Размышления о дедовщине в армии

Тема “дедовшины” в армии давно уже стала “притчей во языцех”. Прошел и я, как и многие советские люди, через этот смрад, хотя и выдержал. Но в душе у меня до сих пор сохранилось отвращение к этому уродливому явлению, позорящее  Армию. Часто думаю, как можно было бы эффективно победить это зло.
Помню, в один из дней своей службы в Афганистане, куда нас, совсем еще молодых младших лейтенантов, направили в 1983 году исполнять свой интернациональный долг, во время проведения очередной боевой операции, в ожидании дальнейшего приказа командования, разговорился с одним из наших боевых генералов, к которому я был прикреплен в качестве военного переводчика,  о проблемах “дедовщины” в армии. На мой осторожный вопрос, когда появилось “дедовщина” в советской армии, он гневно ответил:
- Такого безобразия в Красной Армии, тем более в русской, никогда не было. Это гад Берия, со своими палачами, убедили Сталина в 1943 году  разрешить мобилизацию урков на фронт. Вот они и привнесли свои воровские порядки в армию. До сих пор хлебаем это дерьмо.
В известном юмористическом кинофильме Л.Гайдая «Не может быть» один из главных героев поет шуточную песенку, где есть слова «Губит людей не пиво, губит людей вода».
И в нашем случае тоже, армия разрушается не от действий вероятного противника, а вследствие морально-психологического разложения личного состава под влиянием такого опасного явления как “армейская дедовщина”, унижающее достоинство молодых людей, по-сути еще детей, которые добросовестно приходят в армию честно исполнить свой воинский долг перед родиной.
Парадокс заключается в том, что вся армейская система, в лице отцов-командиров и военных воспитателей, до сих пор ничего не может сделать в плане его искоренения. Причем это уродство сохраняется, как ни странно, только в армиях постсоветских республик. Ни в одной армии стран НАТО эта проблема так остро не стоит, как у нас.
И как результат, “дедовщина”, как страшная машина, не перестает  морально и физически уничтожать и калечить тысячи и тысячи молодых людей.
Что делать молодому солдату, если “старики” его совсем одолели и куда жаловаться?
Обращаться к своим офицерам бесполезно, ибо они являются неотъемлемой частью этой порочной системы. Лучше, конечно, написать письмо в военную прокуратуру, но не факт, что письмо дойдет до адресата. Сообщить о своей горькой доле родителям? Можно, но жалко их впутывать в этот процесс, да и мужская гордость не каждого новобранца позволит это сделать.
К сожалению, именно безысходность порой толкает молодых людей к отчаянному шагу - наложить на себя руки или расправиться с обидчиками посредством АКМ.
Многие считают, что этот недуг можно излечить посредством проведения в армии глубоких и эффективных реформ, с переводом её на профессиональные рельсы. Но современные социологические исследования говорят, что и в профессиональных армиях постсоветских республик не удается побороть это зло. Увы, подавляющее большинство офицеров равнодушно относятся к тому, что происходит в казарме в их отсутствие. Дедовщина им даже помогает нести службу, потому что старослужащие круглосуточно контролируют ситуацию в подразделении и при необходимости проследят исполнение отданных приказов.
Конечно, при желании офицер всегда сможет пресечь неуставные взаимоотношения в отдельно взятом подразделении, в том числе не допустить издевательств, но это мало влияет на общую ситуацию. В армии таких офицеров немало и их заслуженно за это уважают. Но большинство офицеров воюют с дедовщиной лишь формально, несистемно, заставляя личный состав жить строго по уставу, а в это время за их спинами нередко творятся бесчинства и беспредел.
В целом же офицеры, как показывает жизненная статистика, слабая защита от казарменного произвола, а тех, кто пытается все-таки бороться с этим и сообщают командованию о творящихся безобразиях, причисляют к стукачам, со всеми вытекающими последствиями.
Как же все-таки молодому солдату этому сопротивляться? Прежде всего, надо помнить, что в разряд “непутевых” больше всего попадают слабаки и неумейки. Если “дух”, как называют “старики” новобранца, не соблюдает личную гигиену, физически и духовно слаб, не умеет мыть полы, элементарно вдеть нитку в иголку или излишне задумчив, рассеян, медлителен, то он первый кандидат на роль козла отпущения.
Если неумение, впрочем, можно как-то компенсировать старанием, желанием научиться, исполнительностью, то какие-то свойственные человеку от природы качества как медлительность, утомляемость, трусость невозможно переделать, что и становится основной причиной того, что этого “духа” начинают гонять и чморить.
По истечении стольких лет, часто размышляя об этой проблеме, я пришел к выводу, что об этом надо открыто говорить и не делать из этого "военную тайну", а призывников и новобранцев, не стесняясь, надо учить побеждать это уродливое явление, как системно учат в армии бить врага. “Дедовщина”- это опаснее чем враг, потому что разлагает Армию изнутри.
Не у каждого новобранца хватает внутренней силы выстоять против такого врага. Впрочем, у каждого своя история на этот счет.


Рецензии
Я в 81-ом отслужил. РВСН, старший сержант. Очень хорошо знаю эту проблему. До сих пор убежден, что воевать с дедовщиной - донкихотство. С ним не надо воевать, надо искоренять причину! А причина дедовщины - это офицеры части!

Магомед Алхасов   07.08.2019 13:58     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. Творческих упехов. С удовольствием начал Вас читать.

Авазбек Атаханов   07.08.2019 15:29   Заявить о нарушении
Да, только равнодушие, попустительство являются проводниками этого постыдного кошмара. И не только этого. Давать отпор, высказывать своё несогласие - трудно, но надо. Чтоб остаться Человеком.

Нора Нордик   12.01.2020 07:54   Заявить о нарушении
Да, Вы правы, честным людям надо об этом всегда говорить, осуждать это позорное явление, писать, бить в колокола. Спасибо за мнение.

Авазбек Атаханов   12.01.2020 10:02   Заявить о нарушении