Подснежник
Рукопись была небольшая, и требовала, по мнению издательства, скромного карманного формата (60х90/32). Проектное задание художнику представляло собой создание переплёта, форзаца, авантитула, фронтисписа, титула, дизайн фотоматериалов и полос.
Преисполненный пиетета перед знаменитостью, ваш покорный слуга насиловал свой скромный интеллект: как бы найти оптимальное решение для оформления этой небольшой рукописи полиграфическими средствами.
К этому времени уже пять лет как самого Василия Макаровича (его не стало в октябре 1974 года) не было в живых. Рукопись в издательство представила его вдова Лидия Федосеева-Шукшина. Произведение относилось к разряду неопубликованных при жизни.
Уже приступая к работе, художник знал, что какое бы то ни было буквальное иллюстрирование здесь невозможно и надо искать для оформления книги ассоциативное решение. Естественно, он бросил все усилия для того, чтобы как можно полнее познакомиться с жизнью этого замечательного человека. Оформитель рассчитывал в процессе такой работы найти какие-то интересные особенности его вкусов и пристрастий.
На его счастье обнаружились факты, которые дали решение оформления. В результате чего к переплёту был создан рисунок подснежника… Этот цветок, оказывается, был самым любимым у Василия Макаровича. На форзац пошли изображения берёз, которые нравились тому не менее подснежников.
Был сделан макет издания и, после одобрения художественным редактором, представлен Главному художнику издательства на утверждение. Тот успешно забраковал оформление с резолюцией:
- Что ж вы даёте оформление к публицистике, словно это стихи? Идите и думайте.
Художник подумал и отправился с макетом к Федосеевой-Шукшиной (с ней он познакомился в редакции, получая рукопись и фотоматериалы на оформление, а её телефон был на первой странице рукописи). Вдова, увидев оформление, расплакалась и произнесла:
- Как точно. Это то, что надо.
На это маэстро рассказал о взгляде на подобное оформление в издательстве. Тогда вдова сказала, что никакого другого оформления не будет вплоть до прекращения издания в этом издательстве. На титульном листе макета издания она написала: «Только так. Федосеева-Шукшина».
С этой резолюцией маэстро снова явился в издательство в тот же кабинет.
- Ну, как, подумали? – спросил Главный художник.
- Да, - ответил оформитель и положил на стол Главному макет книги, подписанный Шукшиной.
Немая сцена…
Главный был опытный и находчивый администратор. Он мигнул глазами и произнёс:
- Вот я с самого начала и говорил, что прекрасное оформление. Лучше не придумаешь.
За этим на том же титульном листе макета ниже автографа вдовы он написал:
- В печать, - и поставил подпись.
Свидетельство о публикации №219080300886
Вот облом вышел у Главного! А если бы вдова не подписала титул? По-моему, самое удачное решение! А оформление получилось замечательное. Всё очень понравилось.
С добром,
Серёга Романов 25.11.2019 12:09 Заявить о нарушении
Александр Черенков 25.11.2019 12:49 Заявить о нарушении