Т. К. Союз Есть что сказать Жан Марк Аракелян

Народная артистка России Тамара Воронина: Дыхание святой Елисаветы       №24 (825) / 30 июня ’15   «Есть что сказать» для канала «Союз»
Журн.Жан, как Вы открыли для себя образ Елисаветы Феодоровны, и что в этой удивительной женщине так Вас поразило, что Вы уже несколько лет верны этой теме и так глубоко в нее погружаетесь?
Жан Марк Аракелян: В 2012 году я был в Турции, где сделал много фотографических выставок. Дела шли хорошо. Все мне говорили, что я – художник, человек искусства. Но в то время я себя еще не осознавал таким. Именно тогда, будучи в Турции, я сказал себе, что должен поехать в Россию и заняться этой темой. Потому что сила русской культуры была мне уже известна – например, через музыку. И эта тема святости, духовности меня очень привлекала.
Сначала я вернулся к себе во Францию, и в это время в Лионе в Католическом институте проходила выставка картин Свято-Елисаветинского женского монастыря из города Минска, посвященная святой Елисавете. Я обратился к образу святой, а когда прочитал ее книгу, влюбился в ее жизнь – это было мое. Это было как удар молнии, которая разразилась надо мной. Тогда я абсолютно никого не знал в России и послал свой план выставки в католический Институт в Москве. И меня пригласили – предложили приехать, чтобы работать над этим фотографическим сюжетом уже в России.
 Журн.Что в личности Елисаветы Феодоровны Вам больше всего импонирует, что кажется особенно привлекательным, достойным того, чтобы мы об этом знали и старались этому научиться?
Ж.М.А.: Меня поразило многое. Прежде всего – ее грусть и красота. А когда прочитал ее книгу, у меня возникло чувство, что она – такая личность, такой человек, которого я хотел бы воочию повстречать. Мне показалось, что если бы я открыл ей все свое сердце, она бы меня поняла. Каждый раз, когда я вижу ее фото, вижу ее глаза, у нас с ней как будто диалог происходит.
Многие вещи меня интересуют, но особенно поражает ее красота и грация. Она сохраняла эту грацию, даже когда ее руки были окровавлены (когда она собирала куски тела своего супруга). Это женщина великой внутренней поэзии!
Журн.Безусловно, в Елисавете Феодоровне мы видим воплощение того, когда внутренняя красота отражена и в красоте внешней. Но меня, например, в ней восхищает гораздо больше ее внешности, которой я, безусловно, отдаю должное, ее сила духа, умение простить, умение любить и миловать.
Ж.М.А.: Я сегодня понимаю – почему. Но когда я только начал делать свои фотографические работы, связанные с этим сюжетом, я ассоциировал весь ее облик с персонажами «Лебединого озера» Чайковского, и я ее действительно представлял в «Лебедином озере». Вот почему у меня много фото лебедей: лебедь полон грации. И святая Елисавета тоже полна грации. Она молчалива, но у нее есть некий твердый характер. В частности, она показала силу своего характера, когда видела Каляева в тюрьме, чтобы принести ему прощение. Мне кажется, что молитва такой и должна быть: она должна быть исполнена грации.
 Журн.Тамара Никитична, а чем Вас так заинтересовал проект, который представляет Жан?
Т. Н. Воронина: Дело в том, что я занимаюсь романовской темой всю жизнь, и Елисавета Феодоровна – это тоже большая часть романовской темы. Мы не однажды посвящали ей «Царские дни» и программы к ее 150-летию. Когда я увидела и услышала Жана, я поняла, что это наш человек и он вписывается в рубрику «Поэтические души говорят…». Он создает не только фото, он еще и пишет – и как пишет! Я посмотрела его письма, которые он сочинил: у человека, не знакомого с великой княгиней, но ощущающего ее душу, вдруг рождаются письма, которые бы она написала своей бабушке Виктории… И эти письма меня совершенно потрясли. Я увидела соединение души и видения фотохудожника, для которого свет очень важен (а фото – это тень и свет), с ее душой, ее видением: она тоже видела свет. Она видела этот свет, когда стояла перед шахтой, она видела свет России всегда, она была освещена внутренне. Я это прочла все, увязала этот проект со своим проектом и стала искать пути, как это можно реализовать. У Жана почерк кинооператора, у него «движущееся» фото – и это прекрасно. (А мы привыкли к статичности.) Это очень интересно. И меня очень заинтересовала его тема «Улыбка великой княгини Елисаветы Феодоровны в «Лебедином озере»».
Журн.Тамара Никитична, этот проект Жана будет каким-то образом представлен в Театре слова?
Т. Н. Воронина: Да, конечно. Но на это надо время, потому что это совершенно другое выстраивание. Я думаю, в него надо включить не только письма Жана – как он видит, как ощущает Елисавету Феодоровну, но непосредственно и ее письма, то есть ее живые письма того времени, чтобы понять, как они звучат через столетия, как ощущает современник ее образ.
Ж.М.А.: Первые работы, которые я сделал по образу Елисаветы Феодоровны, входили в выставку под названием «17 февраля 1917 года: дыхание святой Елисаветы». Она пережила смерть своего мужа и через это обрела новое дыхание. На каждом этапе своей жизни мы обретаем новое дыхание: и физиологическое, и какое-то внутреннее. И новое дыхание Елисаветы возникло как раз в период печали, что позволило ей организовать свой монастырь и всецело посвятить себя бедным людям. Это была моя первая работа, которую я включил в «Лебединое озеро», а потом я сделал вторую часть: «Посмертные письма Елисаветы к ее бабушке Виктории».
Люди сначала не понимают эту связь улыбки и «Лебединого озера», но в действительности эта улыбка – настоящая, она идет из души. Я не могу улыбаться коммерчески, настоящая улыбка – это стиль души, стиль жизни. Стиль, который я хочу выразить через все эти работы, – это стиль балета «Лебединое озеро». Проект будет включать в себя письменную часть и фотографическую. Великолепно, если театр Тамары сможет прочитать эти письма. Я ведь не ожидал, что в Екатеринбурге есть такой театр.
Последнее, что хотелось бы добавить, тема проекта – фотография, и я хочу запечатлеть свет. Что такое «запечатлеть свет»? Теперь я понимаю, что в этом и проявляется каждый художник, и нужно, чтобы был какой-то «сотрудник» среди святых, который тебе бы помогал запечатлеть свет на фотографии. В Алапаевске, в музее Чайковского, я видел фотографию Елисаветы в белом одеянии под названием «Лебедь». Существует предание, что когда она умирала, то напевала арии ангелов. Лебедь тоже поет перед своей смертью.
Я очень надеюсь, что этот проект французского фотохудожника поможет нам, иногда спешащим, закосневшим в своих предубеждениях, посмотреть на эту святую детскими, широко распахнутыми глазами, глазами любви. Дай Бог, чтобы все получилось как надо! Успеха вам!
 
