Достаточно терроризма!

                Любят родину не за то,
                что она велика, а за то, что своя.
                Сенека

                Как-то раз в Махачкале, направляясь на вещевой рынок, на улице Ирчи Казака я стала случайным свидетелем разговора двух незнакомых женщин:
                – С прошедшим днём России! – поприветствовала одна другую.
Женщина в хиджабе с раздражением отозвалась:
                – Какой же это праздник? Надоела мне Россия и её праздники: многие страны критикуют её, кому не лень, накладывает на неё санкции.  И всё же она не угомонится.
                – Как это?
                – А вот так. Кубе, Ираку, африканским странам, Афганистану, Сирии, Узбекистану и другим государствам на 140 миллиардов долларов Россия простила долг, но о своих гражданах не думает. Столько безработных по стране, особенно в Дагестане, однако она озабочена не проблемами трудоустройства молодых, не выплачивает нормальную зарплату работающим. Если бы Дагестан отделился от России, наша республика жила бы в десятки раз лучше, чем сейчас. 
Я не удержалась, чтобы не вмешаться в разговор незнакомых мне людей:
                – Скажите, пожалуйста, куда же пойдёт Дагестан, отделившись от России? 
                – Никуда. Точно так, как Катар, будет самостоятельным. 
                – Слушайте, – говорю, – чтобы быть самостоятельным, как Катар, у нашей республики нет экономической мощи. 
                – Почему нет? У нас столько же нефти и газа, сколько в соседнем Азербайджане. 
                – Чтобы их добывать, нужны инвестиции. А их у Дагестана нет.
                – Их можно найти, если Дагестан отделится от России. 
                – Вы, наверное, не помните, сколько страданий причинили подобные разговоры Чечне и России? 
                – А вы в курсе, сколько Чечня получила денежных средств на улучшение своей жизни после войны? – вопросом ответила она на мой вопрос.
                – Разве стоят денег те потери, которая понесла Россия и сама Чечня? Как можно забыть о горе, потрясшем материнские души с обеих сторон? Мне бы не хотелось, чтобы наша республика увидела столько разрушений и горя, сколько увидела соседняя республика.
                – Лес рубят – щепки летят.
                – Не из-за подобных ли разговоров подстрекателей наши молодые и крепкие ребята становились в ряды оппозиционеров и уходили в леса? 
                Не потому ли, поверив таким пророкам-подстрекателям, юные граждане становились на путь терроризма? У меня по коже дрожь проходит, когда вспоминаю об увиденном несколько лет назад стенде, установленном у школы №1 г. Махачкала, где висели фотографии с красной полоской, на которых было написано: «Уничтожен», «Уничтожен», «Уничтожен».
                Вам мало подобных бессмысленных жертв? Вам мало того горя, которая уже вынесла наша республика?
                – Чтобы ребята не уходили в леса, пусть Россия создаёт в     Дагестане нормальные условия.   
                – Что Вы говорите? В Дагестане, как и во всех регионах России,
выплачиваются пенсии, пособии, зарплаты…
                – Вам меня не понять, – прервала она меня. – Мне государство не выплачивает ни пенсии, ни пособии, ни зарплаты, – злобно посмотрев на меня, она пошла по торговым рядам.
                Мне стало не по себе: «Вот, откуда берутся агрессивные люди.  Нищета, в особенности, чувства зависти доводят людей до абсурда.  А юные граждане, наслушавшись подобных предсказательниц, становятся в ряды недовольных политикой России или уходят в леса. Им, юным, подобно неоперившимся птенцам, трудно разобраться, где подстрекательство, где справедливость. Когда же злобные подстрекатели поймут, что своими необоснованными разговорами создают нестабильность в обществе и пополняют ряды тех, кто невольно или преднамеренно причиняют боль Родине? Мы, учителя, стараемся воспитать в душах подрастающего поколения патриотические чувства, но... Оказывается, одной ложки перца достаточно, чтобы огорчить кастрюлю еды».
                Неприятные ощущения, возникшие в моей душе после разговора с незнакомкой, не прошли даже тогда, когда я вернулась в Новокаякент. Своими мыслями я решила поделиться с редакциями газет и предложить их на суд читателей.  Мне кажется, слишком велика цена тех жертв, связанных с терроризмом. А за примерами далеко ходить не надо.
