О нас заботились...
Одна из страниц «Марийской правды» за 1952 год полностью была посвящена Вятскому детскому дому. Красочно оформленная страница «О них заботится Родина» - наши фотографии, рассказы о нас, о нашей жизни.
- Завтра к нам привезут корейцев, шестьдесят детей-сирот, - сказала воспитательница Галина Емельяновна.
Ждали корейцев с утра. У калитки детского дома собрались любопытные поселковые ребята, спрашивали нас:
- Интересно, говорят ли они по-русски? Как будете с ними общаться?
Мария Степановна позднее сообщила:
- Корейцы к нам не приедут, их повезли в другой детский дом. Ждать будем к нам других гостей. Скоро их подвезут.
Нам было интересно: если не корейцев, то кого же? Мы стояли у калитки, ждали к нам новеньких детей. Только к вечеру на автобусе в детдом привезли новеньких, маленьких детей, человек двадцать.
- Какие маленькие! Одни девочки. Сколько же им лет? - спрашиваем мы.
- Им по 4 – 5 лет. Вы для них будете сёстрами, - улыбаясь, в то же время волнуясь, рассказывает нам Мария Степановна.
Я подошла к красивенькой девочке.
- Как тебя зовут, а?
- Галя я, Петрова, - говорит и протирает глазки грязными ручонками. Как я заметила, глаза её большие, голубые. Как ясное весеннее небо.
- Сколько тебе лет?
- Четыре, - показывает четыре пальца.
Тётя Катя, прачка, банщица в детдоме, затопила баню, нагрела воды. Я купала Галю, Лиде досталась Ксюша, Тане Сеновой - маленькая Оля…
Зое Фёдоровне тяжело с ними. Тяжелее было бы без нас. Мы в школе - они ждут нас. Ждут, когда будем читать книжки с картинками. Зимой мы их катали на санках.
Тогда с маленькими девочками в детдом привезли Мару Темащук, 12-летнюю девочку из Люльпанского детского дома. Почему-то наши воспитатели её встретили недружелюбно. Когда я разговаривала с маленькой девочкой, взглянула в сторону незнакомой девочки, светленькой, с короткой стрижкой. В ответ она улыбнулась мне. Вечером я сама подошла к ней.
- Я - Мара Темащук. Попала сюда из Белоруссии. Мама у меня была. Она умерла недавно. Работала уборщицей в Люльпанвском детдоме. Там её похоронили. Были у мамы, кроме меня, сын и дочь, старше меня.
- А где они?
- Погибли. Мы бежали от фашистов. Я плохо помню. Была маленькой. Мама рассказывала, что было очень страшно. Она меня несла на руках. С ней бежали мой брат и сестра. Наш город бомбили, и бомба взорвалась недалеко от нас. Мама тоже была ранена. Она долго лежала без сознания. Я плакала, плакала и уснула на маме. Немцы подумали, что мы мёртвые. Тех, кто двигался, расстреливали. Нам очень повезло. На повозке ехал дяденька, он подобрал нас и довёз до партизан. Мама была ранена в ногу - она хромала.
- А как вы сюда попали?
- Мы жили с партизанами месяца три. Жили в землянке, скрывались от немцев. А потом партизаны отправили нас на поезде на восток.
- Мара, ты же была в Люльпанском детдоме, тем более там похоронили твою маму. Почему тебя сюда привезли?
- Не знаю. Ничего мне не сказали. Наверно, за моё поведение. Училась плохо. В школе уроки срывала. Всё бесит меня. Бесит, когда воспитатели задирают нос.
- Почему учишься плохо? В каком классе учишься?
- В пятом. Двойки ставят за поведение.
Мара попала в группу Галины Емельяновны. Воспитательнице с Марой было нелегко. Объявили отбой. Девочки не спят, шумят, ругаются.
- Емеля, топай отсюда! – слышу Марин крик. - Топай! Кому говорят?
- Мы, девочки из соседней комнаты, не выдержали, побежали в группу Галины Емельяновны.
- Мара, ты что? А ну, успокойся! - кричу я.
- Ты, ты тоже туда же! Она обозвала меня. Теперь все будут звать меня так.
