия в защите Святым Престолом ценностей христианства (веры в Бога и обязанности жить по нормам Десятисловия), вернёмся к истокам католической (кафолическая = вселенская) Церкви.
Родившееся в Малой Азии уже к середине первого тысячелетия нашей эры христианство распространилось по всей Римской империи как государственная религия. В начале своего становления это были автокефальные иначе - автономные, самоуправляемые общины, языком богослужения разделенные на две части: восточную – греческую, и латинскую,или римскую, - западную. Со временем защита интересов поместных церквей подтолкнула их к локальным объединениям и появлению уже в III веке региональных религиозных лидеров. Тогда же и состоялись первые Вселенские соборы, оформившие основные догматы (не подлежащие пересмотру нормы)христианской веры, утверждены её каноны. Началось соперничество патриархов.
На западе христианского мира в условиях феодальной раздробленности уже в середине первого тысячелетия патриарху Рима удалось добиться главенства над своими коллегами и получить имя «папа»,и сосредоточить в своих руках решение и церковных, и мирских проблем.Церковь оказалась самой значимой силой, а папа - наиболее влиятельной фигурой, способной контролировать деятельность и светских властей. А вот начавшиеся еще в VI веке попытки пап подчинить себе греческое (восточное) христианство оказалось безуспешными. В 1054 году произошел Великий Раскол христианства. Папа римский отлучил восточных христиан от Церкви (своей, западной), и объявил их еретиками. Впрочем, обвинения в ереси были обоюдными.
Так оформилось разделение христианства на две и ныне существующие ветви: Западную (Римско-Католическую), и Восточную (Греко-Кафолическую). Различия между ними не принципиальны, ибо смыслом обеих Церквей оставались служение одному Богу, и воспитание паствы в духе исполнения Его Заповедей.
Для нас важно другое: озабоченность римского папы делами и в духовной, и светской сферах не только противоречила принципу разделения властей, но и отвлекала Церковь от забот духовного воспитания паствы, «устроение вечного спасения», распространение веры в Бога и исполнение Его Заповедей. Решение земных проблем – дело достаточно выгодное, все больше становилось заботой папы. Жажда власти оказалась сильнее мудрости, а ведь сказано было: «кесарево принадлежит кесарю, а Божие – Богу».
О проникновении Святого Престола в мирскую жизнь свидетельствует появившийся в 1075 году документ под названием «Диктат папы», где в числе прав верховного главы католической Церкви – понтифика - есть и такое: «Папа вправе низлагать императоров». Стремление возвеличить папу сквозит и в перечислении его официальных титулов: «Епископ Рима, Викарий (Заместитель) Христа, Преемник Князя Апостолов, Верховный Первосвященник Вселенской Церкви, Патриарх Запада , … раб рабов Божьих».
Управляемое папой Западное христианство (или латинство, Вселенская Церковь) в XI1 – XIII веках установило абсолютную власть не только в религиозных делах (отпущение грехов, оценка добродетелей и недостатков), но и мирских сферах жизни людей. Во всех странах признававших власть папы правовые отношения регулировались на основе издаваемых под контролем пап сборников указаний, регулировавших деятельность судей, клира, решавших вопросы семьи и брака, владения землёй, наследования, преступлений и наказаний.
Папа устанавливал свое главенство в вопросах морали, веры, управления и дисциплины. Его влияние усиливалось благодаря и университетам, открывавшихся на базе монастырских школ и готовивших специалистов по теологии, философии, праву и медицине.
Не только законотворческая деятельность лежала в основе распространения власти папы, а и его опора на силу. Именно рыцарство продвигало власть папы в Центральную и Северную Европу, и в земли славян: будущую Польшу, Чехию. Даже способностью ведения войн обладал папа, объявляя так называемые крестовые походы.
Стремление если не властвовать, то влиять на власть навсегда осталось главной целью Святого Престола, сохранилось оно и в наше время. Вот только свое основное предназначение - решать проблемы Веры и служения Богу - отошли на второй план, что и стало главной причиной Реформации - отделения от католической Церкви протестантов в конце XVI – начале XII века. Именно тогда буржуазия показала себя лучшим, чем католическая Церковь, управленцем в сфере хозяйственной деятельности, и оторвала от Ватикана миллионы верующих из наиболее экономически развитых стран Европы. Правда, это далеко не единственная причина случившегося.
Но даже этот удар не изменил прежнюю «увлеченность» делами мирскими в ущерб духовных, что и проявилось в наше время, когда интересы Веры требовали активного противодействия введению противоречащих христианству «европейских ценностей». Даже при падении авторитета католичества, фактической дехристианизации Западной Европы, Ватикан проявляет нежелание конфликтовать с властями по вопросам своей самой первостепенной деятельности – защите ценностей христианства. Его не беспокоят ни переход активных верующих многих стран Западной Европы и Америки в число так называемых «захожан» и «непрактикующих» христиан, ни закрытие сотен приходов. Самая «громкая», но не имевшая последствий, демонстрация неудовольствия действиями Евросоюза проявилось в отказе с 1988 года от выступления в Европарламенте.
Этому есть объяснения, и первое из них - самое невинное, этическое. Тысячелетнее прошлое ведомой папами католической церкви наполнено заботами преимущественно светской направленности. Объективная оценка этой деятельности дает основание утверждать, что нынешняя евроатлантическая цивилизация опирается на заложенные папами в раннем средневековье законопослушание - как правила сосуществования человека и общества, образование и науку – как основу прогресса. Нынешние власти по своему продолжают начатое тысячу лет назад католической церковью построения мира, и являются, таким образом, его "потомством", бороться с которым противно природе человеческой. Даже понимая, что твои наследники ошибаются, сохраняется надежда на их возвращение на путь истинный.
Нежелание конфликтовать можно объяснять и смирением, или кротостью - добродетелями верующих, желанием даже в критических ситуациях пребывать со всеми в мире, не возвышается над другими. Важным оттенком христианского смирения является отсутствие гнева. Но и это не оправдывает пассивность Святого Престола, поскольку потворствует злу в обстоятельствах, когда требуется защитить интересы людей и христианские ценности.
Трудно исключить и менее достойный, корыстный интерес - желание оставаться значимой в мировых делах структурой. Сегодня Ватикан имеет дипломатических отношениях со 174 странами мира, с 1964 года является постоянным наблюдателем при ООН, член многих международных организаций. Разве можно сохранить этот высокий статус, если конфликтовать с властями самых могущественных стран мира?
Каждый может сделать свой вывод о причинах проявляемого смирения, но пассивность в отстаивании христианских ценностей очень похожа и на отступничество от защиты Веры и Божьих Заповедей, сдачей традиционных нравственных норм.
Все мы люди, и папа – человек находящийся под колоссальным давлением инертности мышления и стандартов деятельности своих соратников, преодолеть которые неимоверно трудно. А если учесть, что в общественном сознании сформировано устойчивое мнения о том, что единственным смыслом нашей жизни является удовлетворение интересов и потребностей, то задача возвращения католического мира к христианским ценностям и вовсе становится чрезвычайно трудной. Но это единственный путь спасения и христианства, и католической веры для народов стран объединенного Запада – отстаивание традиционных нравственных ценностей. И в этом деле католический мир не одинок, у него есть надежный союзник, единородный брат по рождению - православие.
Свидетельство о публикации №219080300803