Три века русского романса
В составе концертной программы прозвучали классические русские романсы начала 19 века: А.Варламова, П.Булахова, М.Глинки, любимые старинные романсы, незабываемые романсы И.Шварца, М.Таривердиева, А.Петрова, романсы из репертуара Изабеллы Юрьевой в исполнении Натальи Акининой (меццо-сопрано).
Русский романс - это уникальный жанр, для которого важен не только красивый голос, драматический талант, но и нечто особенное, что позволяет исполнителю создавать неповторимую волшебную атмосферу. Именно таким даром обладает солистка Большого театра Республики Беларусь Наталья Акинина, ставшая победительницей в международном конкурсе старинного романса, где она исполняла романсы Изабеллы Юрьевой.
Для русских композиторов романс был сферой воплощения самых сокровенных переживаний, искренних чувств и потаённых дум. Жанр романса возник в Испании в виде светской песни на испанском («романском») языке в отличие от церковных песнопений на латыни. Сборники таких песен, часто объединенных общим сюжетом, носили название «романсеро». Распространившись в других странах, термин «романс» стал обозначать, с одной стороны, лирическое стихотворение, отличающееся особой напевностью, с другой – жанр вокальной музыки.
В России середины 18 века словом романс называли стихотворение на французском языке, положенным на музыку. Его содержание ограничивалось пасторальными сюжетами. В это время романс как жанр русской вокально-поэтической культуры назывался иначе -российской песней. В сущности, он и представлял собой бытовой романс, предназначенный для сольного одноголосого исполнения в сопровождении клавесина, фортепиано, гуслей или гитары.
В первой половине 19 века в России выдвинулся целый ряд талантливых композиторов, сыгравших важную роль в становлении русского классического романса (А.Алябьев, А.Варламов, А.Гурилёв). Опираясь на лучшие образцы отечественной поэзии, возникшие к этому времени, они создавали проникновенные, выразительные произведения. Особенно глубокое воздействие на развитие романсовой лирики оказал А.С. Пушкин.
«Золотой век» русского романса пришёлся на начало XX века, когда работали такие крупные и самобытные исполнители, как А. Вертинский и А. Вяльцева. Позднее традиции романса продолжали в эмиграции Пётр Лещенко и Алла Баянова, в СССР — Изабелла Юрьева, Тамара Церетели и Вадим Козин.
В советское время, особенно с конца 1930-х годов, романс подвергался гонениям, как пережиток царской эпохи. Возрождение традиционной школы русского романса пришлось на 1970-е годы, когда романсы стали исполнять Валентина Пономарёва, Нани Брегвадзе и другие яркие артисты сцены.
Романсы остаются любимыми в народе и в 21 веке. Концерт «Три века русского романса», прошедший в июне месяце в музее, стал большим событием в Могилеве, подарив нам редкое сочетание прекрасной музыки, живого слова, уникальной атмосферы, созданной прекрасно игравшей на фортепиано Татьяной Старченко и чарующим голосом Натальи Акининой.
Свидетельство о публикации №219080400351