Парад победы 45-го орловский список пополняется

Время неумолимо. Оно течет, как песок сквозь пальцы. И всё же некоторые песчинки задерживаются на руках. Память наша подобна этим песчинкам.  73  года  минул с тех пор, как на Красной площади состоялся исторический Парад Победы. Уже несколько поколений успело вырасти, и многое изменилось в мире. Но если мы не хотим повторения прошлого, то не должны забывать историю.
Президент России В.В. Путин, подчеркнул:  «Нам нельзя забывать об этом параде. Историческая память — залог достойного будущего России. Мы должны перенять у героического поколения фронтовиков главное — привычку побеждать. Эта привычка очень нужна в нашей сегодняшней мирной жизни. Она поможет нынешнему поколению выстроить сильную, стабильную и процветающую Россию».
В  « Орловском военном вестнике»  в 2015 году была  опубликовала  статья «Они прошли победным маршем по Красной площади Кремля» об орловцах - участниках Парада 1945 года. На то время в списке значилось сорок три наших земляка. За год список пополнился ещё на шесть фамилий.
Первым, кого удалось найти, стал уроженец деревни Непочатой Дросковского района Семён Васильевич Заикин.
 На сайте beloblgaz.ru›press/victory/535/ ведущий специалист отдела организации труда и заработной платы ОАО «Газпром газораспределение Белгород» Инна Александровна Новикова  разместила информацию о своём деде С.В. Заикине.
Родился Семён Васильевич в 1917 году.  На фронт был призван 23 июня 1941 года Ворошиловским военным комиссариатом города  Владивостока. Служил в 255-м отдельном кавалерийском полку разведчиком до мая 1943 года. А затем – в 148-м артиллерийском минометном полку. Дошёл до Берлина,  в мае 1945 года оставил свой автограф на Бранденбургских воротах.  Был награжден: орденом «Красной Звезды», медалями  «За отвагу», «За взятие  Варшавы», «За победу над Германией».  Рядовой Заикин Семён Васильевич по Красной площади прошёл в составе 1- го Прибалтийского фронта.

Об участии в Параде Победителей Родина Владимира Фёдоровича пишет Александр Самойкин в газете «Красноярский рабочий» от 6 ноября 2015 года.
Владимир Фёдорович Родин не просто участвовал в Параде в качестве представителя 1-го Прибалтийского фронта - в числе двухсот других солдат он удостоился чести бросить один из фашистских штандартов к подножию мавзолея Ленина. Этот акт выноса низложенных фашистских знамён поверженного Третьего рейха стал апофеозом Парада Победы, акцией, потрясшей весь мир, моментом нашего наивысшего триумфа. А Родин стал единственным представителем Орловского края, которому выпала такая высокая честь. Надо сказать, что для участия в Параде Победы надо было пройти жёсткий отбор. Брались во внимание не только подвиги и прочие заслуги, но и вид, соответствующий облику воина-победителя. Ростом солдат должен был быть не менее 170 сантиметров, возрастом - не старше 30 лет.
В первую очередь отбирали Героев Советского Союза и кавалеров орденов Славы всех трёх степеней, а затем других отличившихся в боях - по количеству полученных ими наград. Предпочтение отдавалось тем, кто воевал на передовой с первого до последнего дня войны. Родин был отобран из числа многих других. При этом рост нашего земляка составлял 1 метр 90 сантиметров, вес - 105 килограммов, а его боевые заслуги и награды говорили сами за себя.
Владимир Фёдорович родился в 1922 году в селе Муравлёво  Урицкого района Орловской области. Вскоре семья, в которой было 8 детей, переехала в село Ново-Петровка Тамбовского района Амурской области, где пережила всё, что довелось пережить нашему народу в непростые 20-30-е годы. В 1932 году от голода умерли четверо маленьких Родиных, а в конце 30-х отца репрессировали, и он навеки сгинул в лагерях. Мать Анну Игнатьевну и оставшихся с нею детей выселили. Так они оказались в селе Боготол Боготольского района. Когда началась война, Владимиру исполнилось 19 лет, за его плечами было всего четыре класса образования. Чтобы прокормить семью, он уехал на заработки на Урал. Оттуда 8 января 1942 года его и призвали в армию. Но так, как Владимир Родин был из семьи репрессированных,  он долгое время находился в запасном полку, который был набран из таких же, как он, проходивших проверку на предмет лояльности к советской власти. В связи с этим воинскую присягу Владимир принял только 23 марта 1943 года, после чего был зачислен миномётчиком в воинскую часть № 4958, направляющуюся в действующую армию. О том, как воевал Родин, сами за себя говорят его боевые награды: орден Славы III степени, орден Отечественной войны II степени, орден Красной Звезды, две медали «За отвагу», медаль «За взятие Кёнигсберга».