                3 апреля 2017 года. Санкт-Петербург. Снова взрыв – снова теракт. За что? В чём провинились старики, студенты, дети, едущие в поезде?
Взрыв в Санкт-Петербурге, а переживала вся страна. Как знать, где ещё прогремит взрыв, где старик, грудью защитивший Родину, поднимавший мощь страны, окажется беззащитной жертвой теракта?  Как знать, где студент, мечтающий получить образование и обогатить экономику, культуру страны, лишится жизни. Как знать, где счастливого ребёнка, спешащего домой, настигнет смерть?
                Теракты… Сколько же было их уже… Неужели будет ещё? О, моя милая Родина, как много горя ты видела, как много невзгод испытала! Сердце содрогается, когда слышишь, что где-то произошло покушение на чью-то жизнь, а где-то гремят взрывы. Душа вздрагивает, даже если что-то подобное происходит за пределами нашей Родины, так как терроризм, получивший в последние десятилетия широкое распространение, является самым бесчеловечным проявлением современной жизни. Каким бы ни был терроризм: узконационалистическим, преследующим сепаратистские цели; религиозным, стремящимся подорвать светскую власть, политическим, ставящим своей целью коренное или частичное изменение существующей системы, он не обходится без потрясений и кровопролития ни в чем неповинных людей.
                Дагестан, где многонациональное население с древнейших времён придерживалось принципов добрососедства, сохранения нравственных устоев, немало пострадал от терроризма. Республика, пожертвовавшая немалыми молодыми жизнями во время Великой Отечественной войны ради освобождения Родины от фашистов, в мирные перестроечные времена стала содрогаться от грохота взрывов и выстрелов. Теракты, начавшиеся в Республике Дагестан с взрыва пассажирского поезда 30 мая 1991 и продолжившиеся в разных её уголках, привели к многочисленным жертвам и неизлечимому горю. Вот некоторые примеры из них…
                При взрыве пассажирского поезда Москва-Баку около станции Хасавюрт 30 мая 1991 года погибло 11 человек, при взрыве поезда того же направления (31 июля 1991 года) – 16 человек, 13 апреля 1994 года – 3 человека. 
При захвате группой боевиков больницы и роддома города Кизляр погибло 78 человек. Среди них мирные граждане Дагестана, военнослужащие и сотрудники МВД.
                Террористам мало было взрыва, произошедшего 4 сентября 1998 на улице Пархоменко в Махачкале, в результате которого 18 человек погибло, 28 домов разрушилось. Так они 4 сентября 1999 года произвели взрыв жилого дома № 3 по улице Леваневского в городе Буйнакск, унёсший жизнь 64 человек. Среди погибших было 23 ребёнка.
                Гибель одного человека – это потрясение для всей родни, для знакомых и друзей. Каким мерилом измерить скорбь матерей, потерявших в одночасье своих детей, близких, соседей?
                Как стереть из памяти горе дагестанцев, переживших взрыв в городе Каспийск, 9 мая 2002 года? Бесчеловечный акт, произведённый во время праздничного парада, посвящённого Дню Победы, унёс жизнь 43 человек и подорвал здоровье 120 демонстрантов.
                Как простить серии терактов, устроенных 20 мая 2013 в Махачкале у здания управления Федеральной службы судебных приставов, ранивших 44 человека и унёсших жизнь 4 человек?
                Как хранить молчание, когда ведётся охота на полицейских? Каждая мать надеется, что её дитя, какого бы возраста ни был, какую бы специальность ни выбрал, вернётся домой здоровым и счастливым, что не убьют его подло, в устроенном кем-то теракте.
                Изредка слышишь: «Стражи порядка берут взятки, из-за этого их убивают». Даже если это так, почему кто-то должен устраивать средневековый самосуд, когда есть Конституция, её статьи, определяющие вину виноватого? А в реальной жизни большею частью погибают не оборотни в погонах, а исполнительные, ни в чём неповинные работники правоохранительных органов.
                Да, немало горя вынесла маленькая республика. Но беда коснулась не только дагестанцев. Ведь для террористов ничего святого нет. Они находят своих жертв и возле могил, как это было 10 ноября 1996 года на Котляковском кладбище в Москве, где погибло 14 человек.
                Находят своих жертв и дома, как это было 16 сентября 1999 года в девятиэтажном жилом доме № 35 города Волгодонск, где оборвалась жизнь 19 человек, а 89 пострадало.
