Пермские боги театральное эссе нетеатрала

Почти культурные записки непрофессионала с температурой.
Итак, «Пермские боги» от «Сцены Молот» и Дмитрия Волкострелова. Во первых строках хочется поблагодарить приезжего режиссера за бережное погружение в тему, для многих моих земляков трепетную. Являясь тем самым «угрюмым» «пермским человеком», исподлобья взирающим на столичных гастролеров от культуры (особенно после «культурной" революции), была покорена. Не сразу, постепенно, но целиком. Удивительная сценическая конструкция, созданная режиссером - открытие для меня. Кажется любой далекий от театра человек мог бы вписаться в нее, механически повторяя простые действия. При этом картина жизни, наполненная и многомерная, не изменилась бы, не стала бы менее выразительной и глубокой. Главный исполнитель и герой спектакля - Вода-Время. Режиссер совершил невозможное - приручил стихии, наполнил ими пространство. В этом было что-то космическое. Время текло, как вода. Вода капала, отмеряя часы жизни поколений и миров. Голоса актеров - почти неосязаемое, акварельное напыление.. только что осознала, что они вообще были, актеры запомнились безмолвными, как пермские боги. Тихие слова, без окраски на миг выплывали на поверхность мироздания, рассыпались на атомы обрывками смыслов. Явным голосом, музыкой действия были звуки повседневности: звон ведер, скрип половиц, пересыпание муки. В этом каким-то чудом, словно сквозь увеличительную призму, объемно проявлялась вечность. Режиссеру удалось явить ее через фрагменты, выступающей из темноты, обыденности. С развешенного по веревкам белья монотонно стекает вода, превращается в осенний дождь, времена года, вечное движение за пределы всего. Это как картины Рембранта. Или деревянные боги, там под куполом галереи, на которых я так любила смотреть в детстве. Глядишь не отрываясь в лицо бога и видишь, как на его коже выступает испарина, еще немного и вот он уже дышит... Режиссер умудрился не разрушить дорогое для меня переживание детства, напротив, открыл в нем новую створку, через которую в душу хлынула живая вода и вселенная.

про фото: боги не давались, когда пыталась их фотографировать, но в этом тоже что-то было.

Теперь пошиплю: люди-кашлюны, блин, не таскайте вирусы в театры! Во-первых, ваше буханье постоянно разрывало тончайшую ткань сценического таинства. Во-вторых, четвертый день в нерабочем состоянии по вашей милости, дай бог вам здоровья и совести. В-третьих, это просто не культурно, ёшкин кот.

А Дмитрию Волкострелову еще раз душевное пермское СПАСИБО!


Рецензии