По окончании войны Родин продолжал служить в составе группы советских войск в Германии. В 1947 году он демобилизовался и вернулся домой.
 До конца своих дней Владимир Фёдорович работал бригадиром животноводческой бригады в Боготольском совхозе.  В возрасте сорока лет, 19 января 1963 года знаменосец Победы умер и был похоронен на кладбище села Боготол.   
В 1955 году писатель Александр Ероховец опубликовал о нём газетный очерк, в котором есть воспоминания Владимира Фёдоровича Родина о Параде Победы: «В день Парада Победы на рассвете наш батальон построили возле храма Василия Блаженного. В грузовиках привезли знамена и штандарты, мы разобрали их. Мне достался штандарт кавалерийской части — огромное красное полотнище с белым кругом и черной свастикой. Под марши военных оркестров по Красной площади прошли другие участники парада. Потом музыка смолкла. Площадь накрыла тишина, и вдруг резко зазвучала барабанная дробь. Под неё наши ряды пошли к Мавзолею. Никакого волнения не было, всё во мне ликовало! На долгих тренировках все движения были отточены до автоматизма. Швырнув кавалерийский стяг, я краем глаза увидел, как Сталин на трибуне поднял руку, чтобы отдать нам честь».
 Но вот опять заиграл оркестр. На площадь вступили части Московского гарнизона во главе с командующим войсками Московского военного округа генерал-полковником П.А. Артемьевым. За ним — сводный полк Наркомата обороны, слушатели военных академий и курсанты военных училищ. В черно-красной форме и белых перчатках замыкали шествие воспитанники суворовских училищ.  Пафос победы, ощущение причастности к великому моменту в жизни Родины, делали суворовцев гордыми, радостными, благодарными за высокое доверие участвовать в Параде Победителей. Поиск наших земляков-суворовцев, принимавших участие в Параде Победы, пополнил список ещё на четыре фамилии.
 В составе сводного полка суворовских училищ столичного гарнизона по брусчатке Красной площади, чеканя шаг, прошёл  уроженец села Созыкино Орловской области Борис Александрович Котёлкин. Родился Борис Александрович 18 октября 1930 года. В 1943 – 1948 гг. обучался в Орловском (Свердловском) суворовском военном училище.
 В своих воспоминаниях о Параде Победы Борис Александрович отмечает: «Нелегко сравнить нынешнюю Москву с Москвой 45-го. Была она тогда своеобразна: уже по мирному радостна, но по-военному строга. И эта радость, и эта строгость накладывали отпечаток на нас, суворовцев. Тренировались мы  с необыкновенным подъемом и воодушевлением возле Центрального театра Красной Армии. Ежедневно 4 часа ранним утром и 4 часа поздним вечером, когда движение транспорта не было столь интенсивным, отрабатывая строевой шаг, движение в шеренгах, в «коробках», в составе сводного полка. Конечно, тяжеловато была нам, 12 - 13-летним мальчишкам, такая нагрузка. Но никто не жаловался на тяготы – каждый понимал, что готовится стать участником исторического парада. Чувства радости, высочайшей ответственности брали верх над усталостью.
И вот наступил день Парада Победы – 24 июня 1945 года. Подняли нас рано. Было пасмурно: беспрерывно моросил дождь, меж шеренгами гулял прохладный ветер. Но настроение у суворовцев было боевым: на ветру колыхались бессчетные торжественные флаги. До Красной площади  нас подвезли на автомашинах, высадив около Каменного моста. К месту построения мы следовали строем. Роты суворовцев стояли неподалеку от храма Василия Блаженного. Такое зрелище! И вправду Красная площадь представляла собой потрясающую картину. Колонны суворовцев проходили в числе последних.  И вот, 1-й удар курантов. Видно, как из ворот Спасской башни на белоснежном жеребце выехал маршал Жуков, как на вороном скакуне повстречал его маршал Рокоссовский. Жуков энергично поздоровался с курсантами, поздравил их, и поскакал далее. Суворовцы проходили мимо Мавзолея, стройно, с отменным равнением. Они улыбались и их бурно приветствовали зрители гостевых трибун. Сам Сталин с одобрением помахал нам  рукою».
