Традиция

         В первое воскресенье августа в России отмечают профессиональный праздник – День железнодорожника. В этой сфере работают настоящие люди, ответственные и сильные, работа на всех участках сложная и требует особого внимания. Круглые сутки, в три смены несут свою вахту железнодорожники. Огромное спасибо им за нелёгкий труд!

          Традиция – отмечать, обязательно, День Железнодорожника сложилась в нашей семье давно. Вся жизнь была связана с железной дорогой. Родители работали в Вагонном депо, жили мы на улице Железнодорожной. Детский сад, школа, поликлиника, больница, пекарня – все было ведомственное, относилось к железной дороге, финансировалось и содержалось за её счет. Лучшим хлебом в городе считался тот, что был выпечен в железнодорожной пекарне, высокий с хрустящей корочкой.
       На нашей улице проживал начальник станции, ремонтники и локомотивные бригады, машинисты пассажирских поездов, путейцы, слесари, токари, диспетчеры, осмотрщики, проводники – словом, все те, на которых и держалась работающая по круглосуточному графику железная дорога.
        Рядом с нашим домом находилось Локомотивное депо. Всё, что происходило там, притягивало, как магнит, нас, детей. Территория около административного здания утопала в цветах, шумел фонтан, выполняющий функцию противопожарного водоёма. У фонтана была, обвитая виноградной лозой, беседка. Однако привлекал не виноград, его хватало в любом дворе. Манил фонтан, ведь жара летом достигала 45-ти градусов, а купаться было негде, в арыках (узкие каналы), заросших камышом, не поплаваешь, а там можно было плескаться и плавать, для пяти и семилетних детей это был рай. Территория депо – это категория повышенной опасности, нас прогоняли, ну, куда там! Мелюзга рассыпалась, а потом вновь собиралась. Особой смелостью считалось спуститься по стальным балкам поворотного круга вниз к воде. Вода, видимо, была подпочвенная.

           Многие не знают, что такое поворотный круг, такие сооружения существовали в 50-х годах прошлого столетия. На этом круге были проложены рельсы, на них ставился тепловоз и загонялся в ремонтный цех, после ремонта его с помощью поворотного круга переводили на соответствующую ветку пути.
В обеденный перерыв, когда круг был неподвижен, ребятишки спускались вниз по конструкциям к самой воде. Единственный раз я попробовала это сделать. Было очень страшно, но никто не показывал вида, что боится, впрочем, смельчаков было не так много.
Бегали мы и по узкой кромке, разделяющей ямы для мазута. Может быть, это была смола, потому что попадавшие в неё кошки выбраться уже не могли. Словом, почти вся территория была опасная, но заманчивая.
          
           Праздники, а особенно День Железнодорожника, отмечали широко и торжественно. Сначала выступал начальник депо, потом начальник отдела кадров – наша соседка. Тётя Клава зачитывала приказ о награждении денежными премиями работников в какой-то сумме, но я никак не могла понять, где же эта сумка, в которую кладут деньги?
      
           Я и ещё несколько девочек из нашего двора посещали танцевальную студию в Клубе железнодорожников и обязательно в этот праздничный день выступали перед рабочими. Нам выдавали красивые костюмы, красные сапожки, а после успешного, на «бис и браво» выступления, тоже награждали. До сих пор храню 2-х томное издание произведений Николая Васильевича Гоголя и почётную грамоту.
         
           Обязательно крутили кинофильмы, правда, названий, за давностью лет, не помню.
         В парке, у клуба, были толпы народа, стояло много бочек с холодным пивом, тут и там дымились мангалы с шашлыком. А родители, родители были молодыми и красивыми, пели какие-то песни, а мы шныряли рядом и грызли красные, сделанные из сахара, петушки, которые продавали бабушки.
      
         Окончила я железнодорожную школу, одну из лучших в городе. Как и мои две сестры, поступила в Ташкентский Институт Инженеров Транспорта, защитила диплом на «отлично». Встретила в институте будущего мужа, так что вся моя жизнь так или иначе прочно связана с железной дорогой.
      
         Несколько лет добиралась на работу на электричке и даже посвятила стихи этой теме.
Хочу пожелать всем работникам успешной безаварийной работы, терпения и чуточку удачи. Будьте здоровы!  А все, кто в этот день свободен от службы, выпейте кружечку холодного пива за тех, кто сегодня на железнодорожных магистралях, ведь лето, жара.


 
Платформа. Осень. Шесть утра.
Чуть моросит. Зонты. Толпа.
Задвигались. Зеленый свет.
Вот электричка. Места нет.
Вторая. Влезли. Встали. Стоп.
Толкнули. Боль. Голеностоп.
Бранятся. Злость. Веселый смех.
И духота, одна на всех.


Рецензии
Замечательный очерк, подернутый светлой ностальгией. Железная дорога и в самом деле источник для воспоминаний о жизни поколения. И стихи - как несколько мощных мазков живых ассоциаций.

Юлия Врубель   17.09.2019 16:00     Заявить о нарушении
Спасибо, Юлия! Рада, что Вы заглянули на мою страничку

Татьяна Александровна Бирюкова   06.10.2019 23:31   Заявить о нарушении