Птичка

          Давным-давно жили-были две лучшие подруги – девочки Нина и Нонна. Было им по девять лет,  учились они в одном и том же классе школы, сидели за одной партой и любили свою учительницу Евдокию Юрьевну. Учительница же была не совсем обычная. Когда-то в молодости она мечтала стать балериной и занималась балетом. Но балериной ей сделаться не удалось, а любовь к танцу сохранилась. Она считала, что девочкам необходимо уметь танцевать. Класс же состоял из одних девочек, и поэтому на уроках физкультуры и пения она преподавала своим ученицам искусство балета. Прежде чем разучивать с ними новый танец, она тренировала их, добиваясь чёткого выполнения упражнений и правильного положения ног и рук в основных позициях классического балета.
          Однажды Евдокия Юрьевна сообщила классу, что приближается большой праздник – юбилей школы, что в связи с этим будет концерт, к которому надо подготовить выступление. Она предложила поставить небольшой спектакль с танцами и пением на тему популярной детской песенки «Птичка»*. Песенка представляла собой диалог между группой детей и птичкой, пойманной ими в сети.
          Следовало выбрать на роль птички девочку, которая могла бы хорошо танцевать и петь. Евдокия Юрьевна считала, что в классе лучше всех танцует Нина, а пела лучше всех Нонна. Однако Нина была на пол-головы ниже ростом, чем Нонна, и, следовательно, легче. Это обстоятельство было очень важно, так как в конце постановки детям предстояло поднять птичку вверх и унести со сцены под пение о том, что они выпускают её на волю.
          Евдокия Юрьевна была отличным опытным педагогом. Однако каждый человек может ошибаться. После долгих раздумий  учительница решила, что роль птички исполнит Нина, но споёт за неё Нонна, стоя за спиной подруги. Нина же будет беззвучно открывать рот, изображая пение.
          Все радостно готовились к празднику. Репетиции проходили одна за другой. Мамы учениц мастерили для них из накрахмаленной марли балетные пачки.
          Наконец, настал день праздника. Зрительный зал Дома культуры был заполнен школьниками и их родителями. Появление на сцене большой группы девочек, похожих на настоящих балерин, зрители встретили аплодисментами. Вскоре шум затих, и все стали внимательно следить за разворачивающимся действием.
          Сначала исполнялся танец, в котором маленькие балерины изображали играющих в разные игры детей. Затем в углу сцены показалась Нина. На ней было такое же балетное платье, как и на других танцевавших девочках, но  за спиной у неё виднелись два крыла, покрытые настоящими птичьими перьями, а голову украшала шапочка из перьев.
          Пока Нина с помощью танца изображала беззаботно резвящуюся птичку, дети прекратили свои игры, крадучись, окружили её и набросили на её плечи сетку. Затем началось пение. Радостно обращаясь к птичке - Нине, дети запели хором:
                А, попалась, птичка, стой!
                Не уйдёшь из сети;
                Не расстанемся с тобой
                Ни за что на свете!*
 
          Далее птичка должна была пропеть свой ответ. Нина ожидала, что зазвучит голос стоящей сзади неё Нонны, как это всегда было на репетициях. Однако Нонна почему-то молчала. Так как песня исполнялась без музыкального сопровождения, то на несколько мгновений в зале повисла тишина.
          Нина любила петь, правда, её мама не одобряла такого занятия дочери. Как только она слышала, что дочь что-то запела, она произносила недовольным тоном:
    -     Ну, вот, опять запищала!
Поэтому девочка была невысокого мнения о своих вокальных данных. Но в данном случае нужно было срочно спасать положение! И она быстро приняла решение: она запела сама! В зал понёсся уверенный детский тонкий голосок птички - Нины:
                Ах, зачем, зачем я вам,
                Миленькие дети?
                Отпустите полетать,
                Развяжите сети.*

          Действие продолжалось. Никто в зале не обратил внимания на заминку. В ответ на обещания детей кормить птичку конфетами с сухарями и посадить её в золотую клетку птичка - Нина жалобно умоляла отпустить её на волю. В конце выступления Нина вставала на специальную платформу, дети поднимали её и несли через сцену, заканчивая пение словами:
                Ну, так Бог с тобой – лети
                И живи  на воле!*

В позе «арабеск» птичка - Нина устремляла взгляд к небу и взмахивала руками, изображая полёт. Публика горячо аплодировала.
          В раздевалке Нина спросила подругу:
    -     Что случилось? Почему ты не стала петь?
    -     Просто не захотела! – вызывающе ответила та.
          Ответ звучал как открытое признание в предательстве. Но такая мысль в отношении лучшей подруги не могла придти в голову Нине. «Наверное, она волновалась и испугалась», - думала Нина. Кроме того, девочка была так рада, что ей удалось с честью выйти из трудного положения, что она не стала допытываться у Нонны о причине её странного поведения.
          На другой день по дороге в школу Нина слышала, как дети при виде её кричали:
    -     Смотрите! Птичка идёт!
Это, действительно, был успех!
          Шли годы. Школа осталась позади. Жизненные пути подруг разошлись. Ни одна из них не стала певицей. Но, оказываясь в новой компании, когда речь заходила о пении, Нина любила удивить присутствующих шутливым рассказом о том, как когда-то она пела соло со сцены перед большой аудиторией и имела успех.
          Встречи лучших подруг становились всё реже. Встречаясь, вспоминали школьные годы. И вот однажды Нина спросила:
    -     Ты помнишь «Птичку»? Помнишь, как мы выступали на сцене?
    -     Конечно, помню! – был ответ.   
    -     Почему ты тогда не стала петь?
    -     Ты же была птичкой! Вот, тебе и надо было петь! – сердито и с насмешкой ответила подруга.
           Зная, что Нонна с детства обладала правдолюбивым и вспыльчивым характером,  Нина вдруг ощутила всю глубину обиды маленькой девочки, её лучшей подруги, оказавшейся в ложной ситуации и вынужденной  прятаться от публики и отдавать своё умение другому человеку. Нонна понимала несправедливость происходившего, но не осмеливалась на репетициях противоречить любимой и уважаемой учительнице. Однако в решающий момент её детская душа  взбунтовалась, и она поступила так, как считала правильным, не думая о последствиях. Ребёнок интуитивно нашёл выход из неприятного положения. Справедливость была восстановлена.
         
          *Августа Пчельникова, «Птичка», 1859 год.

   2019               
            


Рецензии
Военные птичками называют беспилотники...

Олег Михайлишин   09.08.2020 10:15     Заявить о нарушении
Интересная информация! Спасибо!

Инна Гавриченкова   24.09.2020 17:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.