1. 9. Только ли Богу служили папы?

   
               Для выяснения еще одного препятствия  в защите Святым Престолом  ценностей христианства (веры в Бога и обязанности жить по нормам Десятисловия),  вернёмся   к истокам католической (кафолическая = вселенская) Церкви.
Родившееся в Малой Азии уже к середине первого  тысячелетия нашей эры христианство распространилось по всей Римской империи как  государственная религия.  В начале своего становления  это были   автокефальные   иначе -  автономные, самоуправляемые общины, языком богослужения разделенные на две части:  восточную – греческую, и латинскую,или римскую, - западную.  Со временем защита интересов  поместных церквей  подтолкнула их  к  локальным объединениям  и  появлению уже в  III веке региональных  религиозных лидеров. Тогда же и состоялись первые Вселенские соборы, оформившие основные догматы  (не подлежащие  пересмотру   нормы)христианской веры, утверждены её каноны. Началось соперничество  патриархов.

         На западе христианского мира в условиях феодальной раздробленности уже в середине  первого тысячелетия  патриарху   Рима  удалось добиться главенства над своими коллегами и получить имя «папа»,и сосредоточить  в своих руках   решение  и церковных, и мирских проблем.Церковь оказалась самой значимой  силой, а папа - наиболее влиятельной  фигурой, способной контролировать деятельность и светских властей.  А вот   начавшиеся еще в VI веке  попытки пап подчинить себе   греческое (восточное) христианство оказалось безуспешными. В 1054 году произошел  Великий   Раскол христианства. Папа   римский отлучил  восточных  христиан от Церкви (своей, западной), и объявил их еретиками. Впрочем, обвинения в ереси  были обоюдными.
 
           Так оформилось разделение христианства на  две и ныне существующие ветви:  Западную (Римско-Католическую),  и Восточную  (Греко-Кафолическую).  Различия  между ними  не  принципиальны, ибо смыслом обеих Церквей оставались  служение   одному Богу, и воспитание паствы в духе исполнения   Его Заповедей.

          Для нас важно другое:  озабоченность   римского папы делами и в  духовной, и  светской сферах не только   противоречила  принципу разделения властей, но и отвлекала Церковь от    забот  духовного воспитания паствы, «устроение вечного спасения», распространение веры в Бога и исполнение Его Заповедей.  Решение земных проблем – дело  достаточно выгодное,  все больше становилось  заботой папы.  Жажда власти   оказалась сильнее  мудрости,  а ведь сказано было: «кесарево принадлежит кесарю, а Божие – Богу».

            О  проникновении Святого  Престола   в  мирскую жизнь свидетельствует  появившийся   в 1075 году документ под названием «Диктат папы», где  в числе  прав верховного главы католической Церкви – понтифика -  есть и такое: «Папа вправе низлагать императоров».  Стремление возвеличить папу сквозит и в перечислении его официальных титулов: «Епископ Рима, Викарий  (Заместитель) Христа, Преемник Князя Апостолов, Верховный  Первосвященник  Вселенской Церкви, Патриарх Запада , …  раб рабов Божьих».

              Управляемое папой Западное христианство (или латинство,  Вселенская Церковь)  в   XI1 – XIII веках установило абсолютную власть  не только в  религиозных делах (отпущение грехов, оценка добродетелей и недостатков), но и мирских сферах  жизни людей.  Во всех странах  признававших власть папы  правовые отношения  регулировались на основе   издаваемых под контролем пап  сборников указаний, регулировавших  деятельность судей, клира, решавших  вопросы  семьи и  брака, владения землёй, наследования,  преступлений и наказаний.
 
          Папа устанавливал свое главенство   в вопросах морали, веры, управления и дисциплины. Его влияние   усиливалось благодаря и университетам,  открывавшихся на базе  монастырских школ   и готовивших специалистов по  теологии, философии, праву и медицине.

            Не только   законотворческая деятельность лежала в основе распространения власти папы, а и его опора на силу. Именно рыцарство продвигало власть папы в Центральную и Северную Европу, и в земли славян: будущую Польшу, Чехию.  Даже способностью  ведения войн   обладал папа, объявляя так называемые крестовые походы.
 
