Территория боли Давать не жалко, давать больно! Та

Опыт обладает особой ценностью, но достигается эта ценность порой нелегко, особенно когда опыт связан с болью.
Опыт боли – это то, что отгораживает нас от нас самих, тех самых, желанных, настоящих, живых.
У каждого человека есть такой свой опыт, и затрагивает он определенную сферу, а иногда и не одну.
Чаще всего опыт боли - это история про взаимодействие с другими людьми.
«Он меня обидел!» или «Он меня ранил!» говорит тот, кто испытал боль, обращая свое послание другому лицу.
И очень редко можно услышать слова: «Я обижен(а)», «Я ранимый» и т. п.
В лучшем случае человек скажет «Мне больно!».
Так чаще говорят дети, но дальше как они распорядятся своим ощущением, во многом зависит от реакции родителей.
В такой ситуации, когда ребенок испытал боль, ему важно помочь ее осознать, задав вопросы о том, как болит и где и помочь ощущение пережить и встроить в свою картину мироощущения.
Узнать боль, значит понять ее причину!
На ровне с ответом на детское сакраментальное:  «Почему трава зеленая?» ребенку важно получить ответ на вопрос «Почему болит?».
Осмысление ответа на вопрос «Почему?» поможет прислушаться к себе, понять ощущение, рассказать о нем.
Почемучками называют маленьких детей от 3-х до 5 лет.
Действительно, вопрос «почему?» - детский вопрос, но это не умоляет его важности.
Взрослый спросит скорее «Зачем?» или «Для чего?» и это совсем иная логика вопроса (он возникнет позже).
Задаваясь вопросом «Для чего мне это?» человек в ходе поиска ответа обретает смысл. Вопросы «Для чего?» и «Зачем?» конструктивны и требуют анализа, размышления. Вопрос  же «Почему?» скорее обеспечивает констатацию факта.
Рассмотрим работу вопросов на примере истории про Голого короля.
В сказке о Голом короле ребенок как раз единственный и обнаруживает истину о том, что король гол, буквально озвучивая этот факт.
Вопрос звучит : «Почему король голый?»
Ответ: «Король голый, потому, что он думает, что одет».
Или
«Король голый, потому, что его обманули!»
Детский вопрос «Почему?» действительно ставит в тупик, но что важнее, он позволяет избежать ответа, отделавшись например, фразой «По кочану и кочерыжке!».
Вопросы же «Для чего?» и «Зачем?» призывают к ответственности., требуют объяснений.
Беда ребенка как раз в том, что он не может призвать родителя к ответственности, он слишком мал, чем и пользуются многие родители.
Если мы зададимся вопросом «Для чего (зачем) король голый?» то испытаем замешательство, и для ответа на вопрос потребуется довольно длинное разъяснение, возможно даже с комментариями.
Например, «король голый для того, чтобы произвести впечатление, ведь его обманули, и он уверен, что одет!».
Ну и какой взрослый будет сам себя перед ребенком разоблачать? В этом случае, он (этот взрослый) сам буквально разоблачиться, т. е. признает в себе Голого короля.
В каждом из нас есть Голый король и, наш Внутренний ребенок точно об этом знает!
 Но Родитель в нас очень ловко морочит Ребенку голову, скрывая очевидный факт.
Детей мало волнует логика, их познание, пока они малы, происходит через ощущения и последние не обманывают, т. к. малыши буквально сканирую среду.
Этот опыт, когда «я чувствую, но себе не верю» остается с нами на всю жизнь, мы не доверяем собственным чувствам, потому, что когда-то нас увели от них, перенаправив в сферу разума. А с ним, с разумом можно играть в игры бесконечно!
С малышом необходимо говорить не на языке разума, а на языке чувств, не искушая сознание, не торопя природу!
Обман для ребенка, такой же опыт боли, боли от соприкосновения с реальностью. И в этом опыте он не должен быть одинок, ему нужна поддержка. Ребенку нужно окрепнуть, а это обеспечивается стадийностью, постепенностью, но, увы, часто болезненный опыт обрушивается на маленького человека лавиною.
Постижение мира ребенком, приобретение опыта должно происходить в сопровождении взрослого. Но не всякий взрослый, ставший родителем, отличается той степенью зрелости, которая позволяет быть такой поддержкой ребенку.
Ребенок, столкнувшись с обманом один раз, продолжает сталкиваться с ним и дальше и чем дальше, тем меньше он верит себе, не замечая как вырастает…
В чем трудность такого «ребенка»?
В том, что он продолжает верить не себе, своим ощущениям, а тому, что ему транслирует окружение.
Если ребенок оказался запасливым и решил растянуть удовольствие, отложив про запас подаренные конфеты, а его брат или сестра распорядились сладким иначе, то что его ждет в случае если он позволит себе удовольствие насладиться вкусом конфет, которые он сохранил в отличие от брата или сестры?
Знакомая история? )
Этого ребенка, если вдруг свидетелем удовольствия окажется (особенно младший) второй ребенок, обвинят в жадности, а аргументом будет объяснение о том, что с младшими (братьями / сестрами) надо делиться, не смотря на…
Парадокс такого человека далее может выглядеть следующим образом. По природе он может быть не жаден и даже более щедр по сравнению с ближайшим окружением, но у него есть ощущение границ.
Каждый раз, когда он, не отбирая у других, не претендуя на большее, пытается провести границу «мое» / «не мое», его обвиняют в жадности!
Еще один пример, думаю, знакомый многим.
Ребенок подрастает, переходя из одного возрастного периода в другой, и закономерно он должен проститься с прежними игрушками и одеждой, НО поспешный родитель принимает решение за него, раздаривая его вещи и игрушки другим детям.
Так он получает, еще один опыт, еще одну боль!
Его границы нарушены!
И когда он пытается выразить эмоции по поводу утраты, он снова получает послание о том, что он жадный.
Внутри страдает щедрая душа, которой просто нужно время, чтобы перейти из одного состояния в другое.
В таких случаях можно предложить игру / ритуал прощания с игрушками и после, через некоторое время, он сам с удовольствием их подарит другим детям.
Но не торопить, не брать ответственность на себя, решая за ребенка, а дать ему возможность совершить переход.
Так многие родители, облегчая свою родительскую участь, испытывая страх перед тяжелыми для самого родителя эмоциями, лишают ребенка возможности научиться ответственности, отбирают у него дар дарить, не дают ему пережить расставание с любимой игрушкой, умершим животным, обрекая его застревать в прошлом.
Такому человеку сложно отпускать прошлое, людей, расставаться с собой былым, давать не требуя взамен не от жадности, а от опыта боли.
У него внутри программа «Давать не жалко, давать больно!».
Больно, как раз потому, что не спросили, не дали время, не подготовили и обвинили в том, чего нет!
Дарение становиться невозможным или чрезмерным, т. к. границы нарушены. И любая попытка их отстоять сопровождается чувством вины и стыда за «жадность»!
Вот и получается, что эти чувства (стыд и вина) не имеют никакого отношения к реальности!
В чем тайна Голого короля?
В том, что он, хоть и король (читай «взрослый») сам наивен как ребенок и ради славы и лести закрывает глаза на реальность, которая как раз для ребенка с его развитыми органами чувств, доступна и очевидна!
Этот ребенок – «доЭдип», ребенок до познания «реальности», которую предлагает ему взрослый мир.
В чем же мудрость ребенка?
В том, что он постигает мир физический, такой как он есть, без иллюзий.
Если ему холодно, то это значит только то, что температура окружающей среды понизилась и ничего другого!


Рецензии