13 октября 2016, 18:53

Дорогая Тамара,
Я прошу вашего прощения, искренне сожалею, что так долго не посылал Вам весточки, но уверяю Вас, что часто и всегда с большой благодарностью вспоминаю Вас и всё то неоценимое, что Вы для меня сделали, и. каждый раз, встречая Феликса, справляюсь о Вас.
Je vous demande vraiment  pardon de ne pas vous avoir donn; des nouvelles plus
souvent, mais soyez vraiment certaine que je pense bien ; vous, et ; chaque fois que je vois F;lix, je lui demande de vos nouvelles.

Я по-прежнему в России, мне столько хотелось бы Вам рассказать, стольким поделиться.. как быстро промчалось это время...
Je suis toujours en Russie,  j'ai beaucoup de choses ; vous dire  le temps passe tellement vite.

Для начала скажу, что слушал, и несколько раз, "Евгения Онегина" А.С.Пушкина и П.И.Чайковского. И каждый раз я очень глубоко думаю о Вас и, поскольку у меня допуск снимать, часто из-за кулис, мне удаётся очень внимательно следить за действием, концентрироваться на игре и жизни (пении) исполнителей этой полной загадочной мистики таинственной истории, и я с каждым разом всё больше,  проникаюсь величиной этой оперы. которую Вы мне советовали изучить. Совсем недавно я побывал в Петербурге, и один друг мне показал кафе, где Пушкин любил иногда завтракать, и сделал это в последний раз, ровно перед той роковой дуэлью (так рассказали мне), что меня очень взволновало и привело в трепет.
Tout d'abord je dois vous dire que j'ai eu  l'occasion de voir plusieurs fois ; l'Op;ra de Moscow, l'oeuvre de Pouchkine,  Evguenie On;guine. A chaque fois, je pense profond;ment ; vous, et comme je suis autoris; ; prendre des photos, je me concentre sur les chanteurs, sur l'action et de plus en plus je rentre dans le myst;re de cette histoire. Encore tout r;cemment, alors que j';tais ; St petersbourg, une amie m'a montr; le caf; dans lequel Pouchkine avait pour habitude de prendre son petit d;jeuner,  cela m'a beaucoup ;mu.

Эти последние три месяца я продолжал фотографировать балет и оперу, но я готовлю мой проект по Санкт-Петербургу на тему "Поэтическая сторона творчества балерины". Я представил этот проект господину Директору Академии балета имени Агриппины Яковлевны Вагановой; если Вам, дорогая Тамара, сколько-нибудь интересна моя концепция-"задумка" по этой теме - пришлю Вам, если пожелаете...
Ces 3 derniers mois, j'ai continu; ; faire beaucoup de photos sur le ballet et l'Op;ra mais je pr;pare un projet ; St Petersbourg sur la po;tique de l';me de la ballerine. J'ai soumit un projet au directeur de l'acad;mie de ballet de Vaganova, et si cela vous int;resse je peux vous envoyer le concept de ce projet.

