Малая родина на картинах белорусских художников

     В областном музее им П.В. Масленникова в июле 2019 года открылись выставки С.Н. Масихо «Мой путь» и Г.В. Матусевича «Млечный путь». 
     Обоих  художников, наших земляков, можно назвать народными, так как всю свою жизнь они живут на земле своих предков, пишут картины о своей малой родине. Участвуя в различных областных, республиканских и международных выставках и пленэрах прославляют свои родные места и соотечественников. Они являются членами Белорусского союза художников. Их картины есть в фонде музея.
     Любители живописи, пришедшие в музей,  могли воочию увидеть и услышать Сергея Николаевича Масихо, его сына и друзей, пообщаться с ними в частной беседе, сфотографироваться.

     Сергей Масихо родился и вырос на берегу Сожа, в городе Кричеве. Красота родной земли и стала причиной, которая побудила взять в руки карандаш, а потом и кисть. Вспоминает теперь уже маститый художник, что начинал рисовать в обычных пятикопеечных альбомчиках. Учителем рисования в старших классах был М.И. Иванов, которому художник благодарен и по сей день. В 9 классе занимался в кружке изобразительного искусства у А.Г. Геращенко. Не расставался с красками и карандашами все годы учебы в средней школе. В период срочной службы в Минске  познакомился с полотнами художников, которые находятся в Национальном художественном музее Беларуси. Здесь Сергей Масихо впервые познакомился с работами белорусского и русского художника-пейзажиста Витольда Белыничского-Бирули. И они стали откровением для него.
     Так, Сергей Николаевич вспоминает, что приглушенные краски на полотнах мэтра показали ему, каким должен быть свет и на его картинах. Мол, Беларусь – это не южные страны с ослепительным солнцем. Это средние широты с особенным, приглушенным светом, который только подчеркивает неброскую, но такую близкую душе красоту родной природы. 
– Пишу одни и те же родные места, так как каждый раз вижу их по-разному, – сказал художник посетителям выставки. – Идет время, усыхают ручьи, мелеют реки, меняются пейзажи, вот и стараюсь зафиксировать эти изменения, чтобы сохранить для потомков…
     Свою манеру письма Сергей Масихо называет импрессионистской, так как в работах стремится показать впечатление, которое вошло в его душу благодаря увиденной красоте. Поэтому его творческое кредо – это работа на пленэре, иначе говоря, с натуры. Пробовал писать в студии, но тогда нет ощущения единства с природой, нет тех неподражаемых красок, того воздуха и света, которые так хочется передать. Поэтому каждый написанный художником пейзаж – это состояние души не только природы, но и самого автора.
     40 лет он трудился в  Детской художественной школе, первым директором которой был Анатолий   Геращенко.  Он много лет увлекается керамикой, является членом Союза мастеров Беларуси. Свои работы представляет на различных республиканских праздниках, таких, как «Александ¬рия собирает друзей», «Славянский базар» в Витебске и др.
     Награжден серебряной медалью «За успехи в народном хозяйстве СССР».

     Геннадий Матусевич родился  в райцентре Червень Минской области. Род Матусевичей был аристократическим и имел свой герб: два белых лебедя, один из которых изображён на красном щите. Геннадий окончил Минское художественное училище, затем Белорусский театрально-художественный институт. Учился у Бориса  Аракчеева, Виктора Громыки, Кима Шестовского. С 1986 года работал в художественных мастерских г. Могилева, с 1993 года живет в Червене.
     Он работает в разных жанрах живописи (портрет, пейзаж, натюрморт), скульптуры, керамики. Главная тема его творчества — жизнь маленького провинциального городка, отраженная в окрестных пейзажах, бытия городка, изображениях близких людей. Друзья называют Г.Матусевича "умеренным импрессионистом", добавляя, что в его импрессионизме присутствует и "умеренный символизм". Его произведения хранятся в фондах Белорусского Союза художников, музеях современного изобразительного искусства в Минске, Национальном художественном музее Беларуси, Могилёвском областном музее имени Павла Масленникова, а также в личных коллекциях Ирландии, Англии, Польши, России, Болгарии.
     Что касается скульптурного творчества художника, он — один из немногих в Беларуси мастеров, предпочитающих другим материалам дерево — традиционный материал белорусского народного искусства. Он автор  мемориальных досок Николаю Равенскому (первая скульптурная работа автора) и Марии Мякоте, деревянной скульптуры “Маці-Ігумення”, памятника Станиславу Манюшко.
Геннадий Вацлавович награждён медалью Язэпа Дроздовича «За плён у мастацтве».

     Знакомясь с картинами и скульптурами, слушая интересные рассказы о творчестве художников, присутствующие гости ощущали в душе радость и гордость за своих земляков, художественный язык которых близок и понятен нам. Покидая музей,  искренне желали, чтобы  родные просторы еще долго их вдохновляли на творчество, а работники музея так же заботливо поддерживая и прославляя художников, знакомили могилевчан с талантливыми соотечественниками.


Рецензии