ВГИК100 - Средиземка - 5

Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова (ВГИК)  основан 1 сентября 1919 года в Москве.

предыдущая глава: http://www.proza.ru/2019/08/02/505

           И З  З А П И СО К  В О Е Н Н ОГ О  Р Е Ж И С С Е Р А

                Глава 5

                С т а м б у л

   После медвежьей спячки Президента России – Бориса Ельцина корабли Военно-морского флота РФ начинают интенсивно демонстрировать свой Андреевский флаг в Средиземном море.  Следует отметить - что сразу же после своей победы на выборах, в марте 2000 года, Владимир Путин открыто заявляет о своем намерении разместить  российскую ф л о т и л и ю  военных  кораблей ВМФ в Средиземном море. Это становится сенсацией.
   - Наконец-то Кремль просыпается, – удовлетворенно констатируют  эту информацию морские офицеры.
   И мыслящий народ замордованной нашей страны вздыхает с облегчением – наступает новая эпоха и иные времена:
   – НАТО никогда не посмело бы разбомбить Югославию, – констатирует  деревенский житель, который когда-то бороздил синие воды Средиземного моря на борту атомного ракетного крейсера, типа «КИРОВ».
   – Будь там моя АПЛ (атомная подводная лодка), – сжимает кулаки капитан первого ранга в отставке.
   Однако великодержавным планам Владимира Путина не суждено было сбыться. А случается большая беда – в ходе проведения крупных военно-морских учений Северного флота - 12 августа 2000 года, случается трагедия – гибнет АПЛ «Курск».
   Корабли Черноморского флота посещают порты Средиземного моря -  но уходят при этом в одиночное плавание.  Мы же идем в составе группы кораблей: БПК «Сметливый», БДК «АЗОВ», танкер «Иван Бубнов» и спасательный буксир «Шахтер». Группу возглавляет флагман Черноморского флота – ракетный крейсер «МОСКВА».
   Это большой журналистский успех – идти в «Средиземку». Когда корреспонденты телепередачи «Служу Советского Союза» последний раз ходили в дальний поход – никто не помнит. И даже для нашей легендарной «ЦТРС Минобороны России» - это подвиг. Руководство студии - два полковника, сначала выпучили на меня глаза – буквально:
   - Ты хочешь зарезать нас без ножа? – зашипел один из них, Юрий Пеплов.
   - Вывести съемочную группу из процесса, на целый месяц? – закричал главный редактор Игорь Брондо.
   По-своему полковники были правы. Технические и людские резервы нашей студии желали лучшего. А обеспечение эфира на каналах ЦТ требовало не только мастерства, но и интенсивных командировочных расходов.
   - Валюты на ЦТРС нет, – сказал как отрезал Пеплов.
   - А к начальнику Генерального штаба, сам понимаешь, никто с такой глупостью не пойдет, – раздувает свои специфические ноздри полковник Брондо.
   «Сухопутные крысы» - проносится у меня в душе, под тельником. Несколько лет мне приходится обхаживать начальство ЦТРС, чтобы они дали «добро» на командировку – на любой флот. Лишь бы с выходом в море. «Сапоги»!
   Они видят – дело я делаю, Центральное телевидение сюжеты мои морские отрывает с руками. Еще бы – они с эффектными стрельбами корабельного оружия - в море. Но это чужие, подаренные мне за водку, журналистов - черноморцев морские стрельбы… Сюжеты неотразимые, однако мне понятно, они – полумертвые. Я снимаю часть видеокадров на кораблях, которые стоят у причала. А далее – «эффект Льва Кулешова», советского режиссера. Плюс – его Величество – монтаж. И только специалист отличит подделку.
   - Я согласен отбыть в командировку, - прибегаю я к последнему доводу, – без в а л ю т ы.
   Уверенные в провале моей затеи – какой профессиональный оператор согласится? Полковники в форме защитного цвета, дают согласие на мою «авантюру». Операторы со значительным стажем работы и большим опытом, все как один отказываются от такого «подарка», под различными предлогами. А со стороны посмотришь – патриоты «ВОЕН-ТВ», можно даже сказать – фанаты, «Державники»!
   И только кавказец – Мурад, немного подумав, дает согласие на столь экзотическую командировку. Без валюты и офицерского пайка. Ко всему прочему, а это главное – корабль выполняет боевую задачу… Вдали от родных берегов. Сомневаюсь, что мой абрек вообще умеет  плавать.
   Я – моряк Т р и года мне посчастливилось отходить штурманом на судах управления «Севрыбхолодфлот». Моя стихия – это моря Северного Ледовитого океана  и просторы открытых океанов. Вспоминаю свой уникальный  рейс к острову Кергелен, который ближе к Антарктиде, чем к белому свету. ТР «Василий Суриков» зачастую попадал в такие районы мирового океана, что и за неделю мы не видели встречного корабля.
   Босфор поражает своей интенсивностью судоходства. Он просто кишит малыми кораблями и маленькими суденышками. Никто из них не соблюдает никаких «International Rules of Preventing Collision at Sea» (МППСС). Я писал в одной из глав о трагедии 25 сентября 1985 года. Об этом мне рассказал представитель военной контрразведки Черноморского флота – Андрей Румянцев.
   - При прохождении пролива Босфор, в условиях тумана учебный корабль ВМФ СССР «Хасан» протаранил и «разрезал» пополам турецкий ракетно-торпедный катер типа «Мелтен». Погибла часть экипажа катера и турецких матросов береговых частей.
   Во время прохождения пролива Босфор из трюма БДК «АЗОВ» бодро высыпают наши вооруженные морские пехотинцы. Они вооружены автоматами «АК», пулеметами «ПК», снайперскими винтовками «СВД» и даже гранатометами «РПГ». Два борта, бак и корма – надежно защищены.
   - Это на случай провокационного обстрела с турецкого берега, – поясняет старпом Иван Замолин.
   Но и это не весь арсенал морских пехотинцев. Поднимаемся с Мурадом на площадку верхнего мостика. Помимо пулеметчика на мостике дежурит матрос с российским «Стингером» ПВО (противоздушной обороны) на богатырском плече.
   Вспоминаю навыки своей штурманской молодости и спрашиваю капитана второго ранга – военного контрразведчика:
   - А вдруг кто-то из членов экипажа «Азова» прыгнет за борт? С целью ухода за границу? Морские пехотинцы по нему откроют огонь?.
   Андрей Румянцев внимательно смотрит мне в глаза. Взора своего я не отвожу. Понимаю, что он знает о моем морском прошлом. Поэтому контрразведчик смело отвечает:
   - Я первым открою по нему огонь. Это же – перебежчик.
   Вдруг мой оператор прекращает видеосъемки… И пристально смотрит на человека в военно-морской форме. Да - этот офицер применит боевое оружие на поражение, не задумываясь. Мурад ставит видеокамеру на палубу и нервно закуривает.

продолжение следует


Рецензии
Фотографии у Вас, Борис, замечательные. Классная аппаратура.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   04.08.2019 22:32     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.