Наконец, у меня начался новый проект, который может соответствовать тому, что делаете Вы. Вы, которая так ценит и умеет донести до публики во всём блеске произведения больших русских писателей и поэтов, соединяете, гармонизируете с музыкальными шедеврами.. я не знаю, почему мне в голову пришла мысль сделать то же самое. но другими, доступными мне средствами, используя фотографические материалы моих съёмок и портреты русских удивительных людей! Высылаю несколько примеров ...В конце концов. я думаю, что это Вы лично Вы, глубокоуважаемая Тамара, глубоко вдохновили меня, так как то, что делаете вы, проникнуто такой правдой и такой силой! 
Enfin, j'ai un deuxi;me projet que j'ai commenc; et qui correspond un peu ; ce que vous faites. En effet, vous mettez en valeur les grands ;crivains Russes, avec la musique, et je ne sais pas pourquoi, mais j'ai eu l'id;e de faire la m;me chose, mais avec des photos que je fais sur le ballet et l'Op;ra, mais aussi sur des photos de visages russes. Je vous ai envoy; quelques exemplaires... Je pense finalement que vous m'avez profond;ment inspir; car ce que vous faites sur les auteurs Russes me parait finalement tellement juste et puissant.

Я снова уезжаю во Францию, 24 октября по причине окончания визы, но. когда вернусь - поеду в Питер. Это город, в котором я надеюсь ещё творчески подрасти, и по линии искусства. и по линии знаний и Духа, и. смею Вас уверить, что. где бы я ни был, Вы остаётесь в моём сердце, как изумительный пример верности и преданности своему идеалу и своему Делу во имя любви к России. У меня тоже эта любовь неуклонно углубляется и здесь со мной Говорит Всевышний, и однажды я хотел бы поделиться с Вами чудом, которое со мной произошло в лесу во Владимирской области...
Je repars le 24 Octobre en France, car mon Visa est termin;, mais ; mon retour j'irai
; St Petersbourg. C'est une ville dans laquelle je vais encore grandir artistiquement mais aussi spirituellement, et soyez certaine Tamara, que o; que je serai vous serez
toujours pr;sente dans ma mon coeur, parce que je comprends votre d;votion pour l'amour  de la Russie. J'en ai moi m;me beaucoup car Dieu me parle dans ce pays, et je vous dirai un jours un miracle que j'ai v;cu personnellement dans une foret pr;s de la r;gion de Vladimir...

В вашей стране много Красоты, которую видит моё сердце и, без всякого сомнения, Господь Зовёт меня продолжать искать и замечать и останавливать её как прекрасные мгновения в отпечатках на бумаге и во всём моём существе, и всегда со мной образ Святой Елизаветы (Феодоровны Романовой), на моих путях она, так или иначе, и даже иногда чудесным образом отвечая на мои молитвы к Ней, всегда Присутствует, как бы Ведёт, крепко держа меня за руку...
Il y a dans ce pays beaucoup de beaut; que mon ;me per;ois et sans aucun doute Dieu m'appelle ; le chercher ici avec l'accompagnement de St Elisabeth Feodorovna qui est toujours tr;s tr;s pr;sente sur mon chemin...

Мы снова увидимся, Тамара...

Спасибо за ваше ко мне доверие!

  Jean

Some photos Evg;nie Oneguine
https://goo.gl/photos/aZPuE6xAeRX795sJ6

Opera FAUST of GOUNOD

https://goo.gl/photos/si67JGRYKyRPTf3T7

--
Jean
Mobile Ph.  8 (977) 835 42 46

 
20 января, 15:44


Дорогая Тамара, здравствуйте!

Помните ли Вы, при нашей встрече в самом начале янВАРЯ, накануне моего отъезда в Санкт- Петербург, я Вам сказал о своём желании стать православным христианином, и хотел, чтобы это огромная перемена со мной состоялась в столетие мученической кончины Святой Новомученицы Елизаветы, к 18 июля 2018.

Я должен Вам сказать, что события ускорились: я был крещён в Православие в Петербурге, в церкви на Подворье Оптиной в день Рождества Христова, седьмого янВАРЯ с именем Иоанн. Мой Святой Покровитель, Святой Иоанн Евангелист, Моли Бога о мне!

Моему, такому скорому, крещению в Православную веру предшествовала трёхмесячная вереница удивительных событий. Было бы слишком долго здесь излагать подробности, но при нашей встрече я бы хотел рассказать Вам все, в том числе и одно чудесное, мистически значимое, из них, реальное чудо, о котором невозможно рассказать без деталей, без подробностей...

Сейчас же я спешу сказать Вам, что в то время, когда надо мной совершалось Последование крещения, при мне, как всегда, была иконка Св.Елизаветы Феодоровны. Вне всякого сомнения, она вела меня к Православию, воздействуя на всё моё существо через Русский балет...

Это настоящий Подарок - стать крещёным православным человеком именно в Питере, в день Праздника Рождества Христова и в столетие переворота, которое Попустил Господь... Санкт- Петербург меня "поймал". Надеюсь оправдать это высокое доверие ко мне...

Храни Вас Господи и до очень скорого!
Jean


Рецензии