                Находят они своих жертв в лазаретах, как это было 1 августа 2003 года в здании Моздокского госпиталя, где оборвалась жизнь 50 человек.
Находят террористы их и на базарах, как это было 19 марта 1999 года на Центральном рынке Владикавказа, где погибло 52 человека, а 168 пострадало. 
                Нам не забыть о захвате 916 заложников 23-26 октября 2002 года на Дубровке, в Москве, где из числа зрителей мюзикла «Норд-Ост» погибло 130 человек. 
                Людям доброй воли не забыть о теракте, произошедшем во время религиозного праздника 14 мая 2003 года в селе Илисхан-Юрт Гудермесского района, где перестали биться сердца 30 человек.
                Как сегодня не вспомнить о захвате террористами более 1600 надеющихся на выздоровление больных, взятых террористами в заложники в больнице города Будённовск 14-20 июня 2004 года, где погибло 129 человек?
                А как забыть о захвате ими заложников, праздновавших начало учебного года, в школе № 1 города Беслана 1 сентября 2004 года? Ведь там погибло 186 детей, 19 спасателей, а 800 получили ранения разной степени тяжести?
                Как простить террористам, взорвавшим тех, кто их кормит, как это случилось 21 августа 2006 года в Москве, на Черкизовском рынке, где 10 человек погибло, а 61 оказались ранеными?
                Как надеяться, что в любое время суток спокойно доедешь до дома, если вновь и вновь гремят взрывы…
                Прошлые боли кровоточат вновь и вновь, когда слышишь о новом теракте, подобном тому, который произошёл 3 апреля 2017 года в Санкт-Петербургском метрополитене и унес жизнь 13 пассажиров, причинил ранения 73 человекам.
                Какая религия мира оправдывает подобные террористические акты? Где, в какой священной книге написано, что ценой жизни безвинных людей можно добиться справедливости, морального удовлетворения? Нет! Никакая мировая религия не проповедует агрессию, не разжигает вражду между народами. Заповеди любой мировой религии таковы: «Не воруй, не убий, не прелюбодействуй!» Любая истинная религия оберегает своих последователей от воинственных поступков, призывает их к послушанию, любви к ближним, дает утешение скорбящим.
                В недавнем прошлом каждый дагестанец, глубоко верящий в Аллаха,  повторял: «Брат-мусульманин, если хочешь быть счастливым, делай каждый день добро: убери с дороги камень, мешающий путнику идти; очисти источник с родниковой водой, чтобы жаждущий в пути мог вдоволь напиться; подсоби старому или немощному, не забудь, что и ты когда-нибудь будешь стар;  обрадуй сироту, в его душе ты долго будешь почитаем. Знай, что за твоё добро окружающие будут благодарны тебе вовек. Да и Аллах воздаст тебе за это». 
                Почему бы нам, всем, не задуматься над этими словами, над тем, что жизнь быстротечна? Почему бы нам, всем гражданам России, не подумать о том, что каждый из нас должен успеть сделать на земле что-то хорошее, чтобы оставить на земле свое доброе имя, как этому учит религия, как к этому призывают общечеловеческая мораль?
                Богобоязненный человек осознано не пойдёт на убийство ни в чём неповинных людей, он не будет брать грех на себя. Думается, что причины воинственности некоторых религиозных групп и преступных элементов криминального, политического или экономического характера кроятся в социальной сфере и умелом использовании алчными мечтателями о мировом господстве религиозной боязни верующих. Верующего человека главари бандформирований могут и запугать, могут и одурманить, могут и превратить в послушное до такой степени орудие, что их жертва будет готова на самоуничтожение и уничтожение других!
                Больно от того, что и те, которые попадают в руки властолюбивых лидеров, забывающих ради достижения своих целей и о культовых заповедях и общечеловеческих ценностях, – тоже (большею частью) наши социально незащищённые граждане, бывшие выпускники наших школ, бывшие студенты или безработные, которых вынуждают идти на преступный шаг.
                К счастью, любая боль, причинённая террористами или криминальным миром, уходит в прошлое, любые раны лечит время, если их не обновлять. Однако вряд ли можно быть уверенными, что наши заживающие раны не обновятся, когда по социальной сети, а иногда и с телеэкранов, наряду с полезной информацией насаждается корыстолюбие, цинизм, жестокость, а с детективных и развлекательных видеолент льется сквернословие, садизм, праздность, порнография…