В 1951 году Борис Александрович окончил Ульяновское гвардейское танковое училище им. В.И. Ленина. Служил в должности командира танковой роты, начальника отделения заправки ракет компонентами горючего, начальника ракетной части. В 1976 году Б.А.Котелкин был  уволен в запал в звании подполковника. Работал в должности начальника штаба Штатской Обороны Черноморского пароходства в г. Одесса, в НИИ г.Донецке, в ОАО «Лукойл - Ростовнефтехимпроект» в г.Ростове-на-Дону. В настоящее время  находится на заслуженном отдыхе, проживает в г.Ростов-на-Дону.
Полковник в отставке,  участник  Парада Победы в составе сводного полка суворовских училищ Борис Иванович Ерохин,  ныне проживающий в республике Татарстан,  вспоминает: «В 1945 году я был курсантом Орловского  суворовского училища. Нам объявили, что мы будем принимать участие в параде Победы на Красной площади. Примерно за две недели до парада мы приехали в Москву. В один из дней впервые увидели знаменитые реактивные батареи «Катюши», которые тоже прибыли на парад.
Погода, между тем, не баловала. Если накануне было солнечно и жарко, то в день парада пошёл пусть и не сильный дождь, и именно тогда, когда на трибуну Мавзолея стало подниматься правительство. Продолжался он в течение всего парада. Но мы все равно были счастливы. А природа в этот день как бы оплакивала погибших.
Хорошо запомнил  один нюанс: слева от нас стоял батальон молодых солдат с фашистскими знамёнами, на которых были ещё и немецкие ордена. Среди них был даже личный штандарт Адольфа Гитлера. А нам, пацанам,  в возрасте 13-14 лет, хотелось что-то забрать на память.
Мы просили дать нам эти ордена, и солдаты с удовольствием отрывали их и отдавали нам. В итоге, кто-то открутил крест, кто-то оторвал кусочек самого знамени, но  позже к нам зашел командир и попросил отдать всё назад.
Вечером нас отпустили гулять по праздничной Москве. Посмотрели грандиозный салют из 1200 орудий 40 артиллерийскими залпами. Сколько пускалось в небо ракет - представить невозможно! Заснуть в тот памятный день удалось далеко не сразу.
И хотя, вернувшись в Елец, пришлось много заниматься, чтобы наверстать упущенное из учебной программы, подготовка к Параду Победы и участие в нём остались в памяти как одно из самых важных событий в жизни.
Я горжусь, что в составе воспитанников первого набора Орловского суворовского училища шагал на Параде вместе с победителями».
 (Портал ProKazan.ru)
В  «Аргументах и фактах» от 24 июня 2015 года, в статье «А мы поём и топаем», опубликованы воспоминания самого юного  участника Парада Победы, Альберта Михайловича Донских. 
 В 12 лет на Парад Победы. В войну испытаний на долю мальчишки выпало немало. Семью Донских 22 июня 1941 года застало в Орловской области. В самом начале войны трагически погиб отец - он работал партсекретарём, принимал эшелоны эвакуируемых из Курска и прямо на вокзале попал под бомбёжку. Тяжелораненого, его перевезли в Орёл в госпиталь, но спасти не смогли. После гибели мужа мама с маленьким Альбертом  решила ехать к родственникам в Ливны. Но немцы уже пришли на Орловщину. Семье удалось добраться на машине с военкоматом до Воронежа, оттуда их эвакуировали дальше на восток.
После боёв на Орловско-Курской дуге семья решила вернуться в родные края - до бабушки с дедушкой в Ливнах добрались как раз к освобождению Орла. Когда же в 1943 году в СССР организовали три первых суворовских училища, на семейном совете Донских решили: вот куда Альберту нужно!
 Известно, что в 1944 году в Тульское суворовское училище поступило 35 представителей Орловской области, среди них Альберт Михайлович Донских.
Через много лет он напишет: «На Параде Победы  я  был в последней шеренге, шестым справа. Утром 24 июня наша «коробка» стояла в районе Лобного места, недалеко – отборные воины-гвардейцы с поверженными немецкими знаменами и штандартами, впереди парадные «коробки» представителей фронтов, чьи груди были сплошь увешаны орденами и медалями. Воины-фронтовики производили на нас сильное впечатление. Мы, мальчишки с погонами, были горды тем, что стоим в едином строю с ними на главной площади страны. Мы были полны гордости за наших воинов-победителей, но и было грустно, что на этой войне мы потеряли своих отцов, которые тоже могли бы быть на этом параде.
