Технократия против политиков

В идеале в современном государстве исполнительная власть представлена министерствами. Само государство представлено профессионально ориентированными сферами деятельности (самыми крупными и самыми важными институтами), которые возглавляют министерства. Они не только руководят через посредство своих специалистов этими сферами, но и удовлетворяют социальные потребности каждого гражданина: медицинские, экономические (оплата за труд), правоохранные, образовательные и т.д. Т.е. каждый человек находится в сфере влияния каждого министерства. Реализация этого идеала зависит от законодательной власти. Традиционно в парламент избираются политики, которые законодательно регулируют деятельность всех профессионально ориентированных сфер государства. Но именно политическое руководство государств считают ответственным за все социальные, экономические (а теперь и экологические) катаклизмы. С начала ХХ в. возникают теории и движения с идеей (возникшей ещё в античности) неполитической власти - власти специалистов, т.е. технократии. Основная претензия к политикам – непрофессионализм, непонимание потребностей профессионально ориентированных сфер деятельности. Согласились со своей некомпетентностью и политики (человек не в силах «объять необъятное»), но создали для компенсации этого недостатка «Экспертные советы». Увы, эти структуры, не имеющие власти, с 70-х годов не сделали более компетентной законодательную власть.

Для реализации неполитической технократической власти необходима реформа выборов. Голосование электронное, с разным весом голосов у электората. Выбирают кандидатов прямо в министерства, которые превращаются в парламенты. Каждый гражданин имеет один голос, а голосующий в парламент по профилю имеет вес голоса, соответствующий уровню профессионализма, заслуженного по месту работы (градации, конечно, необходимо и унифицировать, и добавить). Самый большой вес голосов у экспертов, спектр которых будет представлен от администраторов до практикующих специалистов. Депутаты в этих профессионально ориентированных парламентах делятся на три группы: законодательную, исполнительную и делегируемую в общегосударственный парламент, где разрешаются все возникающие противоречия между профориентированными парламентами. Ведь каждый профориентированный парламент создаёт свои профориентированные законы для всего государства.

Отрицательная обратная связь реализуется не только через посредство выборов, но и через оценку работы специалиста в его электронном дневнике и через Экспертные Дискуссионные Советы (с ответственностью за принятые решения).  Это социальный отбор наиболее талантливых. Знания каждого специалиста односторонни, однако объединение специалистов  в общегосударственном парламенте представит собой биологический мегакомпьютер с отрицательной обратной связью – высокопрофессиональный законодательный и управленческий аппарат для всех сфер профессиональной деятельности. Каждый эксперт – это политик в своей сфере деятельности и политики без экспертных знаний в этой сфере ему на дух не нужны. О каком государстве пекутся сегодняшние политики, если некуда их приткнуть, ибо каждая профориентированная сфера с парламентом есть профориентированная политика, которая охватывает всё государство и каждая есть государство в государстве. Но, пожалуй, политик в «чистом виде» свой профессиональный статус может обрести в министерстве иностранных дел.

Таким образом, неполитический парламент становится технократическим, а иерархическая структура исполнительной власти не только становится полностью технократической, но и начиная с министерств, исчезают специалисты-назначенцы и чиновники вплоть до городского уровня (губернаторы и мэры вместе с президентами уходят в прошлое).


Рецензии