- Не будут, слышишь, не будут! …
Прошло несколько лет. Мару, девочку с красивой улыбкой, с ямочками на щеках, встретила в Люльпанах, в рабочей столовой. Я, студентка 1 курса Марийского пединститута, иногда навещала свою сестру Римму, ученицу 10 класса, воспитанницу Люльпанского детского дома.
Что было в столовой! Это надо только видеть! Мара, повзрослевшая, голубоглазая, на ней такого же цвета зимнее пальто, белый пуховый платок, узнав нас с Риммой, встала из-за стола, побежала к нам навстречу. Мы обнялись, долго стояли посреди зала. Выбежали в зал кухонные работники. Все присутствующие с любопытством смотрели на встречу друзей.
Ещё одна встреча произошла (гораздо раньше, чем с Марой) , встреча. неожиданная, случайная, с Розой Тойбахтиной. Её, маленькую, завёрнутую в шобур-кафтан, перед церковью оставила мать. Мы, восьми-девятилетние воспитанники Мари- Солинского детского дома, подобрали брошенный свёрток с ребёнком и понесли в кабинет директора детдома.
Я, студентка Йошкар-Олинского педучилища, приехала на практику в Параньгинскую среднюю школу. Практику проходила у молодой учительницы во втором классе. Знакомлюсь с классным журналом, со списком учащихся. Я в изумлении: Тойбахтина Роза - кто? Совпадение или это она? Спрашиваю у учительницы:
- Роза Тойбахтина детдомовская?
- Да.
Прошло столько времени. Ей тогда было лет пять, может, четыре, когда меня перевели в другой детский дом. Узнаю? Скоро звонок на урок. Волнуюсь. Жду встречи. Села за последнюю парту. Звонка ещё нет, но дети заходят в класс. Внимательно разглядываю каждого ученика. Начинается урок. Учительница покачала головой, дала знать, что Розы на уроке нет. Почему?
После урока, во время перерыва, учительница рассказала мне о Тойбахтиной Розе:
- Оставили Розу на третий год.
- Во втором классе на третий год? - с удивлением и возмущением спрашиваю я. - Что уж так плохо?
- Очень. Учится плохо. Лучше, когда её нет в классе.
- Почему?
- Ужас! По классу ходит, на уроках не работает. Объяснение учителя для неё как об стенку горох.
После уроков по грязному тротуару районного центра Параньги шагаю в детдом - еле его нашла. Начало октября, осень в разгаре. Дожди, дни прохладные, улицы грязные. Розы в детдоме тоже нет.
- Где гуляет? Где моя беглянка?
- К ужину обязательно придёт, - сказала Розина воспитательница. - На обеде была.
Сижу на скамейке перед столовой детского дома. Девочки, одноклассницы Розы, обошли всю территорию детского дома - её не нашли.
- Она гуляет где-нибудь по посёлку или сидит у речки, - рассказывает девочка. - В школе она бывает редко. Дерётся каждый день, она вся в синяках ходит.
Купила конфет. Дождалась ужина. В Вятском детском доме в столовую приглашает горн, а здесь дети сами идут. Привыкли. Вначале - малыши, а потом - взрослые. Бегут малыши. Воспитательница пригласила меня в столовую, сказав, что Роза ужинает. Она уже знает обо мне от девочек. Я тоже вместе с детьми ем кашу. Но не рядом с тёзкой. Она беспрестанно поворачивается, разглядывает меня. Конечно же, Роза не знает меня, не помнит.
Поблагодарив за ужин, мы с Розой вышли из столовой, сели на ту же скамейку. Сидели долго, до отбоя.
На следующий день Роза пришла в школу раньше всех. Сидим мы за одной партой. В течение моей педпрактики моя тёзка не пропустила ни одного урока, в журнале появились тройки. Домашние задания выполняли вместе.
В конце практики я на Розу написала характеристику.
На мои письма Роза не отвечала. Так я простилась с Розой Тойбахтиной, возможно, навсегда.
Повесть «По утренней росе», глава 12.
Свидетельство о публикации №219080400803
Почувствовала Роза доброе к себе отношение и помощь, и ей захотелось учиться, что-то делать, чтобы это отношение не потерять.
И выходит, если у нас плохие дети, значит в нас самих мало хорошего.
Всего самого доброго,
Алла Гиркая 28.01.2020 13:47 Заявить о нарушении
Роза Салах 28.01.2020 14:40 Заявить о нарушении