Мы видим, как из Спасских ворот на белом коне выезжает заместитель Верховного Главнокомандующего Маршал Советского Союза Жуков, и как командующий парадом Маршал Советского Союза Рокоссовский отдает ему рапорт. Войска, представлявшие все фронты действующей армии, восторженно приветствовали прославленных полководцев. Затем командующий парадом произнес речь. 50 залпов победного салюта прозвучали после здравицы и честь непобедимого советского солдата.
Мы видим прославленных советских полководцев, замечательных советских солдат, сержантов, офицеров и генералов – настоящих, живых героев войны.  Звонкими детскими голосами отвечаем на приветствие маршала и с упоением кричим троекратное «Ура!»  Торжественным маршем прошли героические воины действующей армии. Под дробь барабанов на площади появляется сводный батальон, который несет к Мавзолею знамена и воинские регалии фашистов. И вот на марше мы, юные суворовцы. Восторженно, аплодисментами и громкими приветствиями встретили нас трибуны. Суворовская форма, мальчишеские лица, старание – все это не могло не вызвать улыбки у взрослых. И в самом деле, после страшных лет войны появление такого количества мальчишек в военной форме с алыми погонами вызвало и удовольствие, и радость у людей, заполнивших Красную площадь…».
После училища на медкомиссии у Альберта Донских  нашлись изъяны здоровья, которые просмотрели при поступлении. Вопрос с военной карьерой был закрыт. Но суворовское училище всё же определило судьбу Альберта. Он  поступил я в Николаевский судостроительный институт. Жизнь со временем привела Альберта Михайловича на Волгу, в Горький, в конструкторское бюро при заводе «Красное Сормово».  В Нижнем Новгороде Донских живёт и поныне.
Уроженец Орловской области, выпускник Тульского суворовского училища, полковник в отставке, Геннадий Григорьевич Емельянов, о Параде Победы вспоминает: «Хорошо помню многочасовые тренировки к прохождению торжественным маршем на параде, ночные репетиции. Для нас, 13 - 14-летних мальчишек строевые занятия на асфальте Новослободской улицы, когда должны были держать «выше ногу, тверже шаг», это были очень большие нагрузки. И так изо дня в день! Но мы не обращали внимания ни на усталость, ни на мозоли на ногах, зная, что впереди Парад Победы и надо на нем пройти по Красной площади так, чтобы показать: мы не зря носим алые погоны на плечах…
   Незабываемый день 24 июня - день Парада Победы. Сводный полк суворовцев в начале Парада стоял напротив Спасской башни Кремля, замыкая строй войск на Красной площади, слева стоял полк солдат с трофейными немецкими знаменами. Воины-фронтовики производили на нас сильное впечатление. Я горжусь, и до конца жизни буду гордиться тем, что принимал участие в Параде Победы!» 
Геннадий Григорьевич Емельянов в настоящее время является председателем комиссии по связям с ветеранскими организациями Южного административного округа Москвы. 
 На сегодняшний день это вся информация о наших земляках, прошедших по брусчатке Красной площади 24 июня 1945 года.
 Публикую эту статью, я надеюсь на взаимопонимание читателей и на их участие в пополнении и уточнении данных об участниках Парада Победы.
Жаль только, что годы для основательного сбора сведений о славных орловцах, оставивших свои добрые следы на исторической брусчатке Красной площади, безвозвратно ушли. С каждым днём становится короче ряд участников Парада Победителей.  В конце  января 2016 года Орёл похоронил Бориса Васильевича Юшкова. В феврале ему должно было исполниться 92 года.
Застарелая болезнь нашего общества: что имеем — не ценим, потерявши — плачем. Пока живы ветераны войны, пока они ходят рядом с нами — принимаем как само собой разумеющееся. Словно они вечны. Увы... И возникают опасения, что с их уходом песчинки памяти, еще хранящиеся на наших ладонях, также исчезнут.
 Чтобы этого не произошло, мы должны возвратить из забвения имена участников Парада Победы. Я уверена, список орловцев, прошедших победным маршем по Красной площади Кремля,  ещё пополнится ни одним именем.


Рецензии