                Больно за Родину, обидно за духовное обнищание отдельных лич¬ностей. Досадно за разграбленные «новоиспеченными демократами» природные богатства страны, стыдно за многие закрытые фабрики и заводы,  горько за разобщенность иных народов, гордившихся раньше, что жили в СССР.
                Да, великая страна разделилась на большие и малые кусочки, как новая учебная карта, разрезанная безжалостной рукой. А последствия этого разделения задевают нас за живое и сегодня, так как антисоветская пропаганда привела не только к распаду Советского Союза, но и к разжиганию межнациональной розни, вербовке социально незащищенных слоёв населения любой республики в преступные группы.
                Однако опускать руки нельзя. Необходимо вести разъяснительную, примиренческую и патриотическую работу среди населения, чтобы оно видело сегодняшние успехи, достигнутые аграрной и отсталой сто лет назад Россией в развитии   промышленности, транспорта, культуры, образования, строительства, средств связи, здравоохранения, литературы, искусства, народного хозяйства.
                Да, нам, людям доброй воли, не забыть, как на фронтах Великой Отечественной войны солдаты всех национальностей нашей Родины делились друг с другом последними кусками хлеба, последними патронами, из последних сил гру¬дью защищали друг друга от врага. А в тылу вместе со своими чадами с любовью растили и приемных детей, горевали одной скорбью о погибших, со щемящей надеждой ждали «Без вести пропавших», приближали по¬беду, как одна единая семья.
                В народе говорят: «Дружба выковывается годами, а для вражды достаточно и одной секунды». Не допустить вражды мы, россияне, обязаны и можем, хотя мы – разные. Разные настолько, что одни – не смеем сорвать с земли даже невзрачный цветок, чтобы не погубить красоту родного уголка, другие – сжигаем вековые деревья ради посевной площади или по неосторожности. Одни – не смеем произнести громкого грубого слова, чтобы не обидеть, не оскорбить ближ¬него, а кое-кому, ставшему орудием в чужих руках, – ничего не стоит «убрать неугодного». 
                Однако у всех у нас Родина одна. Одна, похожая на многострадальную мать. Одна, кормящая, заботливая, щедрая и красивая. Одна, огромная, терпеливо надеющаяся, что образумятся ее споткнувшиеся дети-граждане. Одна, взлелеянная крестьянскими трудами, благоустроенная рабочими руками, воспетая любящими ее певцами, украшенная мастерами своего дела. Она похожа на цветущий разнотравьем луг. Однако и на лугу прорастают колючки. Если не выкорчевать их ростки вовремя, они способны «вытеснить цветковые растения», так как растения с шипами и в засуху живучи. Подобно им, живучи недоброжелательные и эгоистичные люди. Поэтому нам, россиянам, необходимо научиться управлять своими эмоциями, руководствоваться разумом, думать о судьбе и авторитете Родины на мировой арене.
                Родина не раз залечивала раны, нанесенные террористами, мудрым взвешенным словом мирила враждующих, оказывала материальную, психологическую и моральную поддержку тем, кто нуждался в ней.  Родина бескорыстна, толерантна, миролюбива. Потому мы, её сыновья и дочери, любим её святой любовью. Любим, как маму, за всё то, что смогла нам дать. А потому не вправе укорять за то, что небогата, как некоторые развитые страны, не вправе предавать её за большие или малые деньги, не вправе порочить её за осознанную или неосмысленную обиду. 
                Милая Родина, может быть, тревоги Твои не напрасны, но будь уверена, Твоё будущее в руках сыновей и дочерей, любящих Тебя!

 


Рецензии
Написано с болью и горечью. Написано правильно. Ни одна религия не призывает убивать детей, женщин и стариков! Ни одна религия не поощряет войну. Тем, кто устраивает теракты, презрение. Они не могут, как настоящие мужчины, выйти на справедливый бой. Кусают подло и гореть им в аду за это.

Сергей Жанс   14.07.2020 17:01     Заявить о нарушении
Согласна с Вами. Никто не имеет права отнимать жизнь у других людей из-за того, что они мыслят иначе.

Айша Курбанова 3   14.07.2020 19:30   Заявить о нарушении
А если кто-то виноват, он должен быть наказан по букве закона, а не устранён посредством терроризма.

Айша Курбанова 3   15.07.2020 13:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.