Он погиб в Чеченских горах

У каждого времени, каждой эпохи есть свои герои, о которых помнят и которыми гордятся.
Юрий Поклонский. Родился 9 апреля 1976 года. Рос умным, любознательным, спортивным, отзывчивым и искренним - в общем, обычным мальчишкой.
Ласковый, добрый, чистый сынишка, с которым и не почувствовали его родители, Галина Васильевна и Анатолий Андреевич, переходного возраста, каждый вечер перед сном целовал маму, желал ей спокойной ночи.
После окончания девятого класса школы № 33 Юра поступил в технический лицей № 7, приобрёл профессию оператора станков с программным управлением.
С детства любил технику. Юра сам собрал мопед. Позже родители купили ему мотоцикл.
Друзья считали его классным парнем. Сам не грубил и не переносил грубости от других. Сдержанный, немногословный и неконфликтный, он не пил и не курил. Ни разу не привел ни одной девушки домой. Уже потом, после гибели Юрия, мама узнает от его одноклассниц, что он очень нравился многим девчонкам. Но при всей своей чистоте и юношеском романтизме был настоящим мужчиной, твердым и последовательным в достижении цели.
Как и многих других мальчишек, в 1994 году Юрия Поклонского призвали в армию. В учебной части № 73864 в городе Коврове, как и полагается, Юра пробыл полгода, с июня по ноябрь 1994 года. Здесь он получил звание сержанта.
После учебки молодого бойца направили в войсковую часть № 01860 в составе 429-го мо-тострелкового полка имени Кубанского казачества. В 1995 году полк был переброшен в город Моздок, принимал участие во взятии населенных пунктов Бамут, Старый Ачхой, Орехово.
В марте 1996 г. батальон, в котором был Юрий, стоял полевым лагерем между сёлами Ка-тыр Юрт и Ачхой Мортан, расположенными вдоль шоссе Владикавказ - Грозный.
В середине дня 15 марта батальон выступил в поход. Пересёк шоссе Владикавказ - Грозный и углубился в горы, обходя Старый Ачхой с правой стороны. К 15 часам достигли намеченного пункта сбора, далее продвижение батальона в горы продолжилось в пешем строю. Ночь провели в лесу. Разводить костры было категорически запрещено. К утру все основательно продрогли, одежда покрылась ледяной коркой.
По замыслу командования, атаковать Старый Ачхой со стороны гор утром 16 марта должен был 693 полк. Батальон перед боем должен был пройти через боевые порядки полка, выйти на окраину Старого Ачхоя и блокировать дорогу на село Орехово, препятствуя отходу боевиков в это селение.
Ещё на марше стали поступать сообщения о том, что 693 полк на подступах к Старому Ачхою вступил бой с боевиками, что в полку есть убитые и раненые. Примерно в 11 часов ба-тальон вышел к Старому Ачхою со стороны леса. Рота старшего лейтенанта Щавинского, в ко-торой был Юрий, наносила удар на самом опасном направлении - в середину основания «тре-угольника». В случае задержки наступления или отступления она попадала под перекрёстный огонь.
Вперёд выдвинулся старший лейтенант Игорь Щавинский с расчётом ПК и группой авто-матчиков. Завязалась перестрелка…
Место для развёртывания было выбрано не совсем удачно: высокий бурьян закрывал види-мость. Чтобы осмотреться, Щавинский поднялся на колени и тут же получил смертельное ране-ние в голову. Юрий Поклонский склонился над Игорем Щавинским. Последовал второй вы-стрел, низом, сквозь бурьян. Пуля вспорола одежду на спине Щавинского и ранила Юру в бед-ро.
Павел Письменный оказал первую помощь раненому Поклонскому, наложил жгут поверх одежды.
Далее цитирую письмо, присланное Галине Васильевне, матери Юрия Поклонского от Письменных Владимира Семёновича и Павла Владимировича:
«…На помощь пришли Лавров, Ушаков и Шурлов.
С раненым Юрой перебрались через ограждение и овраг, углубились в лес и… угодили под обстрел своей миномётной батареи, а затем САУ (самоходных артиллерийских установок). Батальон отошёл. Наконец – то появилась возможность сделать перевязку. В сознание Юра не приходил, к тому же начал замерзать от потери крови, а возможно, от холода – температура в этот день выше нуля градусов не поднималась. Чтобы как-то согреть его, поделились с ним тёплой одеждой и присыпали листвой. Мне показалось, что он уже умер, но верить в это не хо-телось.
Спасти Юру могла только срочная эвакуация и срочное хирургическое вмешательство. А для этого нужны БМП или вертолёт, нужна связь, чтобы их вызвать.
В сумерках, как только обстрел кончился, начали поиск своих. Заблудились и вновь вышли к окраине Старого Ачхоя, где и наткнулись на боевиков, начавших прочёсывать место боя. Пришлось отходить. Выручил быстро сгустившийся туман, но он же помешал выйти к раненому.
В тумане пошли наугад, рассчитывая выйти на колею, оставленную своими БМПешками. На рассвете 17 марта наткнулись на БМПешку, брошенную батальоном ещё перед наступлением. И по её следу вышли из лесу. Зажгли сигнальную дымовую шашку. Её заметили с БМПешки 693 полка. На ней и догнали свой батальон, уже выступавший из пункта сбора к полевому лагерю.
На марше стали формировать группу для спасения Юрия Поклонского. Из полевого лагеря спасательная группа выступила 18 марта в 2 часа ночи. К 7 часам утра дошли до пункта сбора и вернулись обратно: туман в это утро быстро рассеялся, скрытное передвижение стало невозможным. Да никто уже и не верил в то, что Юра до сих пор жив. Медики, узнав о характере ранения, ещё сутки назад говорили, что надежды на благополучный исход нет никакой.
Через три дня после неудачного похода спасательной группы, командованием была предпринята попытка разменять тела погибших. Но у боевиков что-то не заладилось, обмен в этот день не состоялся…».
Останки Юрия Поклонского были эвакуированы только через два месяца после боя.
Похоронили Юру на Лужковском кладбище города Орла.
"Погиб при исполнении правительственного задания," - так заканчивается телеграмма от командира воинской части подполковника Данилова, направленная в адрес матери Юрия Галине Васильевне Поклонской после гибели её сына в Чечне.
Старший сержант Юрий Анатольевич Поклонский посмертно награждён орденом Муже-ства.


Рецензии