             Стремление если не  властвовать, то  влиять на власть навсегда осталось главной целью Святого Престола,  сохранилось оно  и в наше время.  Вот только свое основное предназначение - решать проблемы  Веры и служения Богу -  отошли на второй план, что и стало главной  причиной  Реформации  - отделения от  католической Церкви  протестантов в конце  XVI – начале  XII века. Именно тогда  буржуазия показала себя лучшим, чем католическая Церковь, управленцем   в сфере хозяйственной   деятельности, и оторвала от Ватикана миллионы верующих из наиболее экономически  развитых стран Европы. Правда, это далеко не единственная причина случившегося.

             Но даже этот удар не изменил прежнюю «увлеченность»  делами мирскими в ущерб духовных, что  и проявилось   в наше время, когда интересы Веры требовали  активного противодействия  введению противоречащих христианству   «европейских ценностей». Даже при  падении авторитета католичества, фактической  дехристианизации   Западной Европы, Ватикан  проявляет   нежелание конфликтовать с  властями   по вопросам своей самой первостепенной деятельности – защите ценностей христианства. Его не беспокоят ни  переход  активных  верующих  многих стран Западной Европы и Америки в число  так называемых «захожан» и «непрактикующих»  христиан, ни  закрытие сотен  приходов.  Самая «громкая», но не имевшая последствий, демонстрация неудовольствия действиями Евросоюза проявилось в отказе  с 1988 года от выступления в Европарламенте.

            Этому есть объяснения, и первое из них - самое невинное, этическое. Тысячелетнее прошлое ведомой папами   католической церкви наполнено заботами преимущественно светской направленности. Объективная  оценка этой деятельности  дает основание утверждать, что нынешняя евроатлантическая цивилизация опирается на заложенные папами  в раннем средневековье  законопослушание -  как правила  сосуществования  человека и  общества, образование и науку – как основу прогресса. Нынешние власти  по своему продолжают начатое тысячу лет назад   католической церковью построения мира, и являются, таким образом,  его "потомством",  бороться с которым противно природе человеческой. Даже понимая, что твои наследники ошибаются, сохраняется надежда на их возвращение на путь истинный.
 
              Нежелание конфликтовать  можно объяснять  и   смирением, или  кротостью  -   добродетелями  верующих, желанием  даже в критических ситуациях пребывать со всеми  в мире, не возвышается над другими. Важным оттенком  христианского смирения является  отсутствие гнева. Но и это  не оправдывает пассивность Святого Престола, поскольку  потворствует  злу в обстоятельствах, когда  требуется защитить интересы людей и христианские ценности.
 
                Трудно исключить и менее достойный, корыстный интерес  - желание оставаться  значимой в мировых делах структурой. Сегодня Ватикан имеет   дипломатических отношениях со 174 странами мира, с  1964 года является   постоянным наблюдателем при ООН,  член многих международных организаций.  Разве можно  сохранить  этот высокий статус, если  конфликтовать  с властями самых могущественных стран мира?

              Каждый может сделать свой вывод о причинах проявляемого смирения, но  пассивность в отстаивании христианских ценностей очень похожа и на   отступничество от защиты  Веры и Божьих Заповедей,  сдачей  традиционных нравственных норм.

               Все мы люди, и папа – человек  находящийся под колоссальным давлением инертности мышления и стандартов деятельности  своих соратников, преодолеть которые неимоверно трудно. А если учесть, что  в общественном  сознании  сформировано устойчивое  мнения о том, что единственным смыслом нашей  жизни  является  удовлетворение  интересов и потребностей, то задача возвращения католического мира  к христианским ценностям  и вовсе становится чрезвычайно трудной.  Но это   единственный путь спасения и христианства, и католической веры для народов стран объединенного Запада – отстаивание традиционных нравственных ценностей.  И в этом деле католический мир не одинок, у него есть надежный  союзник, единородный брат по рождению  - православие. 


Рецензии