Три века русского романса

     «Музыкальная гостиная» уже больше 15 лет - один из самых успешных и долгосрочных проектов Белгосфилармонии. Уникальную атмосферу проекта создает известная пианистка Татьяна Старченко, которая является его автором и бессменным режиссером-постановщиком, художественным руководителем, ведущей и исполнительницей своих программ. И в этом смогли воочию, убедиться могилевчане, пришедшие в  музей Бялыницкого-Бирули, где познакомились с потрясающей программой «Три века русского романса».
     В составе концертной программы прозвучали классические русские романсы начала 19 века: А.Варламова, П.Булахова, М.Глинки, любимые старинные романсы, незабываемые романсы И.Шварца, М.Таривердиева, А.Петрова, романсы из репертуара Изабеллы Юрьевой в исполнении Натальи Акининой (меццо-сопрано).

     Русский романс - это уникальный жанр, для которого важен не только красивый голос, драматический талант, но и нечто особенное, что позволяет исполнителю создавать неповторимую волшебную атмосферу. Именно таким даром обладает солистка Большого театра Республики Беларусь Наталья  Акинина, ставшая победительницей в международном конкурсе старинного романса, где она исполняла романсы Изабеллы Юрьевой.
     Для русских композиторов романс был сферой воплощения самых сокровенных переживаний, искренних чувств и потаённых дум. Жанр романса возник в Испании в виде светской песни на испанском («романском») языке в отличие от церковных песнопений на латыни. Сборники таких песен, часто объединенных общим сюжетом, носили название «романсеро». Распространившись в других странах, термин «романс» стал обозначать, с одной стороны, лирическое стихотворение, отличающееся особой напевностью, с другой – жанр вокальной музыки.

     В России середины 18 века словом романс называли стихотворение  на французском языке, положенным на музыку. Его содержание ограничивалось пасторальными сюжетами. В это время романс как жанр русской вокально-поэтической культуры назывался иначе -российской песней. В сущности, он и представлял собой бытовой романс, предназначенный для сольного одноголосого исполнения в сопровождении клавесина, фортепиано, гуслей или гитары.
     В первой половине 19 века в России выдвинулся целый ряд талантливых композиторов, сыгравших важную роль в становлении русского классического романса (А.Алябьев, А.Варламов, А.Гурилёв). Опираясь на лучшие образцы отечественной поэзии, возникшие к этому времени, они создавали проникновенные, выразительные произведения. Особенно глубокое воздействие на развитие романсовой лирики оказал А.С. Пушкин.
     «Золотой век» русского романса пришёлся на начало XX века, когда работали такие крупные и самобытные исполнители, как А. Вертинский и А. Вяльцева. Позднее традиции романса продолжали в эмиграции Пётр Лещенко и Алла Баянова, в СССР — Изабелла Юрьева, Тамара Церетели и Вадим Козин.
     В советское время, особенно с конца 1930-х годов, романс подвергался гонениям, как пережиток царской эпохи. Возрождение традиционной школы русского романса пришлось на 1970-е годы, когда романсы стали исполнять Валентина Пономарёва, Нани Брегвадзе и другие яркие артисты сцены.

     Романсы остаются любимыми в народе и в 21 веке. Концерт «Три века русского романса», прошедший в июне месяце в музее, стал большим событием в Могилеве, подарив нам редкое сочетание прекрасной музыки, живого слова, уникальной атмосферы, созданной прекрасно игравшей на фортепиано Татьяной Старченко и чарующим голосом Натальи Акининой.


Рецензии