Интервью

История является художественным вымыслом


Судно вдалеке оказалось рыболовецким. Я испортила им начало дня: вместо богатого улова пришлось везти на сушу незнакомую девушку. Качка на воде, снасти, скрип весел в уключинах напомнили мне о моей профессии. Я журналист, и как-то писала репортаж о рыбаках, для этого пришлось провести с ними целый день.

Такая странная штука – память. Она выдает мне информацию частями. Уж не знаю, как мозг решает, что вспоминать и в какой последовательности – это для меня загадка, но на этот раз он подкинул мне одну из городских легенд, которую около года назад рассказал краевед и общественник в интервью для газеты.

О Парамоновских складах слышали многие. Они известны своей системой водоохлаждения – инженеры, которые проектировали хранилище, воспользовались родниками, которые круглый год бьют со склона. Они направили воду в желоба и провели их сквозь складские помещения. Благодаря низкой температуре воды зерно сохранялось дольше. Сейчас внимание к Парамонам привлек нешуточный спор – то их продают, то сдают в аренду, то собираются демонтировать и превратить в гостиницы и спа-комплекс, а то вспоминают, что склады – памятник федерального значения. Голова кругом! Больше всего горожан возмутило уничтожение купальни: после того как одну из стен склада разрушили, вся вода ушла вниз. Сам источник заковали в трубу, которая теперь выходит к реке Дон.

Возмущение возмущением, но читателям интересны не только факты. Вот Семен Александрович и поделился со мной давней легендой о Парамонах и неизвестном инженере.

– Совсем недавно мои коллеги открыли на территории Парамонов одно из самых старых зданий Ростова – портовой склад XVIII века. В северной стене помещения находится подземный ход. Есть гипотеза, что и сам склад строился только для того, чтобы скрыть ход в крепость Димитрия Ростовского.

– Ничего себе! А при чем тут инженер, да еще и неизвестный?
– Он работал над эскизами крепости, причем за столетие до военного инженера Александра Ригельмана. Ни имя, ни фамилия автора не сохранились. Знали только, что он внебрачный сын кого-то из знати, сосланный в деревню. Эти эскизы долгое время хранились в селе Андреевка, которое принадлежало Александру Ивановичу. Их то и взял за основу Ригельман, чтобы построить крепость. Правда, заслуги настоящего автора так и не были признаны. Говорят, что этого инженера, хотя какой он инженер, по сути, идея, да, его, а исполнение и чертежи, конечно, Ригельмана. Так вот, призрак этого неизвестного автора видели то на могиле Александра Ивановича, то в крепости, а то и на Парамонах.

– Так его ж никто не знает, откуда известно, что этот тот самый автор эскиза?
– Судя по тому, что в биографии Ригельмана больше никаких обиженных не было, остается предполагать только этого персонажа. Во-первых, его заслуги не признали. А кто? Александр Иванович. Значит, появляется инженер на его могиле. Во-вторых, за основу крепости взяли идею неизвестного автора. Почему бы и там не появиться. Ну а в-третьих, подземный ход к Парамонам тоже не Ригельман придумал. Значит под землей на склады пробирается все тот же призрак.

– Хорошо, допустим это так. Но Ригельман давно мертв, да и крепость снесли в конце XIX века.
– Согласен. Куда-то же надо призраку являться. Сам подземный ход остался, ведущий к Парамонам. Правда приходил он туда редко. Вы верно заметили – основная цель инженера напомнить о несправедливости, которая связана с Ригельманом и крепостью. А от нее остался только подземный ход к Парамонам. Но вот в чем штука-то. С тех пор как родник заковали в трубу, инженер стал появляться на Парамоновых складах чуть ли не каждую ночь. Не один человек подтверждает это. Неизвестный инженер приходит к роднику в полночь и место преображается. Стены отстраиваются заново прямо на глазах, труба исчезает, родники начинают течь по желобам, а хранилища наполняются зерном. Такое наваждение длится минут пять, а потом все пропадает.

– И что нам хочет сказать призрак?
– Скорее всего он беспокоится о складах. Ведь на их месте может появиться гостиничный комплекс, а тогда подземный ход – последнее пристанище призрака – замуруют, а стены складов снесут.
– Интересная легенда. Спасибо за интервью, Семен Александрович.

P.S. Увидеть ночное преображение складов мне, увы, так и не удалось. Правда, после принятия решения о сносе памятника и лишения его статуса, те, кто был причастен к этому делу спешно покинули страну. Поговаривают, что страшно напуганные. Думаю, без призрака тут не обошлось. Через несколько месяцев Парамонам вернули статус памятника федерального значения. Сейчас в разработке находится проект реконструкции складов и строительства парка вокруг.


Рецензии